Повеление Ноаху плодиться и размножаться

Из контекста повествования Торы следует, что повеление Ноаху [Берейшит 9:7, «Плодитесь и размножайтесь; плодитесь на земле и населяйте ее»] – это не просто повторение повеления, изначально данного Адаму, а скорее другое повеление, в которое были добавлены некоторые элементы.

Поясним: После потопа все сущее приобрело новое измерение, что отражено в высказывании наших мудрецов о том, что Ноах «увидел новый мир». Это подразумевает обновление не только по сравнению с ситуацией в мире во время потопа, но и то, что все существование приобрело новое и более высокое измерение, чем существовало в начале творения.

Семья Ноаха и животные, покидающие ковчег

На первый взгляд, это трудно понять: Как можно сравнивать новизну, возникшую в результате потопа, с новизной в начале творения, когда все сущее возникло из абсолютного нуля [1]? Эту концепцию можно объяснить следующим образом: Целью потопа было не просто наказание нечестивцев, но прежде всего очищение мира. […]

В начале творения исполнение мира отражало тот факт, что он был творением Б-га и не был связан с миром, как он существует в своем собственном контексте. Поэтому существовал потенциал – и, по сути, он был фактически выражен – для человечества привести к тому, что мир опустится до уровня, который заставит Б-га пожалеть о том, что он создал человека, и который не оставит Ему иного способа улучшить мир, кроме как уничтожить все существование.

Новый этап в служении Б-гу

Напротив, после потопа начался новый этап служения, который – через служение тшувы [раскаяния] – позволил миру возвыситься, несмотря на то что он находился на низком уровне. Это служение начал Ноах, который, несмотря на развращенность людей его поколения, был совершенно праведным человеком. Благодаря этому мир обрел новое измерение силы и стабильности, что нашло отражение в обещании Б-га никогда больше не разрушать мир. Таким образом, «новый мир», который увидел Ноах, отражал новый потенциал существования: способность мира возвышаться и совершенствоваться.

Эти понятия отражены в имени Ноах [Ноах на иврите], которое означает «отдых» и «удовлетворение». Из повторения имени Ноаха в стихе [Берейшит 6:9] «Вот поколения Ноаха. Ноах был…», Зоар объясняет, что Ноах принес два измерения отдыха и удовлетворения: «покой в высших сферах» и «покой в низших сферах» [2].

В этом контексте потоп называют «водами Ноаха», поскольку он привел к очищению, покою и стабильности всего мира [3]. В частности, он представлял собой двойную деятельность: а) очищение мира через отрицание существовавшего ранее разврата; б) позитивную деятельность по облагораживанию мира без нарушения его природы.

Первый аспект этих измерений был внесен потопом, смывшим все негативные факторы, а второй – Ноахом и теми, кто был с ним в ковчеге. По этой причине Б-г повелел Ноаху взять в ковчег представителей всех элементов бытия. В ковчег попали все четыре формы существования: люди, животные, растения и инертная материя [4].

Новое состояние существования и утонченное повеление

В ковчеге было явлено идиллическое состояние мира, отражающее мессианскую эпоху, когда «волк будет жить с ягненком». Существование нашего мира в целом в таком состоянии давало возможность того, что в последующие времена – после повеления «Выйди из ковчега» – мир может быть усовершенствован, возвышен и приведен в состояние покоя и удовлетворения.

Эта служба упоминается в инструкции, которую Б-г дал Ноаху для строительства ковчега: «Эль амах тихаленох милама’алах» – «Он должен быть шириной в локоть сверху». Слово «амах» (אמה, «локоть») – это аббревиатура ивритских слов «Э-лохейну мелех ха’олам» («наш Б-г, Царь Вселенной»), что намекает на служение коронования Б-га как Царя Вселенной. Кроме того, слово олам («вселенная») связано со словом хелам, означающим «сокрытие»: то есть даже в ситуации сокрытия будет ощущаться суверенитет Б-га.

В этом контексте мы можем понять новое измерение, привнесенное повелением Ноаху: «Плодитесь и размножайтесь!»[5]. Повеление Б-га Адаму носило общий характер, выражая конечную цель деятельности человека в мире: создать жилище для Него в этом мире. Чтобы человек мог достичь этой цели, Б-г дал ему власть над другими творениями.

Тем не менее, в начале творения, поскольку служение человека проистекало не из его собственной природы, а благодаря влиянию свыше, существовала возможность – и, по сути, реальность – нисхождения. «Зло человеческое умножилось на лице земли», и поэтому «Б-г пожалел, что создал человека». Благословение и повеление «Плодитесь и размножайтесь» было отменено, потому что человек не был пригоден для его получения. Вместо того чтобы человек сделал мир жилищем для Б-га, мир должен был быть разрушен.

Глубокий смысл «нового мира», в который вошел Ноах

Напротив, после потопа, когда открылся «новый мир», потребовалось новое благословение и новое повеление, чтобы позволить новое служение – сделать мир, в его собственном контексте и в соответствии с его собственной природой, жилищем для Б-га [6]. В этом контексте мы можем понять разницу во фразеологии, используемой в двух повелениях. В повелении Адаму Б-г использовал выражение «И покори его», то есть властвуй над миром вопреки его природе. Объясним это понятие с помощью хасидской терминологии:

И малхус («царствование»), и мемшолох («владычество») – термины, отражающие суверенитет. Однако природа, в которой этот суверенитет устанавливается, различна. Малхус относится к ситуации, когда народ добровольно принимает человека в качестве царя. Заимствуя фразу из литургии, «Его дети увидели Его мощь… и добровольно приняли Его царствование над собой». В отличие от этого, мемшолох относится к [правящей] власти, которая приобретается силой, против воли населения. «Завоевание», как и «мемшолох», подразумевает использование своей власти против воли того, кого завоевывают.

Применить эту концепцию в контексте нашего служения в превращении этого мира в жилище для Б-га: После сотворения мира, до того, как он подвергся очищающему воздействию потопа, концепция реализации в мире зависела от творческой силы Б-га и не была интериоризирована в мир. Напротив, мир, как он существовал в своем собственном контексте, не был вместилищем Б-жественности. Поэтому его необходимо было завоевать.

Новый акцент в служении Б-гу

Напротив, после облагораживания мира в результате потопа и служения Ноаха, акцент в служении человека был сделан не на завоевании, а на изменении самого мира. Поэтому понятие завоевания не упоминалось. Вместо этого в повелении Б-га был сделан положительный акцент: «Плодитесь и размножайтесь» (волевая деятельность, которая приносит удовлетворение и отдых). Более того, был дан потенциал «плодиться», размножаться в огромных количествах.

Эта двухступенчатая прогрессия необходима. Чтобы подчеркнуть, что жилище для Б-га создано в «нижних сферах», мир должен был сначала существовать в состоянии, в котором он не был вместилищем Б-жественности. Затем человек должен был начать его облагораживание путем завоеваний. Затем, благодаря очищающему воздействию потопа, служение человека изменилось, и ему был дан потенциал для возвышения мира в его собственном контексте [7].

Примечания

1. Творение из абсолютного небытия – это не просто событие прошлого, но, как объясняет Алтер Ребе во второй книге «Тании», непрерывный процесс, происходящий каждый миг существования.

2. Это также намекает на единство между низшими царствами (поскольку они существуют в своем собственном контексте) и высшими царствами.

3. Ноах показал, что человек может отдыхать, живя в контексте самого мира.

[Примечание режиссера: Например, Ноах изобрел металлические земледельческие орудия, такие как плуг, что позволило человечеству выполнять больше сельскохозяйственных работ с меньшими затратами времени и сил, тем самым давая людям больше времени для отдыха и расслабления].

4. Хасидская мысль подчеркивает всеобъемлющую природу ковчега, объясняя, что три его палубы представляют три духовных мира – Брия, Йецира и Асия.

[Примечание директора Asknoah: Самый низкий духовный уровень мира Асия – это наш физический мир; см. тут].

5. Примечание директора Asknoah: Адам и Ноах получили заповедь «плодитесь и размножайтесь», но с дарованием Торы на горе Синай она была удалена от язычников. Тем не менее, она остается логической необходимостью для язычников, исходя из их обязанности «заселить мир» (Исаия 45:18). См. «Божественный кодекс», часть VI, гл. 4.

6. Однако можно объяснить, что повеление Адаму также включало в себя потенциал для служения Ноаха. Тем не менее, это служение могло быть реализовано только после начала служения Ноаха и получения им нового повеления.

7. Тем не менее, в определенное время, даже после потопа, необходимо служение завоевания.

Свободный перевод из беседы Любавичского Ребе, рабби Менахема М. Шнеерсона.

Представлен с разрешения издательства «Sichos in English». Источник: Sichos in English, Shabbos Parshas Noach, Rosh Chodesh Cheshvan, 5751 (1990).

Источник: https://asknoah.org