7 заповедей Ноаха – психологическая потребность.
Мы живём в особенное время. Сегодня, в век электроники и науки, когда простые школьники и студенты почти в совершенстве знают несколько языков компьютерного программирования и разрабатывают сумасшедшие проекты на основе нано-технологии, не исчезает, а только усиливается это странное ощущение голода. Трудно передать словами, что это за голод, но большинство людей его уже давно испытало. И мой читатель, который держит в руках эту книгу, тоже испытал это чувство. Это чувство странной неполноценности, ущербности, нехватки, неидеальности, незавершённости появляется в жизни каждого, не зависимо от материального положения, социального класса и количества друзей. Производились разные попытки «заглушить» это чувство голода: человек ел, слушал музыку, общался с друзьями, развлекался, но странное чувство всё равно оставалось. Не сложно догадаться, что я говорю о не физическом голоде, который иначе не назовешь, как духовным голодом[1].
На западе новое молодёжное движение «хиппи» уже в 70-х вошло в моду и завербовало немало молодёжи, а так же людей искусства и политики. Среди них был и Джон Ленон, который стал одним из символов движения хиппи благодаря своей знаменитой песне «Imagine», которую написал ещё до того, как само движение зародилось. Потом «Биттлы» и другие легенды западной музыки, такие как Дженис Джоплин, Джоан Баез, Джим Моррисон, Джими Хендрикс, Джерри Рубин, Эби Хоффман и другие, были официально восприняты как «патриархи» движения, хотя при изучении биографии этих (и других, не упомянутых) музыкантов и артистов я обнаружил, что большая часть из них начинала своё творчество самостоятельно, а уже позже примкнула к новому движению. В Советском Союзе движение хиппи почти сразу стало популярным. В это опасное время советские хиппи осмелились устроить Парад Любви (не имеющий никакой связи с гомосексуализмом) прямо в столице, после чего были сурово наказаны.
Одной из основ движения является увлечение чем-то духовным, хотя принадлежность к какой-либо религии или религиозным догмам никогда не была обязательным условием. Скорее, всё сводится к простому увлечению и реже – к заимствованию некоторых взглядов и практик. На деле предпочтение отдаётся формированию представления о новой жизни, лучшей жизни, свободы, утопии вне рамок религиозной догматичности и кастовой системы. Поиск Универсальной Истины часто начинается и заканчивается на образе жизни. Одни практикуют отказ от спиртного и курения, занимаются йогой и изучают восточную философию, другие используют препараты, «расширяющие» и «освобождающие» сознание, третьи умудряются на практике сочетать и то, и другое. Выбор конкретной религии для хиппи всегда был дозволенным, но не желательным. Всё же кто-то выбирал для себя индуизм, кто-то практиковал африканские ритуалы, завезённые когда-то давно темнокожими рабами, кто-то жил с индейцами и изучал их ритуальные практики, а кто-то вспомнил про старую английскую религию и Стоунхендж. Чаще всего даже такой уход в религию исходил не из чистого душевного порыва, а скорее из солидарности с религиозными меньшинствами, даже это говорит лишь о том, что в движении не было места убеждённым атеистам. При этом внутри движения всегда было неприемлемым и странным спорить с кем-то на темы веры и кого-то агитировать. Молодые люди разных взглядов и убеждений уживались вместе и гордились своим либеральным настроем, считали себя воплощением мечты о мире во всём мире. Само же выражение «Мир во всём мире» для движения стало одним из главных лозунгов.
А символика хиппи всегда содержала изображения белой голубки и радуги. Как это напоминает нам историю о Ное, который со своей семьёй пережил Потоп, чтобы заново возродить человечество! Ной выпустил из Ковчега голубку, которая принесла в клюве масличный лист – символ конца Б-жьей кары. Земля показалась из воды, Ной приготовился к выходу на сушу. В последний раз Ной выпустил голубку, и та не вернулась. Тогда Ной понял, что пора выходить из Ковчега. Когда Ной вышел со своей семьей, Создатель заключил Завет с Ноем, а напоминанием о Завете сделал радугу. С тех пор радуга – символ мира между человеком и Создателем, а так же напоминание о всемирном братстве, которое постепенно разрушалось от Адама до Ноя и было снова восстановлено на какое-то время в потомстве Ноя. Возможно, молодёжное движение, организованное людьми из разных культур, разных социальных классов, разных цветов кожи, – это неверно понятое проявление общечеловеческого инстинкта, цель которого – стремление к сплочению, примирению, равноправию. И этот инстинкт, генетически переданный всему человечеству от общего праотца Ноя, подал свой сигнал. В 80-х годах движение хиппи создало новую акцию «Еда вместо бомб» (Food not bombs), активисты которой раздавали бесплатную еду бездомным, призывали к вегетарианскому образу питания и так же уверяли, что если бы финансовый бюджет, выделенный на войну, был бы потрачен на еду, в мире не осталось бы голодных. Как это напоминает нам пророчество из Библии о Мессианской Эпохе: «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы»[2]! Да и другие лозунги, названия песен и акций так же намекают на радугу и мир. Например, «Встреча Племён Радуги» (Rainbow Gathering) –ежегодное собрание людей, разочарованных в в современной системе общества, капитализме, манипуляции сознанием через СМИ и политике. Эта встреча организовывается активистами движения хиппи и «Нью-Эйдж» (New Age), на встрече запрещены алкоголь, наркотические вещества и какие-либо проявления агрессии. Возникновение этого движения сами организаторы связывают не с библейскими пророчествами, а с пророчеством индейцев хоппи, которое содержит вот такие слова:
Придёт время, когда Земля будет становится всё более больной, и тогда племя соберётся из людей всех культур Земли; из людей, которые верят в поступки, а не в слова. Они будут вместе трудиться, чтобы излечить её… и их будут знать как «Воинов Радуги».
Это пророчество неоднократно пытались разоблачать. Многие исследователи сошлись на том, что это пророчество – фальшивка, впитавшая в себя всё же реальные пророчества о Конце Дней у разных индейских племён. Верить или не верить – не в этом вопрос. Библия не отрицает возможности того, что лжепророки и язычники могут пророчествовать. Если говорить конкретно о пророчествах индейцев хоппи, то часть их уже сбылась, но и такое утверждение дошло до нас через СМИ, а не напрямую от вождя индейцев хоппи «из уст в уста». Всё же, в Википедии[3] я нашел ещё один интересный рисунок, который вряд ли мог быть простой выдумкой, учитывая, что его создавали люди далёкие от Библии. Этот рисунок, якобы иллюстрирующий пророчество, изображён на камне:
Здесь мы снова видим интересные намёки. Внизу изображён человек, рядом с которым – символы разрушения и войны: свастика и крест. Конечно, индейцы когда-то не знали значения креста, но ведь и пророчество было сказано уже после прихода в Америку христианства. А свастика – символ Солнца у индейцев, – ну и что? Не все индейцы использовали этот символ, да и кроме того, в наше время не осталось индейцев, которые бы не слышали о Второй Мировой Войне. А когда члены Ку-Клус Клана стали открыто использовать этот символ на своих собраниях, индейцы заимели возможность познакомиться со значением этого знака поближе. А выше этих знаков изображена Новая Земля, на которой человек сажает деревья или растения, а за спиной у него, возможно, бомбы. Слева от него изображены люди в шляпах, напоминающие ортодоксальных хасидов, а в небе – солнце за облаком, проливающим обильный дождь, и то ли молния, то ли радуга.
Как ортодоксальный иудей, я не должен особо уделять внимание языческим пророчествам и рисункам, но сейчас, когда я пишу эту книгу, я в первую очередь психолог-юнгианец, который просто не может пройти мимо такого самовыражения чьего-то «Бессознательного Коллективного», а во-вторых я ещё и объективный исследователь. Что я вижу в подобном творчестве человека (не важно какого: белого или красного)? Я вижу в этом проявление чьих-то ожиданий, возможно, эсхатологических, в которых если человек даже не верит, то по крайней мере хочет, чтобы они оказались правдой.
Вообще, символика радуги в творчестве хиппи просто таки бросается в глаза. Например, второй альбом Джими Хендрикса называется «Rainbow Bridge» («Мост из радуги») и так далее. Но есть помимо радуги и другие намёки, не менее интересные. Например, один из лозунгов хиппи – «Off The Pig!» («Выключи свинью!»). Свинья в каббале и еврейской традиции символизирует Эсава, Эдом, христианство. Не в смысле оскорбления (свинья – это прежде всего животное), а в том смысле, что свинья имеет один признак кошерности (на ногах) и один признак некошерности (не имеет жвачки). Эсав так же в традиции называется «евреем-вероотступником», потому что рожденный от еврейского Патриарха, он ушёл и отказался от духовного наследства, которое Ицхак хотел передать своим сыновьям. Всё же, Эсав старался лучше Яакова выполнять заповедь почитания родителей и он не отказался от своего Завета обрезания (хотя, не передал его потомкам). Эсав сделал свой выбор: он решил остаться «полу-кошерным». Именно потомки Эсава стали первыми христианами – этой «полу-кошерной» религии, в которой священный канон состоит из Священной Библии (Танах) и жизнеописания человека из Назарета, полного ошибок и вольнодумства греческих и римских авторов – потомков Эсава[4]. Так же и догматика этой религии: принимается Танах и единоб-жие, но тут же Танах считается «упразднённым», а к Единому Б-гу присовокуплены ещё два «лица», которые почти равноправны Ему. Образ жизни, проповедуемый этой религией, так же «полу-кошерный»: с одном стороны учение христианства призывает своих последователей любить всех людей, даже евреев, названных «лозой родной», а с другой стороны христианство породило церковный антисемитизм и фашизм. Свинья – самое некошерное животное с духовной точки зрения по той причине, что она имеет один признак кошерности, а такая неопределённость – ещё больший недостаток. Когда свинья кувыркается в луже грязи, она поднимает к верху свои копыта и показывает: «У меня есть этот признак! Я – кошерная!», а признак некошерности скрывается внутри. Так что же может означать этот лозунг хиппи, если смотреть на него духовно? Отказ от неправильного воспитания западной культуры? Отказ от неопределённости? Отказ от лицемерия? Или отказ от христианства?
Если мы стоим ногами на земле, мы хорошо и детально видим комнату или улицу и всё, что находится рядом. Пока что – никакой общности. Множество предметов, цветов и мнений. Если мы поднимемся на 20 метров, мы увидим в этом что-то общее, целое, мы увидим улицу или свой дом. Если же мы поднимемся на несколько километров, мы увидим всю страну. Мы увидим её одну, единую, сможем даже сказать что-то общее, что можно сказать о целой стране. Например, мы скажем что-то о её формах, о ей территории, о её климате, о её цвете, о её ландшафте и т.д. Давайте не будем фанатично осуждать всё, что выступает против привычной нам религии или культуры. Что мы видим, когда превозносимся выше всех этих деталей? Если мы посмотрим на движение хиппи и на другие подобные им движения свысока, что мы увидим? «Общая душа», называемая в каббале «Нешама Клалит» и в психологии «Коллективное Бессознательное», подаёт нам знаки. Это – душа Эсава, которая постепенно пытается «стряхнуть» с себя христианство и его деструктивные догмы и поучения. Эсав просыпается, и это происходит в нашем поколении – давайте понаблюдаем! Почему никто из хиппи не исповедовал христианскую религию? Почему Джон Леннон в 1966 году в интервью для газеты «Evening Standard» сказал: «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет»? Почему в песне Леннона «Imagine» есть слова «And no religion too»[5]? Почему по сей день хиппи ищут свою Истину где-то на востоке, где-то в музыке, медитации, каббале?
Лично я вижу во всём этом знак. Что-то очень древнее просыпается в человеке. Это – древний ген, который присутствует в крови каждого человека. Наше время в иудаизме называется «пяткой Машиаха» – т.е. Мессианской Эпохой, когда Машиах так близко, что уже слышны его шаги. Многие пророчества о Последних Днях уже сбылись, многие ещё сбудутся. О пророчествах мы поговорим позже более подробно. Среди этих пророчеств есть так же сообщения о том, что в Последние Дни всё человечество будет жить под одной общей Истиной, под Одним Б-гом, говорить на одном языке и иметь одни общие цели. В Последние Дни снова вернутся Бней-Ноах – «потомки Ноаха», с которым Творец заключил Завет после Потопа. Это потомки не только по плоти, но и по духу, потому что они вернутся к древнему Завету и будут жить по Семи Заповедям, о которых мы поговорим позже. И знак, о котором я говорю – это добрый знак. Это – сигнал, исходящий от души, той самой души, которая через множество свои воплощений вспомнила, как когда-то давно в дни Ноаха она следовала Семи Заповедям и жила совсем по-другому.
Как жаль, что сигнал был неверно передан и ещё более неверно истолкован. Взрослые люди считали, что движение хиппи – это каприз молодых пацифистов, недовольных войной во Вьетнаме. Мало кто обращал внимание на то, что само движение призывало к глобальному прекращению войны и обращению к духовности. А сами хиппи просто погрязли в наркотиках, многие умерли от передозировок и ломок. Не потому что они – глупая молодежь, нет! В глупости их обвинять невозможно. Это – умные ребята, духовные, самостоятельные. IQ Джима Моррисона был равен 149 баллам[6]. Они просто дошли до отчаяния. Сопротивление сыграло только одну хорошую роль – спасло множество молодых ребят от наркотиков, но ещё задолго до этого сопротивление глупо проигнорировало призыв прислушаться. Сами члены движения искали свою Истину всюду, где только могли. Но диапазон духовных исследований ограничивался только лишь примитивными формами язычества, которые имелись на их континенте или в их стране. Отчаяние и духовная неудовлетворённость довели много молодых людей до наркотиков. Если духовный экстаз не приходит сам, то его можно спровоцировать самому, притянуть его силой, изнасиловать – так считали хиппи. Марихуана и ЛСД стали продолжением и окончанием их духовного поиска. Здесь наша беседа о движении хиппи заканчивается.
Начиная с середины 90-х годов во всём мире был замечен резкий рост популярности религии. На территории бывшего Советского Союза деструктивные тоталитарные секты стали расти как грибы. И по статистике секта «Свидетелей Иег-вы» была самая популярная. Постсоветская оттепель, свобода вероисповедания, свобода взглядов и, конечно же, голод. На этот раз я говорю о физическом голоде. Всё чаще в дверь стучали – не чекисты в кожаных плащах, а улыбающиеся гости в элегантных брюках и глаженой рубашке. Даже улыбка их была какой-то «западной». Почему? Известно почему – их учение заморское, из США. Эти люди (обычно, их было двое) открывали перед хозяином дома журнал, в котором множество ярких цветных картинок. На иллюстрациях изображены довольные (даже счастливые!) люди разных цветов кожи, которые дружно и радостно собирают бесплатные фрукты в каком-то райском саду. Новый намёк: Царство Небесное не было построено на земле (попытка хиппи провалилась), даже попытка взять его штурмом наркотиков не принесла успеха, так что новая тактика – рисовать это Царство на небе, любоваться им и пускать слюну. В эти голодные годы журналы Сторожевой Башни были новым лучиком надежды на что-то светлое. Религии был дан зелёный цвет, но не все на него поехали, чтобы снова приехать в православную церковь с её строгостью, наказаниями, рассказами об аде, хмурыми и окровавленными «святыми» на старых почерневших иконах. Сторожевая Башня легко воспринималась после духовной «перезагрузки», тем более что все тысячи её внутренних противоречий, ошибок и врак не так заметны тому, кто ещё во времена антирелигиозной политики Советского Союза забыл книги Нового Завета и основные догматы церкви. Так яркие иллюстрации вкусных фруктов и улыбок, а так же интернациональный «американизм»[7] купили себе множество новых душ в странах бывшего СНГ.
Одновременно с распространением учения Сторожевой Башни возникали и другие локальные секты, основанные на синтезе христианства и восточных практик. Иногда в основу секты вкладывали некие элементы старой славянской веры. Особых требований по поводу образа жизни в этих сектах не было. Главное требование – верить своему «гуру», жертвовать деньги и «покупать» себе место в раю. Никто точно не знал, каким будет этот рай, каково устройство высших миров, какова мера возмездия в загробной жизни и т.д. Обзор таких сект на территории СНГ для нас сейчас бессмыслен, потому что среди этих сект мало общего. Единственное, что нам интересно – это попытка основателей сект убежать от чего-то приевшегося и общепринятого. Прихожане таких сект испытывали неудовлетворенность учением ортодоксальной церкви. Мотивы возникновения сект всегда были разными, но нужно признать, что общий знаменатель всех таких мотивов – разочарование и желание лучшего. Из всех сект на территории СНГ я выделил только Свидетелей Иег-вы по той причине, что их организация – единственная, акцентирующая внимание на братстве всех народов и цветов кожи, и в этом, несомненно, был секрет её успеха.
Идея всемирного братства быстро адаптировалась в сознании граждан бывшего Союза. Сама идея коммунизма тоже основывалась на братстве народов и равенстве прав, за что и стала такой популярной.
Все вышеприведённые примеры я рассматриваю как прекрасные примеры самостоятельных попыток человека построить рай на земле, которые, к сожалению, оканчивались неудачно. Движение хиппи на западе попало в ловушку наркотиков, религиозные секты США, СНГ, Японии и других стран подводили своих адептов к самоубийству; коммунизм с его обещаниями о светлом будущем перевоплотился в откровенный и бесстыжий терорризм. Любые попытки человека самостоятельно построить рай земной сопровождались жертвами.
Продвигаясь по хронологической линейке назад – в прошлое, мы пересекаем красный отрезок истории, на протяжении которого во всем мире кипели споры вокруг идеи коммунизма. Некогда давно пассажиры «пломбированного вагончика» несли в Восточную Европу новые идеи, основанные на альтруизме и служении обществу. В большинстве это были изгнанники родины и бывшие церковники, которые были уверены, что их новое лекарство исцелит общество от вражды взаимного непонимания. По замыслу, сведение всех жизненных приоритетов и нравственных взглядов к одной общей середине – труду и уважению любого ближнего (который по умолчанию являлся «товарищем»), должно было сплотить человечество. Однако, на деле оказалось всё сложнее, чем в теории. Борьба с религиозными кастами (как проявлением классовых различий) переросла в борьбу с верой в Б-га. За основу было взято учение марксизма, основанное на теории происхождения жизни по Дарвину.[8] Если человек самостоятельно добивался своих высот за счёт доминирования «лучших видов» над «худшими», то для Б-га просто не оставалось места. Нужно было всего-то поднять всё человечество до уровня доминирующего вида, дать ему возможность самореализоваться, даже если для этого понадобится звонкий удар кнута. Раскулачивание должно было дать неудачникам второй шанс, даже если для этого пришлось опуститься до отбирания чужого имущества.
Убрав Б-га из сознания людей, коммунизм убил всякую надобность в религиозной морали. Простой человек знал, что плохо обижать другого – не потому что это грех и страдание для ближнего, а потому что так заведено. Человеческая гордыня породила мысль о том, что мораль исходит от самого человека, а не от Творца. В итоге эта идея ушла в неправильном направлении. Послушные граждане писали доносы друг на друга по каждому пустяку. Кто-то выискивал в мусорном ведре у соседской двери старую газету с фотографией вождя, чтобы написать донос и получить квартиру соседа, а кто-то охотился на добытые потом и кровью тайные финансовые или провизорные сбережения товарища, чтобы «раздать народу», а вернее – разворовать. С точки зрения идеологии коммунизма такие поступки считались достойным похвалы, а совершавшие их – «праведниками». Но скрытая суть такого поведения являлась вопиющей безнравственностью, которая уже не мешала тому, кто отрёкся от веры в посмертное воздаяние за грехи.
Индивидуум с лёгкой руки приносился в жертву ради общества, при этом забывалось и то, что именно индивидуумы составляют общество. Это «жертвоприношение» репрессированных ради общества достигло таких масштабов, что уже подходило к метке «само общество». Как-то незаметно понятие «общество» стало применяться к какому-то третьему лицу, которого никто никогда не видел, но которому каждый был обязан прислуживать и поклоняться, забывая о собственном праве на счастье.
Продвигаясь ещё назад по линии времени, минуя тёмное Средневековье, мы попадаем в эпоху раннего христианства, когда в соответствии с учением Павла была стёрта всякая грань между «эллином» и «иудеем»[9]. Классовые различия были на пике своего развития – монархи, министры, префекты и советники – их не задела проповедь Павла. Да и церковные прелаты, кардиналы, епископы – это более поздняя придумка церкви, которая ранним апостолам не казалась такой необходимой. Павел проповедовал духовное равенство людей перед Б-гом, не заостряя внимание на кастовых и социальных различиях. Чем больше мы движемся назад, тем теплее становится. Однако, здесь всё ещё недостаточно тепло, и от учения Павла мы можем с лёгкостью простудиться. Новозаветный Павел неверно понимал Б-жий замысел об Израиле среди народов. Согласно его проповеди, самый простой язычник, уверовавший в Иисуса, и иудей, трепетно выполняющий более шести ста разных заповедей и проводящий большую часть свободного от работы времени в изучении Торы и молитве, – равны. Здесь произошло очередное «раскулачивание» – духовное. Все заслуги еврейского народа за выполнение сложных указаний Торы были просто отобраны и приравнены к заслуге того беззаботного язычника, который раз в неделю посещает собрание (церковь). Такая реформа Павла просто не могла не понравится обратившимся язычникам, тем более что они не знали истинного Писания и взглядов Г-спода, изложенных в нём. Павел не встретил никакого сопротивления, когда пошёл наперекор Творцу, высказав поучения, совершенно противоречащие слову о вечном избранничестве Израиля (Иеремия 31:3, 35; Осия 2:19), его вечном первосвященничестве среди народов (Исход 1:9), неотменной во веки важности Храма (Иезекиил 37:28) и неотменности Завета Моше (Бытие 17:7-10, 19; Исход 12:17; Исход 27:21; Исход 28:43; Исход 30:21; Числа 15:15; Числа 18:8; Числа 18:23; Числа 19:10, 21; Левит 10:9; Псалмы 104:8-10; 1 Паралипоменон 16:15-17; Исайя 31:2; 1 Маккавеев 11:36 и т.д.). Не случайно близкие ученики Иисуса, первые апостолы, не принимали миссии Павла. Апостол Пётр, можно сказать, вёл против Павла холодную войну. Павел основал совершенно новую религию, которая открыто противоречила Писанию и не стеснялась того, а даже гордилась. Совершив такой непростительный грех и отвергнув слово Б-жье, Павел попытался внедрить новую идею о равенстве в массы. Пользуясь незнанием Писания среди новообращённых, Павел откровенно врал, умышленно изменяя строки Писания в своих интересах. Но самое явное вмешательство Павла в текст Писания открывается именно в Послании к Евреям. Например, там где Г-сподь через пророка говорит, что, не смотря на грехи Израиля, Он продолжает оставаться с ним в Завете, Павел переписал слова так, чтобы отмена Завета с Израилем была очевидна. Вот цитата из слов пророка:
Вот наступают дни, говорит Г-сподь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я остался[10] в союзе с ними, говорит Г-сподь. (Иеремия 31:31-32)
А вот цитата из послания Павла:
Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Г-сподь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Г-сподь. (К евреям 8:8-9)
Таким образом Павел хотел собрать в одну общину обратившихся язычников и необразованных евреев, лишённых веры в своё избранничество, которым Павел и адресовал своё послание. Сколько в ту эпоху было необразованных евреев – сейчас для нас это вопрос сложный, но в эпоху Второго Храма хватало евреев, не знавших собственное Писание.
Из новой общины павлианской церкви ничего доброго не получилось. Евреи преследовались церковью, которая развила дальше идею Павла: теперь церковь – это «новый Израиль», а евреи – народ отвергнутый и презираемый. И нынешняя официальная церковь (будь она католическая, православная или протестантская) – это павлианская церковь, заложенная на догматике апостола Павла, ни разу не видевшего своего учителя Иисуса. Помните, как на линии времени мы перескочили отрезок, названный «тёмным Средневековьем»? Так вот «тёмным» его делает именно дальнейшая история церкви с её инквизицией, гонениями, крестовыми походами, кровавыми наветами и постоянными отравлениями на папском престоле.
Вернёмся ещё немного назад. Мы не знаем, когда точно, но приблизительно 2000 лет назад жил еврей из простой семьи, который любил ходить по Иудее и Галилее и беседовать с неграмотными людьми на темы философии и веры. Ортодоксальные иудеи (т.е. фарисейское направление) видели в нём сумасшедшего неуча, который даже не стоит их внимания, а вот простые рыбаки, нищие, мытари и язычники заинтересовались учением о том, как можно и дальше ничего не делать (имеется ввиду духовный труд) и спастись бесплатным прощением «сына Б-жьего». Среди четырёх евангелистов Нового Завета только один был евреем – Иоанн (Йоханан), а остальные были язычниками – Лукас, Маркус, Матеос. Иисус в компании своих учеников бродил от города к городу, не имея своего дома. Даже в субботу (Луки 6:1) Иисусу с учениками не нашлось места для совершения субботнего отдыха, даже поесть было негде. Так и пришлось срывать колосья и растирать, нарушая святую субботу. В еврейском народе принято субботу проводить дома с семьей или в доме учения, который находится не подалёку. Тем более, если это пасхальная суббота. И если в этот день человек бродяжничает от места к месту и ищет себе пропитания в поле, то это – лучший признак того, что человек – именно бродяга. Интересно, что в Сефер Толдот Йешу (Книга о повешенном), основанной на рассказах Талмуда и древнем фольклоре простых евреев, называет учеников Иисуса «бродягами». Да и самоназвание первых апостолов и учеников – эвиониты, происходит от еврейского «эвийоним»[11] – «нищие». А ещё интересно и то, что в русском переводе Нового Завета в евангелии от Матфея[12] Иисус говорит «блаженные нищие духом», а в греческом оригинале слова «духом» вообще нет. Иными словами, Иисус говорил своим ученикам (эвионитам): «Блаженны мы с вами, эвиониты – нищие бродяги». Делая остановки для проповеди, Иисус говорил ученикам:
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? <…> Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. (Лука 12:24,27)
И снова дисбаланс жизненных приоритетов: труд совершенно изгнан из жизни, а духовное настроение (хоть эта духовность и сильно изуродована) преобладает. Образ жизни очень напоминает упомянутых ранее хиппи, только те жили в вагончиках, автобусах и парках. Но есть и много общего: безделье, бродяжничество и псевдодуховный трёп в собрании людей из разных народов, разных взглядов и разных полов. Это слишком чуждо духу еврейского дома Учения, бейт мидраша, где собираются мужчины верные Торе, вместе изучают Закон, вместе молятся и вместе ведут споры.
Откуда Иисус вынес такое инноваторское настроение? Из ессейской общины, из которой, возможно, был изгнан из-за неприязни к физическому труду. Перенесёмся ещё немного назад по хронологической линейке.
Община ессеев (кумранская община) была основана в первой четверти II века до христианской эры. Община представляла из себя секту евреев, отошедших от ортодоксального направления в иудаизме. Некоторые исследователи полагают, что секта основана на учении египетских терапевтов и греческих пифагорейцев, и большинство исследователей почти со всей уверенностью говорят о халдейском происхождении секты. Члены секты просыпались ещё до зари, чтобы встретить молитвами восходящее солнце, – явный намёк на парсийское происхождение. Основным отличием ессейства от ортодоксального иудаизма было непринятие Устной Торы. Не так давно археологи нашли «микву» кумранской общины и оказалось, что она не соответствовала требованиям hалахи, т.е. не была подключена к источнику живой воды. Кроме того, ессеи отрицали брак. В некоторых ессейских общинах мужчинам всё же разрешалось брать себе жён, но делалось это исключительно для продолжения рода, а не для построения семьи. Церемонии бракосочетания не было. Ессей просто приводил женщину в дом и в течении трёх месяцев после оплодотворения ещё мог решать: быть с ней дальше или не быть. Такой обычай стал причиной того, что в ессейской общины было очень много матерей-одиночек. Именно по этой причине Мария (мать Иисуса), обвинённая в супружеской измене, могла запросто примкнуть к ессейской общине. Её племянник, Иоанн – тоже был ессеем. Он проповедовал у реки Иордан, практиковал постоянное омовение, жил в пустыне, питался диким мёдом и корнями растений. Далее вся история жизни Иисуса и некоторые фрагменты Нового Завета содержат множество намёков на своё ессейское происхождение. Хотя, уже в I веке влияние было обратным: идеи раннехристианского учения (эвионитов) легко адаптировались в ессейской общины. В одной из пещер Кумрана был найден фрагмент свитка (7Q5), который представляет из себя фрагмент из евангелия от Марка (6:52-53). Более подробно о ессейском происхождении христианства можно почитать в моей книге «Йешу».
Как мы уже говорили, в самой секте главным делом был физический труд. Кастовые различия были, но обязанность трудиться была одинакова для всех. Ессеи начинали свой день очень рано, совершали коллективную молитву, после чего завтракали и приступали к работе. Всё доходы ессеи делили между собой поровну. В конце рабочего дня члены секты совершали ритуальное омовение в холодной воде, потом собирались в общей столовой, произносили молитву и приступали к еде. В принципе, устройство такой общины напоминает современный кибуц. Общий труд, общее имущество и общий рабочий график ставили свех членов секты на один социальный уровень, а кастовое разделение было чисто ритуальным. Женщины и мужчины тоже были равными в труде, хотя обрядовые различия наверняка ещё были. О равенстве народов ессеи ничего не говорили, т.к. сами считали себя превыше даже самих иудеев, не принадлежавших к секте. Это была попытка построить идеальное общество в узких рамках одного еврейского народа, в этой попытке не отводилась никакая роль остальным народам мира.
Здесь, пожалуй, мы и прервём наше скольжение по временной линейке. Ессейская община передала Иисусу свой неукротимый дух бунтарства против законов Устной Торы и стремление искать равенство среди людей разных классов. С неё много началось, но до неё не было ничего, что могло быть нас заинтересовать. Возможно, были и до ессеев другие локальные общины, пытавшиеся совершить некий коллективный подвиг, но чем дальше мы скользим назад, тем больше мы утопаем в разных рукотворных религиях народов мира. Вся эта глава – поиск некого древнего сокровища, которое мы собираемся заново открыть. Здесь, на теме кумранской общины, следы этого сокровища теряются. И это крайне странно, потому что на самом деле нам ещё искать и искать до той поры, пока мы сможем сказать «горячо». В статье под названием «Завет Ноаха» мы, с Б-жьей помощью, попробуем подобраться ближе к той эпохе, когда идеальное общество реально существовало на этой земле, но к сожалению исчезло под натиском быстрорастущих и рукотворных языческих религий, не оставив и следа в официальной истории.
_____________________
[1] См. Амоса 8:11
[2] Исайя 2:4
[3] Wikipedia; «Rainbow Gathering»
[4] См. Мою книгу «Йешу»
[5] «И нет так же религии»
[6] Glenn D. Walters Lifestyle theory: Past, Present And Future. — Nova Publishers. — P. 78. — ISBN 1600210333
[7] В это слово я не вкладываю какой-либо отрицательный смысл [прим. авт.]
[8] Именно Чарльзу Дарвину Карл Маркс посвятил свой известный труд – «Капитал». Один из экземпляров первого издания Маркс подписал дарственными словами и отправил в подарок Дарвину. Известно так же, что портрет Чарльза Дарвина висел в кабинете Маркса.
[9] Гал.3:28,29; Кол.3:10,11
[10] В еврейском языке глаголы не имеют совершенной или несовершенной формы, поэтому вместо «оставался» – по синодальному переводу, можно так же перевести это как «остался» (до сих пор). Опираясь на контекст и другие фрагменты Писания, в которых говорится о вечном избрании и неотменности Завета, мы можем быть уверены в том, что по смылу именно «остался» здесь наиболее точно.
[11] אביונים
[12] Матф. 5:3
Автор: Исраэль Галицкий