Почему Ньютон не родился в Китае?
Изучая историю древнего Китая, нельзя не поразиться выдающимся достижениям технологии в этой стране, благодаря которым были изобретены бумага, магнитный компас, порох, шелк и фарфор, стало возможным книгопечатание. Точно так же поражает прекрасный вычислительный аппарат, с которым можно ознакомиться в трудах древних китайцев по астрономии. Поистине удивительно, что классическая наука, предтеча науки современной, зародилась всего лишь четыреста лет назад в Западной Европе, а не в Китае за много веков до этого.
Можно ли утверждать, что умственные способности европейцев в принципе выше, чем у китайцев, и потому Англия смогла дать миру Ньютона, Италия – Галилея, в отличие от Китая, не внесшего никакого вклада в классическую науку? Ясно, что подобное утверждение совершенно неприемлемо, не говоря уже о том, что отдает откровенным расизмом. С другой стороны, нельзя согласиться и с тем, что появление выдающихся научных умов исключительно в Европе, а не в Китае, вызвано чисто исторической случайностью.
Разрешить эту загадку можно при одном условии: если вспомнить, что основоположники европейской науки руководствовались религиозными идеями. Как известно, большинство великих ученых шестнадцатого и семнадцатого веков верили в Бога как Создателя вселенной. Они верили в то, что Всевышний раскрыл Свою славу в двух “книгах”: в Священном Писании и в природе сотворенного мира. Разница между ними лишь в том, что Тора написана языком, доступным каждому человеку, в то время как книга под названием “Природа” – особым языком науки, доступным лишь посвященным. Обе “книги”, тем не менее, служат ясным свидетельством Божественного Провидения, и обе они раскрывают Его единство и простоту, как подобает творению Великого Мастера. Эти ученые верили без всяких доказательств в гармонию и единство, лежащие в основе природных законов, ибо Вселенная управляется вечными, всеобщими законами, созданными Всевышним. Для них единство законов природы логически вытекало из их веры в Единство Бога и в Его бесконечную мудрость.
Руководствуясь этими религиозными идеями, основоположники классической науки пытались отыскать единство в природе и установить ее законы.
Если проследить историческое развитие науки, начиная от ее зарождения в пятнадцатом-шестнадцатом веках и кончая ее достижениями в наши дни, мы придем к выводу, что основная тенденция в развитии науки – это объединение. Так, мы можем говорить об объединении микро- и макромиров – мира атомов и мира галактик и черных дыр; объединении живой и неживой материи; объединении пространства и времени. Величайшие научные открытия заключаются именно в объединении различных областей науки и в установлении связей между основными природными явлениями – скажем, между электрическими и слабым магнитным взаимодействием и сильными и слабыми ядерными взаимодействиями.
Предпосылкой для поиска единства в природе должна быть вера в существование такого единства. Природа скрывает его среди ошеломляющего разнообразия творений. Было бы чистым безумием пытаться отыскать какую-то закономерность среди множества таких различных созданий как, скажем, червь и человек, прах земной и звезды, если исследователь не имеет абсолютной веры в то, что такое единство действительно существует.
Если принять довод, что наука могла возникнуть и развиваться лишь в условиях цивилизации, верившей в эти два принципа – единство и закономерность, – можно понять, почему современная наука возникла в Западной Европе, а не в Китае. Развив необходимый математический и технический аппарат, Западная Европа смогла стать колыбелью науки благодаря тому, что она приняла еврейский монотеистический взгляд на природу, преломленный через христианство.
В древнем же Китае господствовало язычество: политеизм. Именно это помешало Китаю стать колыбелью современной науки. Взгляд на природу как на взаимодействие множества самостоятельных сил не мог сочетаться с верой в ее единство, побуждающей к поискам закономерностей. Напротив, политеизм объясняет необычайное многообразие природы и наличие, казалось бы, враждующих между собой сил именно как самую настоящую борьбу антагонистических начал. В этом и состоит сущность язычества: согласно ему жизнь и смерть, плодородие и бесплодие, спокойная погода и буря, война и мир, добро и зло не что иное как следствия конфликта между непредсказуемыми волями богов.
Итак, бесплодность китайской науки объясняется вовсе не исторической случайностью – она является неизбежным результатом определенного религиозного подхода. Какими бы великими ни были научно-технические достижения древних китайцев, их потенциальные ньютоны и эйнштейны были сбиты с толку языческими взглядами на природу и потому были лишены способности прочитать ее книгу. Если мы действительно хотим понять, почему Ньютон не родился в Китае, нужно прежде всего понять, почему Всевышний отправил евреев в изгнание в Европу – на Запад, а не на Восток.
О теологических трудах сэра Исаака Ньютона
Сэр Исаак Ньютон (1643 – 1727) опубликовал в молодости два своих основных научных труда: «Математические начала натуральной философии», содержащий его теорию тяготения и основы ньютоновской механики, и «Оптика», где он изложил свою корпускулярную теорию света. Он также опубликовал много статей по математическому анализу. На религиозные темы им был опубликован трактат «О двух значительных искажениях Священного Писания», где он выступил против христианской доктрины «троицы». Кроме того, ему принадлежит труд «Исправленная история древних царств», который был опубликован после его смерти
Когда Ньютон скончался, среди его бумаг было найдено множество рукописей на темы алхимии, теологии и пророчеств. Его наследники опубликовали «Историю древних царств», которая была встречена насмешками; а также отредактированный ими трактат «Замечания о пророчестве Даниэля и Апокалипсисе св. Иоанна», который был встречен ледяным молчанием. После этого они не осмелились что бы то ни было еще опубликовать.
Рукописи Ньютона на религиозные темы хранятся в настоящее время в библиотеке Кембриджского университета в Англии, в библиотеке Бэбсона в городе Велсли, штат Массачусетс, а также в библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме.
Хотя в наше время имя Ньютона связывается с чисто материальным, механистическим и безбожным представлением о мире, всю свою жизнь этот ученый оставался глубоко верующим человеком и страстным почитателем Библии. И хотя он был христианином, он все же яростно противился идее «троицы», отстаивая «примитивный» монотеизм. Он считал, что открытые им законы природы принадлежат на самом деле Единому Высшему Разуму, который создал этот мир, обладая познаниями в математике.
Автор: Профессор Авраам Кушелевский
А как же научные достижения древней Греции?
Давайте возьмем в качестве одного примера – Пифагора. Даже те, кто в школьные годы «не вылезал» из троек, наверное, запомнили, чему равен квадрат гипотенузы. Менее известно, что автору этой популярной теоремы человечество обязано развитием греческой математики, на основе которой построено колоссальное здание нынешней математической науки, пронизывающей сегодня все без исключения области науки и даже искусства.
Немногие знают также, что своими достижениями, кажущимися невероятными для 6-го века до н. э., Пифагор-математик был обязан Пифагору-философу, твердо убежденному, что в основе всего существующего лежат числа. Числовым соотношениям посвящали Пифагор и его ученики все свое внимание. Их они искали и находили во всем, даже в музыке. Ведь именно Пифагор стал делить звукоряд на октавы. Числа у пифагорейцев обладали сложной символикой. Так, единица означала у них разум, четверка – правосудие, пять – брачный союз, как сумма тройки, первого нечетного, мужского числа, и двойки, первого из женских, четных чисел.
Менее всего – в силу сложившихся исторических обстоятельств – знают бывшие школьники, что, если верить древнегреческим историкам, Пифагор заимствовал свое мировоззрение и свои знания у жителей Востока, в частности – у евреев, с которыми он встречался во время своих бесчисленных странствий. Это утверждали Гермит из Смирны, живший в 3-м веке до н. э., Антоний Диоген, Аристобул. Более поздний греческий историк Порфирий в своей книге о Пифагоре называет великого математика учеником иудеев. Что, по мнению историков, почерпнул Пифагор в иудаизме? Некоторые указывают на проповедуемую им доктрину нравственной чистоты. А упомянутый выше Аристобул, живший во 2-м веке до н. э., утверждал, что главное свое достижение, теорию чисел, Пифагор создал под впечатлением числовой символики ТАНАХа.
Но, для того, чтобы полностью понять суть сказанного, нужно получить еврейские знания о числах, нумерологии и гематрии.