Воскрешение из мертвых. Часть 3

Продолжаем тему, начатую в предыдущий статьях. Мы писали о воскрешении из мертвых, о том, для чего нужно. Здесь мы рассмотрим, как произойдут те или иные детали.

Время. После того, как Машиах утвердится царем народа Израиля, победит всех врагов народа Израиля, и будет построен Храм, закончится рассеяние евреев по всему мире, все они соберутся в земле Израиля. Через сорок лет после этого произойдет воскрешение из мертвых [1].

Место. Где бы ни был человек похоронен, его душа соединится с телом в земле Израиля. Тела тех, кто похоронен в чужой земле, с великой болью пройдут под землей, дойдут до земли Израиля и там выдут на поверхность. Но для тех, кто при жизни был праведен, образуются что-то вроде туннелей, и они пройдут без боли [2]. Конечно, кости сами двигаться не умеют, двигать их будет ангел Гавриэль [3].

В Талмуде сказано, что есть несколько категорий людей, у которых нет удела в будущем мире из-за их грехов. «Нет удела» означает, что они не смогут иметь свой отдельный удел, а будут питаться от удела праведников [4].

Старые души, которые уже были в мире не один раз в различных телах. Если человек за одну жизнь исправил только часть своей души, то эта часть и воскреснет в данном теле. То, что человек исправил при жизни в другом теле, воскреснет в другом теле [5]. Однако не следует думать, что человек, который воскреснет, будет с куском души. Душа – сущность духовная, и в каждой ее части есть всё. Хотя, по отношению к целой душе это лишь часть, но внутри себя она цельная.

Более того, все души вместе составляют одну целую душу первого человека Адама. Есть души, произошедшие из его головы, есть из волос, и так далее [6].

Как человек ушел из этого мира, так он и воскреснет: слепой – слепым, немой – немым, глухой – глухим. Похороненный в одежде, встанет в одежде. Воскресают в том виде, как есть, а потом Б-г всех излечит и оденет [7]. Но, возможно, что мертвые встанул в той одежде, в которой обычно ходили при жизни [8]. В Зоѓар [9] говорится, что слепые излечатся светом солнцем, который будет неограниченной силы.

Порядок. Те, кто похоронены в земле Израиля, воскреснут первыми, а потом воскреснут те, кто похоронен в других землях. А уже после этого воскреснут праотцы еврейского народа Авраам, Ицхак и Яаков. Это для того, чтобы земля уже наполнилась людьми, которые будут им радоваться и ликовать [10]. Дело в том, что праотцы первыми постигли Б-га, поэтому им полагается такой почет.

Вначале из земли выдут праведники, потом мудрецы, потом обладатели добрых дел [11]. Их будут вызывать по именам в алфавитном порядке, и они будут вставать из праха. Но скромные воскреснут первыми, не дожидаясь вызова[12].

Тело будет то самое тело, какое было при жизни, новое создано не будет. Ибо тело не сгнивает полностью, всегда остается одна косточка. Когда придет время, Б-г оросит ее «росой жизни», она станет, как закваска для теста, и тело отстроится заново [13].

Будет ли Страшный суд? По этому поводу мы находим расхождение мнений: 1) после воскрешения из мертвых будет Страшный суд, каждого будет судим по его делам [14]. 2) каждого человека судят сразу после смерти, он получает наказание, и нет места новому суду [15]. 3) евреев судят и наказывают в течение жизни всякими несчастьями и после смерти, а ноахидов будут судить в день Страшного суда [16].

Те же, кто умрут незадолго до воскрешения, получат столь концентрированное наказание, что за короткое время искупят то, что другие за долгое. Подробный разбор всех трех мнений со всеми за и против см. книгу Нишмас Хаим.

Жизнь после воскрешения: не нужно будет ни есть, ни пить, ни зарабатывать. Не будет ненависти, зависти и раздоров. А будет – праведники сидят, короны на их головах, и все наслаждаются сиянием, исходящим от Б-га [17]. Не будет смерти, все будут существовать вечно [18].

Будет ли воскрешение после кремирования? В Мидраше [19] говорится так: «Спросил Адриан, игрок в кости, у рабби Еѓошуа бен Ханания: «Откуда Святой, благословен Он, восстановит тело человека в будущем?». Сказал ему: “Из косточки луз. Сказал тот: «Покажи мне ее!». Принес ему. Положил в воду, не растворилась. Бросил в огонь, не сгорела. Положил на наковальню и стал бить молотом, треснула наковальня и развалился молот, а косточка не пострадала».

Иными словами. Воскресение из мертвых выходит за рамки известной нам природы, поэтому не следует искать аналогий в окружающем мире. Уж если ее искать, то в пробуждении природы весной или после засухи. К тому же, вряд ли сегодня мы способны определить косточку луз. Но все это не главное.

Главное в том, для чего нужно воскресение. Дело в том, что грехом первого человека зло вошло в него и стало частью него, и его души, и его тела. Изначально человек был создан так, чтобы жить вечно, но теперь, после греха, он должен умереть, чтобы тело сгнило и очистилось от зла, душа очищается в гейѓиноме, то есть в аду. После этого очищенное тело будет восстановлено, и очищенная душа войдет в него. Тогда человек сможет получить награду за свое служение при этой жизни. На этом и следует сосредоточиться – на служении.

Служение же заключается в том, чтобы, как сегодня модно говорить, «фильтровать» свои мысли, слова и поступки. Требуется постоянное внимание и средоточие на том, что эти три проявления души человека были исправными, то есть соответствовали воле Творца. Для этого нужно изучать Его волю, изложенную в Торе, данной в Синайском откровении.

PS. Мы не утверждаем, что воскреснут все. Воскресение является наградой за служение.

Примечания

[1] Брахот, 49:1; Мидраш Танхума, гл. Ноах, 11; Рамбам, законы царей, гл.11; письмо его славы и святости Любавического ребе Шолома Дов-Бера, сборник писем №1, стр. 23.
[2] Ктубот, 111:1.
[3] Зоѓар, часть 1, стр. 128:2.
[4] Мидраш Тальпиот, раздел Хелек, от имени Бахье и Раканти.
[5] Эц Хаим, 4-е предисловие.
[6] Шмот Раба, гл. 40.
[7] Берешит Раба, гл. 95; Зоѓар, часть 3, стр. 91:1.
[8] Пиркей де рабби Элиэзер, гл. 33, 77.
[9] Зоѓар, часть 1, стр. 203:2.
[10] Авкат рохель на Зоѓар, стр. 168:2.
[11] Зоѓар в разных местах.
[12] Мидраш приводится в книге Оѓев Исраэль, ликутим, гл. Браха.
[13] Зоѓар, часть 2, стр. 28:2.
[14] Нахманид, Сефер Гмуль и др.
[15] Абарбанель в Мааяней ѓа-ешуа.
[16] Аризаль, приводится в Нишмас Хаим, маамар 1, гл. 17.
[17] Брахот, 17:1.
[18] Санѓедрин, 92:1.
[19] Ваикра раба, Мецора, параша 18.

Автор: р. Хаим Фильцер