Чистая душа, чистое тело, чистый дом
Сказал рабби Пинхас бен Яир: «Расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к духовной чистоте, духовная чистота приводит к святости, святость приводит к скромности, скромность приводит к боязни греха, боязнь греха приводит к благочестию, благочестие приводит к озарению, озарение приводит к воскресению из мертвых, воскресение из мертвых приводит к явлению пророка Элияѓу» (Ерусалимскаий Талмуд, трактат Шкалим, 3:3. Мидраш раба, Шир ѓа-ширим, 1:1:9).
Остановимся на духовной чистоте. Очевидно, что чистыми должны быть не только сам человек, но и все, что с ним связано: поступки, речи, мысли, помыслы, одежда, дом, а также та часть окружающего мира, которая имеет к нему отношение. Что имеется в виду?
В Писании мы находим следующую историю (Берешит, 35:2-3): «И сказал Яаков дому своему и всем, которые с ним: устраните Б-гов чужих, которые в среде вашей, и очиститесь, и перемените одежды ваши. И встанем, взойдем в Бейтель, и я устрою жертвенник Б-гу».
Ясно, что речь не могла идти об идолах в обычном понимании, не могло быть у Яакова идолов, и даже у его рабов. Но у каждого раба и служанки имеются свои посуда и украшения с различными изображениями и орнаментами. Изображения, особенно в ту пору, носили сакральный, религиозный смысл. Например, солнце и луна. Или различные ангелы. Часто люди не придают этому значения, но Яаков не хотел иметь этого в своем хозяйстве. Нам, жителям светской эпохи, кажется, что икона в доме всего лишь украшение, произведение искусства, ведь она давно не исполняет своей сакральной роли. Тем не менее, тем не менее…
Грань, за которой идол перестает быть идолом мало кому известна. Это нужно обратиться к раввину, чтобы узнать точно, можно ли воспользоваться конкретным идолом для своих целей или все еще нельзя (так что и мы не будем вдаваться в эти подробности).
Однако мы хотим сказать вот что: суть язычества в том, что неважное считается важным. Чему-то приписывается значение, которого оно не имеет. Считается, что оно оказывает влияние на мир в целом и на конкретного человека в частности. Идолопоклонство заключается в том, что ошибочно считается, что существуют силы, кроме Всевышнего, могущие оказывать влияние. Пусть даже они не главные силы, самая главная сила – это Всевышний, Он – Б-г богов, так сказать, Всерховное божество, но… тем не менее, есть еще силы, тоже могущие оказывать влияние. С ними можно договориться без необходимости устранить свое «я» перед Б-гом Всевышним.
Приведем аллегорию. Допустим, некто нуждается в банковской ссуде (аналогия наших материальных и духовных нужд). Есть два варианта: пойти к директору банка, но тогда придется доказывать свою платежеспособность, или задействовать связи, тогда можно попросить, дать взятку… нет, подарок, и так далее.
Так и здесь: чтобы обратиться к Б-гу Всевышнему требуется (и каждый это понимает), быть достойным такого обращения. А если не достоин, то требуется себя улучшить, подняться на более высокий уровень, по крайней мере взять обязательства. Для обращения к идолу этого не требуется, его можно задобрить подношением материальным или духовным (подношением в широком смысле).
Но если идол уже не играет своей роли, можно ли иметь его в доме? В качестве украшения, произведения искусства?
Откроем книгу «Шева мицвот Ѓашем» ( Семь заповедей Б-га) раввина Моше Вайнера: «Требуется уничтожить идолы и все их атрибуты, также всё, что делается ради них и всё, что имеет к ним отношение… Обязанность эта лежит как на каждом отдельном человеке, так и на всем обществе в целом. Ибо запрещено частному лицу иметь в своем распоряжении что-либо, связанное с идолопоклонством, и также нация в целом и ее законодательные органы должны удались из пределов своей страны все, что связано с идолопоклонством» (Законы идолопоклонства, глава 7, п. 1).
Автор: Р. Хаим Фильцер