Достижение стабильного душевного здоровья.
Субъективность нашего взгляда на реальность приводит к искаженному её видению и к принятию ошибочных решений. А как же на самом деле выглядит эта реальность?
В этой книге рабби Гинзбург разрабатывает каббалистический подход к психологии, который в состоянии дать как далеким от психологии людям, так и любителям психологии и профессиональным психологам, новое и более глубокое понимание души человека. На базе этого понимания появляются новые и неожиданные возможности решения психологических проблем. Книга способна помочь людям вернуть радость жизни.
Процесс самопознания
Западная секулярная культура на протяжении всей своей истории видела в самопознании цель, достойную быть смыслом жизни. В противоположность ей, Тора формулирует в качестве одного из главных принципов, которым следует руководствоваться, фразу из поучений мудрецов “знай, перед Кем ты стоишь”. Так, своего рода завещанием царя Давида было наставление, обращенное к его сыну Шломо: “Познавай Б-га своего отца и служи ему всем сердцем и с желанием души”.
Согласно Высшему Плану, выраженному в Торе, смыслом человеческой жизни является процесс познания Всевышнего, то есть человек должен постоянно осознавать присутствие Всевышнего во всём. Именно это, а не восприятие себя центром реальности, должно наполнять разум человека.
Однако для того, чтобы действительно познавать В-евышнего, надо вначале узнать себя. Человеческий ограниченный разум не способен напрямую познавать Всевышнего, который не имеет ограничений, и единственное, на что мы способны – это узнавать его через себя, ощущая Б-жественность, которая отражена в нас. Будучи созданным “по Его образу и подобию”, каждый из нас – зеркало, при помощи которого можно постигать Всевышнего; как сказано, “из плоти своей узрю Б-га”. Задача, возложенная на человека – выявить Б-жественность, скрытую в нем самом. И хотя выполнить эту задачу непросто, если человек ее все-таки осуществит, он настроится на самую возвышенную часть собственной личности и прислушается к ней, в результате чего приобретает способность заметить Божественность, разлитую во всем, что сотворено, и почувствовать, в чем именно состоит задача, возложенная на него лично в главном и высшем плане мироздания.
Наши мудрецы объясняли, что Всевышний сотворил мир, в котором мы живем, для того, чтобы “создать себе обитель в нижних мирах”.
Если сравнивать миры по тому, насколько в них видно присутствие Всевышнего, наш материальный мир занимает наиболее низкую позицию в величественной иерархии комплексов существования (духовных и физического), или, говоря языком Каббалы, “миров”, каждому из которых присуща определенная степень заложенного в его строении восприятия присутствия Всевышнего, Создателя мира. Наш мир самый низкий, поскольку сам по себе он не дает увидеть, что его кто-то создал. Природа настолько безупречно скрывает Б-жественную силу, постоянно создающую мир и поддерживающую его существование, что оставляет человеку возможность родиться, прожить жизнь и умереть, ни разу не заметив, что есть Б-г.
Но именно в этом мире, в котором Б-г так надежно сокрыт, Он пожелал иметь свою “обитель”. Именно здесь, где все выглядит отрицающим Его существование, Всевышний хочет, чтобы каждый из нас осознавал Его реальность и выстраивал с Ним систему взаимоотношений. В этом его желании кроется причина, по которой Он сделал мир именно таким, каким мы его знаем, и цель, ради которой каждая душа спускается в физический мир и облачается в предназначенное ей тело. У каждого человека есть его личная задача, которую он должен выполнить ради достижения мирозданием своего предназначения. Единственный способ для каждого из нас понять, какова его роль в Высшем Плане, состоит в том, чтобы концентрироваться и связывать себя с той частью Б-жественности, которая находится в нас. Только в этом смысле, и единственно для этой цели, мы должны “познавать себя”.
Но у большинства из нас эта Б-жественность, наша Б-жественная Душа, настолько скрыта под многими слоями обыденного сознания, что мы можем потерять надежду когда-либо ее выявить. В таком случае встает вопрос – что надо делать для того, чтобы познакомиться со своей внутренней Б-жественной сущностью, посредством которой можно познать Б-га?
В нахождении пути к своей Б-жественной Душе состоит основная задача и смысл существования каббалистической психотерапии и в этом ее основное отличие от конвенциональной психотерапии.
Процесс познания Всевышнего
Конвенциональная психология исследует два состояния человеческой психики, сознательное и подсознательное. (С точки зрения Каббалы, оба эти состояния являются всего лишь двумя проявлениями души, которую она называет “животной”, или “оживляющей” душой. Каббала разъясняет, что, кроме животной, у человека имеется еще “Б-жественная” Душа, которая неизмеримо выше “животной” и качественно от нее отличается).
В обоих состояниях, исследуемых конвенциональной психологией, сознательном и подсознательном, душа естественным образом сосредоточена на себе.
Конвенциональная психология совершенно не принимает в расчет знания о существовании Всевышнего, и если не отрицает того, что Он есть, то полностью игнорирует влияние Б-га, как активного и определяющего фактора, на душевное здоровье. Как следствие, она также не считается с наличием Б-жественной Души, как отдельной более высокой по сравнению с оживляющей душой сущности, стоящей гораздо выше нормативного человеческого сознания, с которым она знакома и которое является предметом ее исследования и забот.
Тут рассуждения конвенциональной психологии становятся уязвимыми – человек, тонущий в зыбучих песках, должен держаться за кого-то или за что-то, стоящее на твердой почве, чтобы спастись. Точно так же человек, угнетенный проблемами или страхами, должен прибегнуть к помощи кого-то или чего-то, стоящего выше проблем и страхов. Мудрецы Талмуда выразили эту несомненную истину словами: “Узник не может освободить сам себя из тюрьмы”. Однако все, что конвенциональная психология может предложить страдающей душе, – это руку помощи, протянутую другим человеческим существом, или вторжение в скрытые аспекты человеческой личности, находящиеся внутри сознания пациента. Это может принести временное облегчение, но не излечение, поскольку все мы подвержены человеческой слабости, все мы узники одной “тюрьмы”. И поскольку мы действительно находимся вместе в одной лодке, кто бросит нам спасительную веревку?
Несмотря на то, что в области конвенциональной психологии достигнуты чрезвычайно впечатляющие успехи, по своей природе она не способна коснуться основных загадок человеческого существования, лежащих в основе большинства психологических проблем, и, разумеется, не способна разрешить их. В конце концов, она является производной все того же ограниченного человеческого разума, который она стремится понять и излечить. Парадокс, содержащийся в том, что предмет изучения идентичен инструменту, при помощи которого его изучают, привел к появлению широкого спектра противоречащих друг другу взглядов и теорий в современной конвенциональной психологии.
В осознании нами Б-жествености внутри нас, Каббала видит ключ к избавлению от разрушительных эмоций, стремящихся овладеть нами и подчинить своей власти. Постоянное и повсеместное присутствие Всевышнего означает, что в какую бы бездну, по нашему мнению, мы ни упали, Всевышний остается с нами, как сказано: “Поднимусь ли в Небеса – там Ты, спущусь ли в преисподнюю – и вот Ты!”. Всевышний, постоянно пребывая с нами, бросает нам веревку, ухватившись за которую можно найти верную дорогу и выбраться из любой пропасти. Становясь более восприимчивыми к Б-жественности, которая внутри нас, мы сможем всё сильнее и сильнее чувствовать, что Б-г находится во всем, и научимся быстрее избавляться от забот, тянущих нас вниз.
Поскольку конвенциональная психология не дает такой сильной защиты, как еврейское религиозное мировоззрение, она также не может дать опоры, которая позволит человеку бесстрашно принять объективную правду о себе.
(Вместе с тем важно подчеркнуть, что все, сказанное о конвенциональной психологии, сказано совсем не для того, чтобы принизить ее успехи в понимании человеческой души и помощи нуждающимся в ней людям. При этом следует понимать, что еврейское мировоззрение относится положительно к светским наукам и их достижениям до тех пор, пока они в своих исследованиях стремятся дополнить и обогатить мудрость Торы, а не подорвать её авторитет или занять ее место абсолютной истины. Более того, мудрость Торы способна различить между верным и ошибочным в научном исследовании и увязать все верное с тем, что ему соответствует в воззрении Торы).
Глава из книги “Превращая тьму в свет”
Автор: Р. Ицхак Гинзбург
Это теория. Что надо делать?! Конкретно.
Весь наш сайт об этом.