Что ждет человека, который не знал о Законах Ноя?
Вопрос: Если человек никогда не слышал о семи законах Ноя, об иудаизме, об едином Б-ге, но делал добро, что с ним будет?
Ответ: Вопрос очень важный, и спасибо, что его задали. Он затрагивает одно из самых центральных (если не самое) тем в понимании заповедей и отношении между человеком и Б-гом.
Б-г сотворил мир по тому же принципу, что Он сотворил человека, как говорят мудрецы: «Человек это маленький мир, а мир это большой человек, и то, что есть в одном, есть в другом» [1]. Человек был сотворен так, что сначала было создано его тело из праха земного, а потом Б-г вдохнул в него дыхание жизни [2] изнутри Себя [3]. Тело человека – это часть природы, а душа – дыхание Б-га живого.
Так же и мир. Сначала было создано его тело – природа, а потом Б-г вдохнул душу – законы (7 законов Ноя, Синайское откровение).
Что происходит с человеком, который не знает о Б-ге и Его законах, тем не менее неосознанно живет как будто по этим законам? Конечно, ему есть награда. Но такую деятельность мы называем «природной»: человек действует в рамках природы, и награду получает в рамках природы. Он не получает награду за то, что слушается Б-га и выполняет его законы. Это похоже на то, как человек ведет здоровый образ жизни, и в награду получает здоровье. Но у него нет Б-жественной награды в виде особых охраняющих его ангелов и удела в Грядущем мире.
Дело вот в чем. Заповеди Б-га – это не просто раскрытие Его воли, а они соединяют исполнителя Б-жьей воли с Ним Самим. Даже на земле это так: когда человек принимает к исполнению приказ другого человека, то это создает между ними определенную связь, теперь это не просто два не связанных никак между собой субъекта, а коллектив, группа, товарищество людей, делающих одно дело. Теперь они сотрудники, товарищи, компаньоны (даже если они не равны по статусу). Тем более это с волей Б-га, ибо у нас, людей, наша воля и наша личность – это две разные вещи, а у Б-га Его воля едина с Ним, ведь Б-г на части не делится.
Мы совершенно не хотим занижать заслуги тех, кто живет правильно, но, все таки, природа и Б-г – явления разного порядка. Это подобно тому, как во время Потопа животные, которые не растлились, были спасены в ковчеге Ноя [4]. Но они так и не поняли, что произошло, и не осознали, что привело их в ковчег и почему. Они так и продолжали жить, не имея понятия о Б-ге.
А Ной не просто был спасен, он удостоился союза [5] с Б-гом. Ной получил Б-жественную награду: с ним произошли чудеса, и он стал родоначальником всех людей на земле, его потомство никогда больше не погибнет в водах Потопа, и заповеди Б-га (которые связывают людей с Б-гом) теперь называются его именем (заповеди были даны еще Первому Человеку, но называются по имени Ноя).
Наступает месяц хешван еврейского лунного календаря – в котором произошел Потоп – начало сезона дождей в тех краях, где жил Ной. Хочется, чтобы начинающиеся дожди стали благословением в материальном и в духовном. Чтобы они, как Потоп, смыли всю грязь и нечистоту с лица земли. Чтобы, наконец, исполнилось то, что написано: «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что весь мир – это речь, исходящая из уст Г-спода» [6] .
Примечания
[1] Пиркей де рабби Натан, гл. 31.
[2] Берешит, 2:7.
[3] Cм. Тания, гл. 2, и объясняющую сноску.
[4] Там же, 43:19.
[5] Там же, 18.
[6] Йешаяѓу, 40:5.
Автор: р. Хаим Фильцер
Знания, мудрость, анонсы уроков и лекций
Вот знаете, Всевышний так кичится, чтобы некоторые еврейские законы не соблюдали неевреи и вообще так ограждает евреев от неевреев, разделяет, будто у еврее голубая кровь… Вот почему все люди не земле – включая евреев, неевреев, эфиопов, китайцев и тд и тп не могут тоже взять и соблюдать заповеди? Почему нельзя было дать Тору всем людям на земле? Нет ведь, Всевышний предпочёл только один народ. А ведь другим обидно вообще-то… Получается у бней Ноахов нету своей культуры… Они копируют еврейскую культуру… бней Ноахи – это жалкие подобия иудеев… Это ни кто… 7 заповедей созданы, чтобы все народы мира прислуживали евреям? бней Ноахи – это жалкие пешки, которыми управляют евреи… Они ни чужому кому не дадут приблизиться к своей святыни… Вот как ревнуют своего Бога ко всем другим народам…
Как сказал бы Тёма Лебедев, «блевотный дизайн у этого коммента». Дизайн это грамотное изложение информации, а тут кроме обиды, – так и хочется скаламбурить: «Наша Даша громко плачет!» – ничего не просвечивает, хрен тут ногу сломит, пробираясь через словесный бурелом.
У меня, например, сосед – американец. Но родился не в Америке. Никогда в Америке не был. Быть не хочет. Американский язык не знает, даже букв, я за него в клавиши тыкаю, если чего. Про Америку вообще ничего не знает, а американское гражданство имеет. Все потому, что его родители -американцы. И мне это дело обидно. Я, чтобы в Америку по делам съездить, должен доказать, что вида на гражданство не имею. Вот, смотрите, говорю в посольстве, вот квитанция на оплату квартиры – у меня квартира есть, вот справка с работы – зарплата большая, мне с ней расставаться не резон, вот я один еду – жена остается здесь, вот у меня детей… не брошу, в Америке не останусь. Мне обидно. Я хочу американское гражданство, я про Америку знаю больше обычного американца, а оно мне не светит. Почему? Родился, говорят мне, не там.
А еще мне обидно, что я не коѓен. Коѓен, если кто не знает, это священник, потомок Аарона. У них много заповедей, к которым простой еврей не допущен, святость у них, говорят мне, какой у меня нет. Мне обидно. Вот ноахид может стать евреем, то есть мной, а я коѓеном стать не могу. Пусть на коѓенше женюсь, а коѓеном все равно не буду, и дети мои тоже. Значит, на коѓенше жениться не буду, но обидно, обидно, обидно – три раза.
А еще мне хочется быть потомком царя Давида. Мои знакомые прослеживает от него свою родословную, но, опять же, у меня не вышло, тут и деньги не помогут. Обидно. Так с этой обидой и живу. Давно, кстати.
А еще я хочу американское гражданство. Ах да, про это я уже писал.
Так вот. Б-гу может служить каждый. Семь заповедей это не культура, это запрет портить мир, который не ты, между прочим, сотворил. Не делай плохого, и ты получишь удел в будущем мире – вот что такое семь заповедей.
Почему семь, почему не восемь? Или сто пятьдесят четыре? Ну, а если бы сто пятьдесят четыре, разве Даша не обиделась бы за китайцев и эфиопов, что не двести семьдесят пять? Еще бы как обиделась, потому что не ответов она ищет.
Теперь вот такую мысль хочу высказать. «Почему Б-г сделал так, а не по-другому?» – если человек ищет ответа, то это одно «почему?», а если пытается брыкать Б-га, то это «почему?» совсем другое, оно, скорее, с восклицательным знаком.
Общая идея такова: Б-г создал мир совершенным, но также Он создал его таким, чтобы человек мир исправлял, Б-г оставил, так сказать, поле деятельности человеку. Как это совместить? А вот как. Совершенство мира скрыто, мир совершенен, но совершенство спрятано в его глубине. Человек находит его и делает явным, и таким образом становится соучастником процесса творения. Это первая глава Торы.
А вторая – Ноах. Это тот, от которого ноахиды и Всемирный Потоп. Казалось бы, весь Потоп можно уложить в несколько фраз, как, к примеру, грех первого человека. Но нет, Тора выделяет его в целую главу, как будто сотворение мира и Потоп – равнозначные события. А, может, и правда равнозначные?
Ноах попал в тяжелую ситуацию. 120 лет он строил ковчег, все люди над ним издевались, насмехались, пытались сломать его постройку, его самого убить, мол, почему он – да, а мы – нет? Потом Потоп, около года в клетке, которую крутит и мутит, и зверей кормить надо, и выносить за ними. Это мы задним числом знаем, что плавание закончилось благополучно…
В любой ситуации Ноах остался человеком. Вот это «быть человеком в любой ситуации» Тора приравнивает к сотворению мира. Разве это так мало?
P.S. Подведем итог собственным мыслям, что оказалось не так просто, как казалось вначале. Б-г – явление объективное, и воля Его также. Его воля выражена в Синайском откровении. У этого факта такое следствие: человек должен привести себя в соответствие с волей Б-га, а не придумывать такого Б-га, который бы ему нравился или вписывался в его логику.