Духовный корень речи

Природа звукообразовния, происходящего с помощью голоса и шумов, возникающих при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека.[1]

Комментарий

Философы-идеалисты считали, что речь человека, как и многие другие проявления проявления его личности, имеет духовную природу и становится возможной благодаря определенным силам, заложенным в душе. Даже сторонники «механической» теории речи –  материалисты – признают: для того, чтобы выразить свои чувства, мысли посредством речи, необходимо совершить волевое усилие.

Однако, по их мнению, подборка языковых знаков – процесс чисто механический, не связанный с волей, которой обладает душа. Автор выдвигает свою концепцию, объясняющую образование звуков речи, отличающуюся и от идеалистических воззрений на речь.

Согласно учению Хабада, способности человека к разным видам творчества потенциально содержатся в его интеллекте.

При обучении человека какому-либо виду искусства происходит процесс воплощения духовного источника его таланта, находящегося в сфере интеллекта, в те органы или части тела, с которыми эта область искусства связана. Например, при обучении танцам область интеллекта, связанная с хореографией, воплощается в руки и ноги.

Способность к речи никогда не воплощается в органы речи и не становится их собственным достоянием, она остается присущей лишь глубинным пластам души.

Это можно заметить на следующем примере. Человека обучают играть на рояле. Ему показывают, какие движения нужно совершать, какими пальцами нажимать клавиши и какие нажимать педали и когда. Сначала он задумывается над каждым движением, которое совершает, осмысливает его. Но научившись все это делать, он действует дальше почти автоматически.

По учению Хабада, это происходит потому, что его способность к игре на музыкальном инструменте перешла из сферы интеллекта в части тела, воплотилась в руках и ногах. Когда обучают говорить ребенка, ему не указывают, какие органы речи следует задействовать, чтобы произнести тот, или иной звук. Ребенок просто повторяет звуки за взрослым.

В подтверждение своей концепции автор книги Тании Альтер Ребе приводит два утверждения – основное и второстепенное.

Первое гласит, что одинаковые воздушные струи, проходя через один и тот же орган речи, образуют различные звуки. Если индивидуальность звука коренится в глубинах души, а органы речи и воздух лишь материализуют его, то вышесказанное легче понять. Но если индивидуальность звука образуется органом речи, то осознать, почему один орган образует различные звуки, труднее.

Второе утверждение гласит, что человек не в состоянии проконтролировать работу органов речи, – импульс его воли диктует им, какой звук он намерен произнести.

[1] Книга Тания. Святое Послание. Глава 5.