Когда придет Мошиах? Глобальный исторический план.

Глобальный исторический план.

Три периода

История мира протекает по изначально расписанному Б-жественному плану (причем, здесь мы не будем затрагивать популярный вопрос о степени влияния нашей свободы выбора на процессы в мире). Отправная точка этой истории творение мира. А конечный пункт его – мир «Будущий» («олам а-ба»), когда реально воплотится замысел «жилища» Б-гу в нижнем физическом мире. Промежуточная история при этом делится на три периода: Тоу («хаос»), Тора, Дни Машиаха.

В Талмуде [1] определяется длительность этих периодов: «Шесть тысяч лет отведено миру. Из них: две тысячи – хаос; две тысячи – Тора; две тысячи – Дни Машиаха».

Период хаоса заканчивается, когда праотец Авраам начал свое духовное влияние на человечество: «Души, которые были созданы в Харане». С этого момента начинается период Торы: Авраам начал распространять в мире веру в Единого Б-га. Это соответствует словам из Мидраша: «До Авраама мир пребывал будто в потемках; с его приходом появился свет». Случилось это как раз в конце второго тысячелетия от сотворения мира, когда Аврааму исполнилось 52 года.

Период Торы заканчивается в конце четвертого тысячелетия. Это примерно совпадает с окончанием составления Мишны и началом эпохи мудрецов Талмуда – амораим. Окончание периода Торы можно заметить еще и в том, что после завершения Мишны мудрецы более не обладали такими особыми полномочиями для вынесения законодательных решений в танаим. И тогда наступил какими обладали мудрецы Мишны новый период – Дни Мошиаха.

Период «Дни Мошиаха»

Сегодня, спустя пару тысяч лет, такое название этого периода, возможно, кажется несколько преждевременным. Ведь это период непомерно затянувшегося изгнания, со всей его жестокостью, страданиями, преследованиями и погромами! Но дело в том, что название это означает не реальное наступление эры благоденствия, а то, что в этот период Мошиах уже потенциально способен прийти. Так объясняет это название и рабби Ицхак Абарбанель [2]: «Поскольку эти дни пригодны и исправлены для его прихода, если поколение будет того достойно», – пишет он. В качестве примера он приводит название «Период дождей», которое вовсе не обязывает, к постоянным дождям, но означает наибольшую их вероятность в это время года.

Пражский Маараль (рабби Йеуда Лива бен Бецалель) [3] объясняет, что до наступления этого периода (в первые две тысячи лет существования мира), даже если бы народ Израиля достиг определенного совершенства и стал достойным Освобождения, оно все равно бы не наступило. Однако с началом следующего двухтысячелетнего периода все изменилось и отныне стало зависеть от нас: если будем достойны («заху») – Освобождение наступит немедленно (и оно могло наступить уже в самом начале этого периода). А если нет («ло заху») – Освобождение задерживается. Тем не менее, именно этот период предназначен для наступления Освобождения, что бы ни произошло, и как бы ни повел себя еврейский народ.

Шесть периодов

Вышеуказанное разделение шести тысяч лет существования мира на три периода достаточно обобщенное. Существует и более детальное разделение, показывающее внутренний Б-жественный порядок в каждом из этих тысячелетий.

Рамбан (рабби Моше бен Нахман) [4] объясняет, что Шесть дней творения соответствуют шести тысячам лет мира в его нынешнем устройстве. Он пишет: «Шесть дней творения – это все дни мира, ибо существование его продлится шесть тысяч лет. Поэтому сказано, что один день Всевышнего – тысяча лет». Далее он указывает на параллели между произошедшим в каждый из дней творения и событиями в мире – в соответствующий тысячелетний период.

На внутреннем уровне это объясняется в учении хасидизма [5]. Шесть дней творения, как и шесть тысяч лет существования мира, соответствуют шести Б-жественным сфирот, называемым «мидот («эмоциональные»): Хесед (милость), Гвура (строгость), Тиферет (гармония), Нецах, Ход, Йесод.

В первый день творения сияло Б-жественное качество неограниченного милосердия Хесед, поэтому в тот день был сотворен Бесконечный Свет. Подобно этому, в первое тысячелетие Всевышний наделял мир удивительным изобилием. Жизнь людей длилась невероятно долго, и «питались они милостями Б-га».

Во второй день творения действовала сфира строгости и разграничений Гвура. Тогда произошло разделение между нижними и верхними водами. В соответствующее этому дню тысячелетие Всевышний проявил строгость своего суда и наслал на мир потоп, а затем разрушил Вавилонскую башню.

В третий день в мире сияла сфира красоты и гармонии – Тиферет. В этот день Всевышний дважды отозвался о мире, что он хорош. Мир начал приходить к задуманному в нем порядку: из бескрайнего океана показалась суша, появились растения и плоды. В третье тысячелетие в мире начала раскрываться цель его сотворения: произошел Исход из Египта, Б-г избрал еврейский народ для Своей миссии и даровал ему Тору.

Подобным образом объясняется и четвертый день – сфира вечности Нецах. Именно тогда на небе были установлены великие светила – вечные, относительно восприятия человека. Параллельно этому, в четвертом тысячелетии существовали оба иерусалимских Храма, воздвигнутые навечно из прочного камня; свет их освещал весь мир.

В пятый день – сфира Ход (распространение величия и славы) – воды океана наполнились живностью, а в небе стали летать птицы – намек на распространение и укрепление власти народов мира в пятом тысячелетии.

И вот приходит шестой день, – сфира Йесод – основа, завершающий этап. Мир достигает своей наивысшей точки – творения человека. Здесь намек на совершенство шестого тысячелетия, в котором «творится» и раскрывается совершеннейший из людей – Король Мошиах. Говоря словами Рамбана: «Это потомок Давида, сотворенный по подобию Б-га». Другими словами, шестое тысячелетие – время, готовящее мир к Освобождению, когда приходит и раскрывается Король Мошиах.

Период «Шаги Мошиаха»

Внутри непосредственно шестого тысячелетия наиболее важным и значительным является последний период, называемый буквально «Пята Мошиаха» («иквета ди-мешиха»). Название это несет в себе два противоположных смысла. На первый взгляд, пятка – наиболее нижняя и грубая часть тела, потемневшая, с пониженной чувствительностью. Но также слова эти означают «поступь Мошиаха» – т.е. уже слышны приближающиеся шаги Мошиаха [6].

И действительно, если заглянуть в источники, обнаружим, что этот период характеризуют две противоположные тенденции. С одной стороны, начинается подготовка к Освобождению, с другой – время это является наиболее тяжелым в истории – эпоха величайшего духовного и нравственного падения, период горя и страданий.

В книге Зоар [7] предсказано, что в шестом тысячелетии начинается восстание Шхины из праха. Решающий переломный момент в этом процессе, – по словам Зоар, – наступит в шестом веке шестого тысячелетия (именно эта дата намеком указана в истории потопа, когда в шестисотый год на землю хлынули воды с неба и прорвались также наверх из подземных источников). Подобным образом – учить Зоар – в этот период в мир хлынут потоки мудрости: «В шестисотых годах шестого тысячелетия раскроются врата мудрости Свыше и источники мудрости снизу; и мир начнет подготовку ко вхождению в седьмое тысячелетие».

Так и произошло. В этот период – начинающийся в 5500-м году от сотворения мира (примерно 1700 г. н.э.) с началом отсчета шестой сотни лет этого тысячелетия в мире начинает зарождаться мощный прорыв в области мудрости и знаний. С одной стороны, раскрылись «врата мудрости Свыше» – высшая Б-жественная мудрость, глубинная сущность Торы, познаваемая через учение хасидизма [8]; с другой – начинают прорываться «источники мудрости снизу», мудрость человеческая: науки и естествознание, что приводит к заметному научному и технологичному прогрессу, вплоть до целой революции в этой области.

Прорыв этот сопровождается множеством взлетов и падений. Хотя и со скрежетом, но мудрость верхняя и нижняя все же пробивают себе дорогу. Учитывая, что мир еще не был готов принять раскрытие такой степени, помехи на его пути не должны вызывать у нас удивление. Главное же, что, по сути, процесс этот является подготовкой мира – как с духовной, так и с материальной стороны – к эпохе Дней Мошиаха.

Признаки налицо

Однако тот же самый период истории, непосредственно предшествующей Эре Мошиаха, предсказан мудрецами, как, напротив – наитяжелейший, одинаково в физическом и духовном плане. В Талмуде [9] приводится такое его описание: «В то время наглость необычайно возрастет; цены взлетят (по другой версии «йокар йеавет» означает, что станут ценить искажающих правду), виноградник принесет свой плод, но вино будет дорого, чтоб купить; управлять народами станут не Б-гоизбранные монархи, а попирающие веру, но нельзя будет их упрекать; собрание мудрецов превратится в сборище развратников; приграничные жители будут скитаться из города в город и не найдут себе пристанища; мудрость ученых Торы будет опозорена, Б-гобоязненные станут вызывать отвращение, правда будет сокрыта; молодые станут презирать старых, старые будут вынуждены вставать перед молодыми; сын проклянет отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови, близкие люди станут врагами; лицо поколения подобно собачьей морде, сын не будет стесняться отца». Мудрецы приводят еще множество признаков той эпохи [10].

Другими словами, мудрецы предсказывали великое духовное и нравственное падение, развал государственных и социальных структур, разрушение института семьи, моральных ценностей, резкое сокращение изучающих Тору, засилье антирелигиозных идей и убеждений, ощущение безысходности, погоня за материальными благами, скачок дороговизны, рост беженцев из приграничных территорий. Также имеется множество описаний жестоких страданий, бед и преследований, что постигнут народ Израиля в то время, причем столь ужасных, что некоторые мудрецы сказали о них: «Пусть Мошиах придет, но я этого не увижу!».

Такое подробное описание этих будущих признаков периода «Пята Мошиаха» преследует две цели: чтобы евреи и народы мира, живущие при этом, не дай Б-г, не отчаялись и твердо знали – перед ними не что иное, как муки рождения Мошиаха. Нужно заметить, что, по мнению всех компетентных раввинов последних поколений, нынешнее время является именно этой эпохой. Особенно, принимая в расчет страшную Катастрофу Второй мировой войны и удивительное возвращение миллионов евреев на вновь расцветшую Святую Землю, включая и развал империи атеизма, а также многое другое. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что мы уже пережили все страхи этих «родовых схваток» и ясно, что приход Мошиаха сегодня является уже не просто нашим постоянным желанием, но к нему обязывает также совокупность естественных процессов в мире.

Об этом снова и снова говорит Любавичский Ребе, что уже закончена духовная работа периода Изгнания и не осталось ничего иного, кроме как «реально оказать прием праведному Мошиаху, чтобы дать ему возможность выполнить свою миссию и освободить весь народ Израиля из Изгнания на самом деле!» [11].

Примечания

[1] Вавилонский Талмуд, трактаты Сангедрин, 97А и Авода Зара 9А.
[2] «Йешуот Мешихо», глава 1, см. там подробно.
[3] «Нецах Исраэль», глава 27.
[4] Ком. к словам Торы: «Которые сотворил Б-г делать», глава Берейшит 2:3. См. также ком. рабейну Бехайе к этой фразе.
[5) Например, Маймеры Алтер Ребе «Парашийот», стр. 419 и далее; и др.
[6] Сиха в Шабат главы Бо, 5748 г.
[7] Ком. к книге Ваера, часть 1, стр. 117А.
[8] Как известно, раскрытие миру Баль Шем-Това – основателя хасидизма – произошло в 5494-м году от с.м., считанные годы перед началом шестого века этого шестого тысячелетия.
[10] См. трактаты Ктубот, кон., и Сангедрин, там же, и мн. др.
[11] Сиха в Шабат главы Хаей Сара, 5752 г.

Автор: р. Менахем Брод из книги “12-ый принцип. Вера в Мошиха и мессианская эпоха в источниках иудаизма”.