О динозаврах и окаменелостях.
Ученые находят всякие окаменелости костей динозавров, возраст которых определяют в миллионы лет. А Тора говорит, что мир существует, на момент написания этой статьи, пять тысяч семьсот семьдесят пять лет. Как это понять? Попробуем дать несколько объяснений.
Первое объяснение
И сказал Б-г: «Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему… И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил их[1].
Человек был создан сразу взрослым. Это очевидно: в день сотворения он получил жену, и первые дети – Каин и Эвель – родились в Райском Саду. Собственно, это и стало поводом Змею вмешаться. Дело в том, что изначально зло не было частью человека, и первые люди не стеснялись. Увидев это, Змей захотел избавиться от Адама и заполучить Еву[2]– извечный классический треугольник[3].
Но мы не про это. Мы про то, что если бы Адам был обследован в клинике, будь она в то время, то мы бы имели множество научных доказательств, что он не возник из ничего сегодня, а появился на свет лет, этак, 25-30 назад. «Он не создан сегодня, – говорили бы мы, – это миф, сказки! Адаму 25 лет, и он появился на свет 25 лет назад!»
То же мы бы сказали и обо всех животных. Но очевидно, что животные были созданы сразу готовыми. Были созданы птицы, а не яйца[4], рыбы, а не икра[5], деревья, а не семена[6].
О Земле мы скажем то же самое: она была создана сразу готовой, уже в каком-то возрасте, со всеми окаменелостями, алмазами, углем и нефтью[7]. И не важно, понимаем ли мы Б-жественную логику этого или нет. Ведь мы же не спрашиваем, почему Б-г создал элементарные частицы, а потом из них построил атомы, а из атомов молекулы, и так далее. Таков порядок вещей, говорим мы. Но это лишь потому, что таковой порядок укладывается в нашу логику. Однако так бывает не всегда. К примеру, после того, как впервые был открыт вирус, научная братия отказывалась это открытие признавать – слишком ново и необычно – не укладывалось в известные понятия. Потребовалось много лет и много новых открытий, прежде чем идея вирусов уложилась в сознание и стала частью нашей логики, нашего мышления. Так и здесь: непонимание причины того, почему Б-г создал мир именно так, а не по-другому, не меняет сути вещей[8].
Вообще, привыкание к идеям подобно привыканию к пище. Вначале новая непривычная пища может показаться даже неприятной и вызвать отторжение. Но со временем к ней привыкают, и она начинает нравится. Почему? Потому, что вначале, пока ее ни разу не ели, она чужда телу. Но когда ее поели, она стала частью тела человека. И в следующий раз, она уже не так раздражает, как в первый. И так дальше – чем чаще ее есть, тем больше ее в теле, ведь тело строится из веществ, извлеченных из пищи. Поэтому она начинает нравится – она становится телу родной.
Так же и с идеями. Если о них все время думать, тем более, когда они насаждаются с детства, то они становятся частью мышления человека. А новые непривычные идеи отвергаются.
Но если поискать смысл в том, почему Б-г создал мир с уже готовыми окаменелостями и каменным углем, то, возможно, для того, чтобы у человека была свобода выбора. «Исследованием найдешь ли Б-га?» – говорит Писание[9]. Б-г создал мир таким, чтобы не было никаких доказательств Его существованию. Ибо, если бы они были, то давно бы уже все доказали, и выбирать было бы не из чего.
А так Б-г спрятался за видимым возрастом Вселенной. Ведь мир создан речью Б-га. «И сказал Б-г… и стало так[10]» – мир, это речь Б-га. Пока эта речь звучит, мир существует[11]. Если речь Б-га звучать перестанет – мир исчезнет[12]. Вот и говорит Б-г шарадами и загадками, чтобы мы Его искали. «Воистину Ты – Б-г скрытый» – говорит пророк[13].
Второе объяснение
Мир сотворен за шесть дней. На седьмой день Б-г почил. Это значит, что каждый день возникало что-то новое, что-то, чего до тех пор еще не было, возникало из ничего. А на седьмой день Б-г почил – новое возникать перестало. Это значит, что в седьмой день Природа устоялась, мир стал таким, каким мы его видим[14].
В шесть дней творения еще не было законов природы. Ведь законы – это неизменяемые закономерности, а в процессе творения все изменялось. Неизменяемость возникла на седьмой день, в шабат: «Алелуйа. Хвалите Г-спода с небес, хвалите Его в высотах. Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды светлые. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые над небесами. Пусть хвалят имя Господне, ибо Он повелел и они сотворены были. И поставил Он их навсегда, навечно, дал закон, и нельзя преступить его»[15]. Вот этот «закон, что нельзя преступить», это и есть законы Природы, которые мы знаем. «Пришел шабат – пришел отдых» – говорит Талмуд[16] – Природа перестала изменяться[17].
А в дни творения мир был совсем иной. Если бы мы оказались в том мире, мы бы его не узнали, мы бы ничего в нем не поняли[18]. Это был мир хаоса, и все процессы, которые тогда происходили с Природой, были совсем другими. Очень быстрыми – за шесть дней получилось то, чего мы видим вокруг себя.
Да что там процессы, сама материя была иной, незнакомой. Если бы мы оказались в том мире, мы бы и материю нашу не узнали бы.
Идея эта не так уж далека от идеи Большого Взрыва, как ее описывает наука. Основные процессы построения материи и Вселенной произошли за очень короткое время. К примеру[19]: «10−43 доли секунды длилась Планковская эпоха, когда гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий. Через 10−35 доли секунды после Планковской эпохи началось экспоненциальное расширение Вселенной».
Еще[20]: «Первоначально Вселенная представляла собой скопление чрезвычайно горячего и сжатого газа с температурой свыше 10 млрд. градусов. Когда возраст Вселенной равнялся всего лишь нескольким минутам, температура составляла уже не более 1 млрд. градусов. По мере охлаждения начинались ядерные реакции, в результате которых различные вещества образовывались, и так далее».
И так далее. Все это показывает, что процессы становления Вселенной в начальном этапе происходили крайне быстро и активно. Никто с этим не спорит. Вот тогда – в первые дни творения – и сформировались нефть и алмазы, газ и уголь.
Третье объяснение
Мы не стремимся дать альтернативную теорию возникновения окаменелостей и останков динозавров. Мы не занимаемся наукой и не пытаемся объяснять явления с научной точки зрения. Ведь наука знает вещи, изучая их самих, а мы знаем их, изучая текст Писания. Мы – культура текста, культура Книги.
Считается, что каменный уголь образуется миллионы лет[21]. Но в лабораторных условиях его получили за менее, чем год: древесину поместили вместе с водой в изолированную от воздуха капсулу с температурой 160° С[22]. Вполне условия всемирного потопа.
Это была катастрофа колоссальных размеров. Вся земля была покрыта кипящей водой, исходящей из глубин[23] и падающей с неба. За пять с половиной недель[24] вода поднялась выше Эвереста[25]. Нам трудно оценить размеры этой катастрофы – масса бурлящей воды была столь мощна, что планета Земля содрогнулась, ось ее сдвинулась так, что созвездия стали выглядеть по-другому[26]. До того Солнце входило в новое созвездие в начале месяца[27], после этого – 21-22 числа. Изменилось все: не только флора и фауна, но и сам земной климат, продолжительность жизни[28]. В любом случае это была катастрофа вселенского масштаба. Миллионы, миллиарды, триллионы тонн растительной и животной массы оказались смыты, перемешаны, погребены в пучинах планеты под многими километрами воды без доступа воздуха, под мощным давлением и температурой.
О причине возникновения динозавров
Насчет динозавров. Возможно, они возникли естественным путем. Возможно. Но обратим внимание вот на что. Потоп был наказанием за то, что «всякая плоть растлила путь свой[29]». Мидраш описывает это так: «Пес ходил к волчице, петух к павлинихе[30] конь к ослу, лев к быку[31], змей – к птице[32]», в другом мидраше мы находим, что змеи смешивались с черепахами[33], но это лишь пример, все смешивались друг с другом[34]. Все. И ящерицы, и лягушки, и комары, и птицы – все смешивались между собой[35]. Возможно, что в этом отгадка того, как возникли такие уроды, как динозавры: огромные безмозглые колоссы.
Об отношении науки к Торе
Наука не противоречит Торе[36]. Мы утверждаем это на основании самых последних научных открытий. Лет 150 назад думали, что наука – истина в последней инстанции. Кант и Эйнштейн показали, что это не так, что наука не способна устанавливать абсолютную истину. Ученый может сказать лишь то, что «если вы принимаете определенные аксиомы и определенные методы сравнений, такие, как дедукция, то вы придете к таким-то и таким-то результатам». Но если вы не примите эти основные положения, то с помощью науки вы не придете ни к каким результатам.
В 10-м веке ученые считали, что они познали истину. Но сегодня они понимают, что абсолютная истина им неизвестна. К примеру, во времена Коперника считалось, что земля неподвижна, и Солнце крутится вокруг нее. Даже сжигали людей за противоположные взгляды. Однако Эйнштейн показал, что нет никакой возможности установить, что крутится вокруг чего, без того, чтобы разрушить сами основы науки.
Заключение
Все, что Б-г создал, Он создал для того, чтобы оно помогало человеку в его служении. Чем же могут помочь нам окаменелые динозавры?
А вот чем. Мы видим наглядно, что существа, жившие много-много лет назад, оставили свои кости, и по этим костям можно восстановить их практически полностью. Мы могли бы даже воссоздать их мышцы и внутренние органы, если бы мы имели в этом необходимость. Технически это возможно. Единственное, чего мы не можем, это вернуть их к жизни.
Так же и в будущем, все, кто умер, тела их отстроятся из костей, и душа вернется в тело. Это нужно для того, чтобы человек мог получить награду за свое служение[37]. Человек служил Б-гу целиком – и душой, и телом – и награду они получат вместе. В будущем они снова соединятся, а для этого тело нужно заново отстроить из костей, которые сохранились – хоть что-то, но обязательно сохранится.
И тогда «воочью увидят Г-спода в Сионе[38]», и «явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что уста Г-спода говорят[39]».
[1] Берешит, 1:26-27.
[2] Там же, 3:1, Раши «А Змей был хитрым».
[3] Теперь этот Змей находится внутри человека, он стремиться избавиться от Б-га и заполучить человека себе.
[4] Берешит, 1:20-21.
[5] Там же.
[6] Раши на Берешит, 1:11, слова «сеющий семя».
[7] Любавический Ребе, письмо от 18 Тевета 5722 года.
[8] Там же.
[9] Книга Иова, 11:7.
[10] Берешит, 1:9.
[11] Тания, часть 2, гл. 1.
[12] Там же.
[13] Йешаяѓу, 45:15.
[14] Берешит вначале.
[15] Теѓилим, 148:1-6.
[16] Санѓедрин, 38:1.
[17] Мы не имеем в виду частные изменения, мы имеем в виду изменения принципиальные, такие как в дни творения.
[18] Берешит, 1:2; Раши «Тоѓу…».
[19] Википедия, статья «Большой взрыв».
[20] dic.academic.ru: Научно-технический энциклопедический словарь, статья «Большой взрыв».
[21] Википедия, Ископаемый уголь.
[22] Из фильма «Возраст мира».
[23] См. Раши на Берешит, 8:2.
[24] Берешит, 7:12.
[25] Там же 7:19.
[26] См. Сфорно на Берешит, 6:13, слова «Вот Я уничтожаю их вместе с землей».
[27] См. Рамбам, Законы основ Торы, 3:7.
[28] Сфорно там же.
[29] Там же, 6:11.
[30] Ялкут Шимони там.
[31] Тора Шлема там, 147.
[32] Танхума, 58:12. См. также Зоѓар, часть 1, 68:1, Мидраш Раба, 28:8.
[33] Тора Шлема на этот пасук, 147.
[34] Там же.
[35] Талмуд (Санѓедрин, 108:1) приписывает это творческой деятельности человека: «Сказал рабби Йоханан: “Отсюда видно, что скрещивали…”».
[36] Из беседы Любавического Ребе с деятелями науки. Напечатано в Эмуна у-мада, стр. 143.
[37] См. нашу статью «Воскрешение из мертвых».
[38] Йешаяѓу, 52:8.
[39] Там же, 40:5.
У меня вопрос!
Говорите, что восстановится всё люди, а как насчёт кремированных людей?
В Мидраше (Ваикра раба, Мецора, параша 18) говорится так: «Спросил Адриан, игрок в кости, у рабби Еѓошуа бен Ханания: “Откуда Святой, благословен Он, восстановит тело человека в будущем?”. Сказал ему: “Из косточки луз. Сказал тот: “Покажи мне ее!”. Принес ему. Положил в воду, не растворилась. Бросил в огонь, не сгорела. Положил на наковальню и стал бить молотом, треснула наковальня и развалился молот, а косточка не пострадала».
Иными словами. Воскресение из мертвых выходит за рамки известной нам природы, поэтому не следует искать аналогий в окружающем мире. Уж если ее искать, то в пробуждении природы весной или после засухи. К тому же, вряд ли сегодня мы способны определить косточку луз. Но все это не главное.
Главное в том, для чего нужно воскресение. Дело в том, что грехом первого человека зло вошло в него и стало частью него, и его души, и его тела. Изначально человек был создан так, чтобы жить вечно, но теперь, после греха, он должен умереть, чтобы тело сгнило и очистилось от зла, душа очищается в гейѓиноме, то есть в аду. После этого очищенное тело будет восстановлено, и очищенная душа войдет в него. Тогда человек сможет получить награду за свое служение при этой жизни. На этом и следует сосредоточиться – на служении.
Служение же заключается в том, чтобы, как сегодня модно говорить, «фильтровать» свои мысли, слова и поступки. Требуется постоянное внимание и средоточие на том, что эти три проявления души человека были исправными, то есть соответствовали воле Творца. Для этого нужно изучать Его волю, изложенную в Торе, данной в Синайском откровении.
PS. Мы не утверждаем, что воскреснут все. Воскресение является наградой за служение.