Какие правила добавили Ноахиды после Потопа?
В дополнение к Семи Заповедям Ноаха, древние Ноахиды добровольно приняли на себя несколько правил, регулирующих моральное поведение, которые фактически являются интеллектуально действующими обязательствами для всех людей.
Шесть из этих достойных похвалы деяний описаны в книге Дэвида Сирса «Сопережевание человечеству в еврейской традиции» в 4-й главе «Семь всемирных законов Ноаха» (опубликовано Jason Aronson, Inc. Норсвейл, Нью-Джерси,1998). Следующий список приведён в кратком изложении с разрешения автора.
1. Созерцание Б-га
Авраам узнал о Творце, размышляя о происхождении Вселенной. Следуя его примеру, созерцая природу, пытаясь раскрыть её тайны, можно найти путь к Б-гу, единственному Создателю, являющимся источником Бытия – это одна из духовных практик, описанная в каббалистических и хасидских источниках. Однако, большинству людей трудно идти правильным путём без наставника, без учителя Торы. В отличие от Авраама, мы живём в то время, когда Тора уже дана. Поэтому задача каждого человека – изучать и соблюдать Заповеди, относящиеся лично к нему.
Синопсис отрывков беседы Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона 11 Нисана 5743 (25 марта 1983):
На самом деле, размышление о Б-ге само по себе является молитвой. Это мицва (праведное действие), исключающая поклонение идолам, что является запретом, включённым в Семь Законов Ноаха. Мицва по своей природе ведёт к другой мицве («Поучение отцов», глава 4), поэтому, доброе дело будет постоянно оказывать на человека благое влияние. Нет сомнения в том, что если вы поинтересуетесь у кого-нибудь о последних событиях в его жизни (после чего он проведёт время, размышляя о Творце), вы сразу увидите Б-жественное провидение. Если человек думает о Б-ге, это приводит к тому, что когда он захочет сделать что-то нехорошее и несправедливое, он вспомнит о «Глазах, которые всё видят» и остановится!»
2. Изучение Торы ноахидом
Чтобы следовать Б-жественному кодексу, необходимо его изучить. Формулировка – всего лишь отправная точка. Семь Заповедей Ноаха и законы, которые из них выводятся, подробно обсуждаются мудрецами. Они учили, что изучение заповедей Торы должно проходить в духе смирения и веры. Поэтому неевреи, верующие в Единого, истинного Творца и желающие жить по Семи Законам, должны подробно изучать заповеди и части Торы, относящиеся к их духовным потребностям и обязанностям.
Отрывок из «Б-жественного Кодекса», стр. 91, раввин Моше Вайнер:
«Когда нееврей изучает Тору с целью соблюдения Заповедей Ноаха, он получает дополнительную награду, помимо той, что ему полагается за сами заповеди. Кроме того, поскольку изучение Торы, а именно Заповедей, само по себе является заповедью, то он выполняет прямое повеление Б-га! Поэтому, изучение Семи Заповедей Ноаха допускается отнести к изучению Торы самой по себе. Награда за это высока!»
3. Молитва
Каждый человек может связаться с Творцом через молитву. Необходимо просить Б-га обо всём, что требуется, и молиться о благополучии других. Б-г получает все просьбы искренне зовущих его. Поэтому Иерусалимский Храм и называется «домом молитвы для всех народов» (Ишайя, 56:10).
Посредством молитвы можно почувствовать трансцендентность своего «я» и прикоснуться к Б-гу.
Рабби Нахман из Бреслава рекомендовал молиться в лесу. Дома желательно молиться в тихом, уединённом месте. Мы учим это из Торы (Берешит 24:63), где описан праотец Ицхак, молящийся в поле одиночестве. Он молился и дома вместе с женой, стоя по разные стороны комнаты (Берешит 25:21).
Следующий отрывок (на основе бесед Любавического Ребе) взят из книги «Ведибарта Бам» («И вы будете говорить о них)», рабби Моше Богомильский, (Sichos in English):
Какой практический урок можно извлечь из повеления Всевышнего Ноаху войти в ковчег? Еврейское слово «тейва» – «ковчег», означает так же и «слово». «Войти» относится и к словам Торы и молитвы. Так же, как Ноаху было приказано войти в ковчег, так и нам следует всем своим сердцем и душой «войти» в слова Торы и молитвы, внимательно их читая и произнося с искренними чувствами (читая правильно переведённые издания Торы, псалмов и т.д.). Так человек исполняет заповедь, которую Б-г дал Ноаху до повеления войти в ковчег: «Свет сотворишь для Ковчега («тейва») (Берешит 6:16), т.е. ты должен освещать слова («тейвот») молитвы и Торы своими чувствами.
4. Добрые дела и благотворительность (милосердие)
Каждый из нас обладает неким богатством, основная задача которого – максимально улучшить этот мир. Принося пользу другим посредством благотворительности и добрых поступков, мы боремся со своим «эго», становимся дающим, а не берущим. Даже совершая хорошие дела неосознанно, дающий заслушивает награды и похвалы. Через добрые дела и благотворительность все люди мира получают Б-жественную милость.
5. Возвращение к Б-гу
Каждый может в любой момент отвернуться от зла и повернуться к Творцу, вне зависимости от своих поступков (Иона 3:10). Мудрецы говорят: ничто не может встать на пути покаяния. Пророки учили, что Б-г желает видеть покаяние как евреев, так и неевреев (Иона 4:11; Иеремия 18:2). Это также необходимо для достижения цели творения.
6. Радость
Отчаяние противоположно вере. Человек, действительно считающий, что всё в руках Творца и всё, что происходит – для высшего блага, при любых обстоятельствах будет счастлив. В Талмуде сказано, что некий мудрец, сталкиваясь с неприятностью, говорил: “и это во благо” (“гам зе летова“). Пророки Израиля провозглашали, что история человечества движется ко времени, когда не станет зла, страданий и раздоров. Всё хорошее, что совершили люди, соберётся воедино, и явится благодать. Это произойдёт после прихода Мошиаха, в мессианскую эпоху.
Человек, осознавая, что, следуя заповедям Бога, он приближает приход Машиаха и ведёт мир к совершенству к совершенству, он должен радоваться ещё больше. Есть хасидская история, которая иллюстрирует этот момент.
Жил-был бедный человек, славившийся своей великой радостью. Некоторых соседей, испытывавших трудности, это немного раздражало.
– Ты самый бедный человек в городе, – говорили они. – Чему ты так радуешься?
– Я одолжил радость, – признался он, – у лучших дней, грядущих!
Пусть и мы в скорейшем времён увидим дни истинной радости, когда наконец воцарится мир между народами, и “полна будет земля знанием Всевышнего, как море полно водами” (Ишайя 11:9).
Вот ещё две праведные традиции с библейских времен:
7. Почитание отца и матери
Неевреям не заповедано почитать отца и мать, но с самого начала они воспринимали это как должное.
8. Не лгать
Об этом мы учим из отрывка, в котором Яков обвиняет Лавана. «Зачем ты обманул меня?» Лаван пытался оправдаться (доказательство того, что обман – грех). Это предписание заставило Якова жениться на Рахель, как он и обещал, несмотря на то, что Лаван подменил её на Лею, а Яаков хотел ограничиться только одной женой.
Источник: asknoah.org
Перевод: Штера-Сара Сегал