Запрещено ли Бней Ноах делать аборт?
Внимание! Эта статья не является руководством к действию, а предназначена только для ознакомления с данной темой. Решение о том делать аборт или нет можно принимать только после обсуждения этого вопроса с раввином или мудрецом-ноахидом, который признан знатоком законов Бней Ноах.
Приступая к ответу на этот вопрос, в первую очередь нужно сказать, что иудаизм придает жизни каждого человека, как творения Божьего, большое значение и ценность[1]. Жизнь – это дар, которым тот должен воспользоваться, реализуя данный ему потенциал. Поэтому никто не в праве решать за другого человека жить тому или нет.
Итак, перейдем к ответу на наш вопрос.
Рамбам[2]пишет “ноахид, совершивший убийство, даже убийство плода во чреве матери, подлежит смертной казни. И если убил безнадежно больного; и если связал человека и бросил его перед львом; и если уморил другого голодом, поскольку явился непосредственной причиной смерти, подлежит казни. И если убил преследователя, которого мог остановить покалечив, – подлежит смертной казни”.
Классический комментатор Рамбама Радбаз пишет, что источник этого закона в Талмуде трактат Санедрин 57. “Раби Яаков бар Аха обнаружил в книге, записной в йешиве Рава, что БН казнят по приговору одного судьи, по показанию одного свидетеля, без предварительного предупреждения … От имени раби Ишмаэля сказали, что Бней Ноаха казнят за убийство плода во чреве матери… Откуда это известно? Сказали от имени раби Ишмаэля: “Сказано в Писании[3] “Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека” (написанное в оригинале можно прочитать как “кровь человека в человеке”). Кто такой “человек в человеке”? Это плод в утробе матери”.
Там в Талмуде приводится мнение другого мудреца, который считает, что для БН нет запрета на аборт, а из этих слов учит, что казнь, полагающаяся Бней Ноах за нарушение их заповедей, это удушение. Однако Рамбам устанавливает закон по мнению раби Ишмаэля, т.к. считает что Бней Ноах казнят мечом.
Итак из слов Рамбама мы видим, что для Бней Ноах аборт является нарушением запрета на убийство. Поэтому врачу ноахиду нельзя делать аборт, как еврейке так и нееврейке.
Нужно заметить, что по мнению того же Рамбама плод до сорокового дня не является плодом, а “просто водой”[4]. На основании этого некоторые раввины (Бейт Шломо, Торат Хесед, Сридей Эш) разрешают сделать аборт, если на это есть очень веские причины и срок беременности не превышает сорок дней. А некоторые, (например Игрот Моше), все равно запрещают.
Всегда ли аборт для Бней Ноах запрещен? Будет ли он разрешен, если беременность угрожает жизни матери?
Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Уже автор комментария Тосафот[5] остается с неразрешенным сомнением. Согласно его первому ответу это все равно будет запрещено.
А согласно второму ответу это разрешено, так же как и евреям. Можно предположить, что их сомнение заключается в том, как для Бней Ноах нужно относится к плоду. Если рассматривать плод как полноценного живого человека, а аборт как убийство, то даже в случае угрозы жизни матери аборт запрещен. По выражению Талмуда “разве твоя кровь краснее?”. Но если плод еще не является полноценным человеком, а запрет на аборт не является буквально убийством, то позволительно нарушить его, чтобы спасти жизнь матери.
Таким образом решение можно принимать только после обсуждения этого вопроса с раввином или мудрецом-ноахидом, который признан знатоком законов БН. В свете вышесказанного интересно рассмотреть несколько библейских историй с точки зрения законов Бней Ноах.
Первая из них это история про повитух в Египте. Тора рассказывает[6]: “И сказал царь Египта приемницам еврейским, — имя одной (из них) Шифра, а имя другой Пуа. И сказал он: Принимая у жен евреев, смотрите на родильных камнях: если это сын, умертвите его, а если это дочь, (то) пусть живет. Но боялись приемницы Б-га и не делали (так), как говорил им царь Египта, и сохраняли жизнь младенцам. И призвал царь Египта приемниц и сказал им: Почему вы делали это и сохраняли жизнь младенцам? И сказали приемницы Паро: Ведь не (так), как жены египтян, (жены) евреев, ведь они (сами себе) приемницы (или: они настолько живучи, что) прежде, чем придет к ним приемница, они уже родили. И благотворил Б-г приемницам, и множился народ, и окрепли они очень. И было, (за то) что боялись приемницы Б-га, Он создал им дома”.
Часть комментаторов (например, Раши) считает, что повитухи были еврейками. Также считают мудрецы, мнение которых приводится в Талмуде. По их мнению это были Йохевед, мать Моше, и Мирьям, его сестра. Маарша[7] объясняет, что фараон знал, что египтянкам запрещено убивать даже плод в утробе матери, поэтому обратился к еврейским повитухам, которые не караются за это смертной казнью. А чтобы те могли отличать мальчика от девочки, фараон научил их особому признаку: у мальчика лицо обращено вниз, а у девочки вверх[8].
Однако другие комментаторы (их мнение приводится в Кли Якар) считают, что они были египтянками. И в этом состоит их особенная праведность, что несмотря на смертельную опасность они не сделали того, что требовал от них фараон. Ведь в подобной ситуации они имели право не идти на самопожертвование. Видимо фараон на это и рассчитывал, прося их об этом. Все же они сделали больше того, что требует закон, имея на это полное право. Ведь Бней Ноах разрешается идти на самопожертвование, подвергать жизнь опасности, чтобы что-то не нарушить[9].
Можно сказать, что даже если повитухи были еврейками, но раз события происходили до дарования Торы, то тогда сыновья Израиля еще имели статус Бней Ноах. Поэтому сказанное здесь могло относится и к ним. А фараон ошибочно полагал, что те уже имеют статус евреев.
Вторая история про Йеуду и его невестку Тамар. Тамар подозревали в запретной связи, как сказано[10] “И было: при утроении месяцев поведали Йеhуде, говоря: Блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Йеhуда: Выведите ее, и будет она сожжена!”. Согласно большинству мнений у Йеуды и Тамар был статус ноахидов. Поскольку Тамар была на тот момент беременна, то как Йеуда мог сказать, что её нужно казнить? На первый взгляд, следовало бы дождаться рождения ребенка и лишь тогда приводит казнь в исполнение!
Раввин Маариль Дискин считает, что на самом деле так Йеуда и велел поступить. “Выведите ее (поместите её под стражу), и будет она сожжена! (когда родит)” – такого правильное применение этих слов Торы согласно его мнению.
А автор Мале ароим пишет, что Бней Ноах наказывают за убийство только доношенного плода. А раз срок беременности в нашем случае не превышал трех месяцев, то в этом не было нарушения. Еще можно предположить, что раз плод является частью матери, то и наказание распространяется на мать целиком, включая плод.
Подведем итог: ноахидам запрещено делать аборт другим, а для беременной женщины соглашаться на аборт. В случаях, когда жизни матери угрожает опасность, следует проконсультироваться с раввином или другим мудрецом-ноахидом, хорошо разбирающихся в законах Бней Ноах.
А в заключении хочется выразить надежду, что данная статья заставила читателя задуматься о ценности человеческой жизни и изменить свое отношение к аборту.
1 См. Мишна Санедрин 4:5
2 Законы царей 9:4
3 Берешит 9:6
4 Законы Трумот 8:3
5 Санедрин 59а
6 Шмотки 1:15-22
7 Санедрин 57б
8 Вавилонский Талмуд Сота 11б
9 См. Рамбам законы царей 10:2
10 Берешит 38:24
Автор: Арье Мирецкий