Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь человек
Обязанность каждого человека – задуматься над высшей целью своей жизни, над тем, ради чего Всевышний его создал. Осознав это, человек увидит, что он живет совершенно не так, как нужно, что его поведение невероятно далеко от идеалов, к которым он должен был стремиться. Это касается как того, чем занята его голова, так и качеств характера и поступков… Он поймет, что все должно быть совсем иначе. Он постоянно занят одним лишь удовлетворением своих материальных запросов, потребностей своей плоти. А о духовности задумывается редко. Во что превращает его такая жизнь? В грубого человека, теряющего способность к восприятию чего-либо утонченного и возвышенного.
Когда человек ясно отдает себе отчет в этом, в его сердце появляется глубокое и сильное желание исправиться и совершить покаяние. Изменить свое поведение и встать на путь Торы и исполнения ее заповедей – исполнения, проникнутого искренней Б-гобоязненностью.
Об этом и говорит Писание[1]: «Вот итог всего постигнутого: Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь человек».
Всевышний создал человека, объединив в нем два начала: духовное и физическое, о чем говорится в Писании[2] : «Сзади и спереди Ты меня сотворил». Слово «сзади» намекает на нижайшие ступени мироздания. Ведь человеческое тело [по происхождению своему] уступает даже телам животных. О последних мудрецы говорили[3]: «В полный рост стояли они… и во всей красоте своей были они сразу в момент сотворения». Тогда как о человеческом теле Писание говорит[4]: «Бесформенной заготовкой видели меня очи Твои».
Но есть в человеке и второе начало – его душа, на которое и намекает слово «спереди». Его смысл – первый по значимости, высочайшая ступень мироздания. Иными словами, Всевышний создал человека так, чтобы в нем самые высокие ступени духовности сочетались с самыми низкими ступенями материальности. [В хасидизме] различают два понятия, которые описывают материальную, физическую природу человека: хомри и гашми. Слово хомри означает не просто «материальность», а ее проявление в самой грубой и низменной форме. Мы нередко видим, как человек в погоне за материальным комфортом и физическими удовольствиями обретает грубые и даже преступные плотские наклонности, становится способным причинить людям вред еще больший, чем дикие звери.
С другой стороны, есть в человеке великая духовная сила, способная вознести его к самым высоким ступеням духовности. Достижение этих ступеней возможно с помощью изучения Торы и исполнения ее заповедей, пронизанного глубоким чувством страха и трепета перед Всевышним.
В этом и заключается смысл сказанного в Писании: «Вот итог всего постигнутого…» Человек – существо, обладающее разумом. А потому он способен постигнуть и осознать, что весь сотворенный мир взывает к нему: «Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай!»
Всевышний объединил две составляющие: наиболее грубые слои человеке материальности и наиболее высокие ступени духовности. По этой причине человек способен как погрязнуть в материальном и превратиться в грубое существо с отвратительными плотскими наклонностями, так и достичь необычайных вершин духовности с помощью Торы и наполненного чувством Б-гобоязненности исполнения.
Всевышний объединил две составляющие: наиболее грубые слои человеке материальности и наиболее высокие ступени духовности. По этой причине человек способен как погрязнуть в материальном и превратиться в грубое существо с отвратительными плотскими наклонностями, так и достичь необычайных вершин духовности с помощью Торы и наполненного чувством Б-гобоязненности исполнения.
Примечания
[1] Коэлет 12.13
[2] Teruлим, 139:5.
[3] Талмуд, Хулин, 60а.
[4] Terилим, 139:16.
Из маомара Шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона