Зачем Творец создал нас?
Этот вопрос один из важнейших вопросов, на который мы должны ответить, если хотим, чтобы всё человечество объединилось в своих действиях и целях.
Прецедент, повлёкший к возникновению этого вопроса, мы видим в начале недельной главы Ноах, где описан хаос, приведший к потопу, и в конце, где Вс-вышний смешал языки. Последнее означает не только то, что люди, принадлежащие к разным народам перестали понимать друг друга, но даже те, кто говорит на одном языке, потеряли эту возможность. Полное отсутствие понимания.
Только когда мы снова научимся хоть немного понимать друг друга, только тогда восходящая звезда Авраама начнёт подниматься на горизонте.
В первых двух главах Торы идёт описание мира в целом, становление человечества. Ноах был великим учёным. Он первым изобрёл плуг и принёс своему поколению возможность отдыхать. Он же смог совершить и великий подвиг – построить огромный ковчег, вместивший всех животных. Он не был евреем, но стал одним из величайших праведников до Авраама.
В связи с этим следует упомянуть Адама. Если бы он справился с испытанием и не съел плод от Древа познания добра и зла, первым евреем был бы он. Так как он был первым человеком, наделённым этим потенциалом. То же самое говорит Тора о Ноахе – он был праведным, искренним человеком, но неевреем.
Первым евреем стал Авраам. До него жило много праведников, но что его отличало от других, так это умение пожертвовать собой ради собратьев. Ноах пожертвовал собой не ради спасения других. Он не молился за спасение людей, так что и потоп назван его именем. Первым человеком, помолившемся за своё поколение, хоть Б-г и не ответил на него молитвы, стал Авраам.
Наивысший уровень самопожертвования проявил Моше, с которым мы впервые «знакомимся» в тот момент, когда он ценой своей жизни пытается спасти другого еврея. Позже он просит у Б-га простить еврейский народ, и тот выполняет его просьбу.
Вселенская Мудрость Торы
Для начала, давайте уделим внимание следующему известному изречению наших мудрецов. Они говорят:
«Верьте в то, что народы мира обладают мудростью, но не Торой».
С одной стороны, мы должны понимать, что у всех народов есть мудрость, которой мы должны учиться и пользоваться ей. С другой стороны, если неевреи говорят, что владеют Торой – это ложь, и мы ни в коем случае не должны её признавать.
Это основное изречение о мудрости всего человечества. Первый вопрос, который у нас должен возникнуть – в чём разница между Торой и мудростью?
В книге Зоар говорится, что источник Торы – мудрость Творца. Б-жественная мудрость. Поэтому, если какая-то друга мудрость истинна, она тоже должна исходить от Б-га! Любая мудрость – Б-жественная мудрость.
Так в чём же различие? У любого высказывания мудрецов есть множество объяснений, раскрывающих их глубокую мудрость, и это – не исключение.
Тора – образ жизни
Самое простое объяснение – слово «Тора» происходит от глагола со значением «вести, указывать». Другими словами, Тора направляет нас, как жить, вне зависимости оттого, хорошо нам или плохо.
Глядя на Ноаха, мы видим, что его мудрость выражалась в способности построить гигантский ковчег. Он смог следовать всем Б-жественным заповедям, что привело его к совершению невероятного технологического прорыва. Мы уже упоминали, что изобретателем он был ещё до ковчега, придумав плуг. Он облегчил жизнь человечеству, создав новую технологию. Поэтому, говорят мудрецы, его и звали «Ноах», что означает «отдых, умиротворение». Так же и сейчас – чем больше технологий, тем легче жизнь, тем выше её уровень.
Ноах действительно хотел улучшить качество жизни. До него Земля была проклята в наказание за первородный грех Адама и убийство Авеля, совершённое Каином, его братом. Создав плуг, Ноах рассеял это проклятье. Так что Ноаха можно считать человеком, занимавшимся прикладной наукой, заботившемся о благополучии человечества, ищущего новые способы для того, чтобы облегчать страдания и приносить спокойствие. Грубо говоря, изобретение плуга важнее компьютера!
Однако, это относится к мудрости, а не Торе. Знания, как помочь другому психологически или физически, делают из человека хорошего специалиста, но не того, кто способен указать человеку, как жить. Это явно прослеживается в нашем поколении. Великие учёные и изобретатели не всегда живут лучше других. Быть блестящим учёным или успешным инженером не равнозначно умению доносить до других Б-жественные знания о наличии у Вселенной Творца. К тому же, даже они не могут ответить на вопрос.
Зачем Творец создал нас?
С точки зрения науки и новых технологий, «незачем». Вот самое простое объяснение, в чём разница между Торой и мудростью. Тора – образ жизни, данный Вс-вышним.
Автор: раввин Ицхак Гинзбург
Перевод: Штерна Сегаль