Где находится Всевышний?
Написано в пророчестве Ирмеяѓу: «Ведь небо и землю Я наполняю» [1]. В Тикуней Зоѓар сказано не менее ясно: «Нет места, не занятого Им» [2]. Автор Таньи [3] понимает эти слова как утверждение, что Всевышний находится всюду.
Это можно воспринять как тезис о духовности, нематериальности Б-га, Который выше то- го, чтобы быть в ограниченном, материальном месте. Поскольку нельзя Его существование связать с определенным ограниченным пространством, отделив Его тем самым от другого, то можно сказать, что Он находится всюду.
Легко понять, что такое утверждение верно, поскольку оно применимо к любому духовному существованию, и тогда о любом из них, например идее, можно сказать, что она находится всюду. Если так, то почему слова «Нет места, не занятого Им» можно отнести исключительно и единственно ко Всевышнему? Дело в том, что повсеместное существование Всевышнего коренным образом отличается от повсеместности идеи.
Рассмотрим какой-нибудь тезис, например утверждение Талмуда: «Спорное имущество, владение которым каждой из сторон сомнительно, надо поделить между спорящими сторонами» [4]. Существование этого принципа не ограничено никакими пространственными рамками, поскольку его логика применима в любой точке мира.
Но нельзя сказать, что это утверждение существует и действует всюду — по той причине, что в каком-либо конкретном месте не ощущается связь с этим утверждением, поскольку некому это утверждение воспринять.
И в этом смысле пока некий постулат не действует в данном месте каким-то образом, в этом месте его не существует. Когда мы говорим о нахождении чего-либо в определенном месте, подразумевается, что оно имеет отношение к этому месту и воздействует на него. Материальный предмет, находясь на определенном месте, воздействует на это место, например, тем, что его существование зримо или воспринимается любым иным способом. Такой же подход верен и по отношению к нематериальному.
Когда мы говорим о нахождении некой идеи в определенном месте (материальном или духовном), это означает воздействие этой идеи и ее ощутимость в дан- ном месте. Если идея не ощутима в нем, то она там и не присутствует.
Если нет связи между идеей и материальным местом, то пристанищем идеи остается мир духовный, мир разума. Когда же о духовном понятии можно сказать, что оно находится в определенном месте физического мира? Например, можно говорить о человеческой голове и мозге как месте для мысли, которую обдумывает человек.
Когда постигается некая идея, это происходит в физическом теле — в мозге, который занимает место в пространстве; там и происходит постижение идеи, там идея и находится. Там же, в мозге человека, обитает и мыслительная способность души. Сама по себе это духовная способность души, не имеющая никакой связи с материальным местом.
Но, поскольку природа мозга такова, что он может быть сосудом, вмещающим способность души мыслить, мозг может использовать интеллектуальный потенциал души для процесса мышления. Именно поэтому мозг можно рассматривать как место пребывания разума. В месте, занимаемом мозговой материей, пребывает разум души и действует через нее.
Подобно этому можно говорить и о других качествах души, раскрывающихся в органах тела. Способности видеть и слышать, которые присущи человеческой душе, нематериальны, как и сама душа. Но, несмотря на свою материальность, глаз является вместилищем зрения, а способность слышать находит свое выражение в органах слуха.
- Откуда мы знаем, что у души есть способность видеть или слышать? Может быть, она возникает лишь с появлением материального органа чувств? В хасидской литературе обычно приводят два обоснования наличия в душе способностей, проявляющихся в пяти органах чувств. Во-первых, это видно из свойств нашей речи. В разговоре мы нередко упоминаем образы речи, слуха или вкуса по отношению к другим областям чувств: звук можно назвать сладким, а речь ясной. Простота абстрагирования характеристик органов чувств говорит об их наличии в самой душе, не ограниченной телесным органом. Во-вторых, даже родители, лишенные органов чувств, могут передать по наследству способности, к этим органам относящиеся: у слепых рождается зрячий ребенок. Это означает, что способность видеть была в душе родителей, несмотря на отсутствие здоровых глаз.
Теперь понятно, что утверждение о повсеместном нахождении Всевышнего не может быть сведено к тому, что Он не ограничен материальным миром. Оно означает, что Б-г присутствует в каждой отдельной точке мира и воздействует на нее (это сродни связи между способностью человека мыслить и его мозгом).
Примечания
[1] Ирмеяѓу, 23:24.
[2] Тикуней Зоѓар, 57.
[3] Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Алтер Ребе, идиш אלטער רבי — Старый ребе) — каббалист, основатель хасидского движения Хабад.
[4] Вавилонский Талмуд, трактат Бава кама, 35б.
Из книги «Сквозь призму хасидского учения»
Автор: Йоэль Кан