Признание Всевышнего сердцем и поступками

Задача человека – приближаться к Истине, приближаться к Б-гу, благословенно Его Имя, к Творцу, к Создателю всего, всеми своими делами, помыслами и поступками. В этом заключается добродетель праведных и благочестивых людей, взоры которых обращены к Всевышнему, всегда, при любых ситуациях, будь то полуденное пребывание человека в доме своем, будь то час его пробуждения, будь то следование его по дороге – человек всегда должен сознавать, что Царь всех царей, Г-сподь Б-г Всесильный, благословенно Его Имя, находится с ним, оберегает его всегда и везде, ведает обо всех его поступках, знает, что происходит с его органами, что творится в его сердце; Всевышний точно знает обо всех его мыслях, как сказано: «Если спрячется человек в тайнике, то разве Я его не увижу? – сказал Г-сподь, – ведь и небо и земля полны Мною» [1].

Выполняя любую работу, занимаясь любыми делами, человек должен всегда думать о том, что Творец наблюдает за всеми его действиями, и эти мысли должны привести его к Б-гобоязненности. Ведь все, что бы ни делал человек, о чем бы он ни думал, о чем бы ни говорил, дома ли, на улице или на службе, все это происходит перед престолом Царя Вселенной, Г-спода Б-га, благословенно Его Имя. Тем более, если речь идет о человеке, который знает, что Всевышний всегда с ним, который сознает, что Творец наблюдает за всеми его мыслями и поступками; такой человек сразу обретет трепет пред Создателем, подчинится Его власти, такой человек всегда будет всегда вести себя скромно и смиренно.[2]

И так сказал праведный Царь Давид: «Представляю я Б-га пред собою всегда, ибо [Он] справа от меня, — не пошатнусь» [3] , то есть, всегда ставлю я Лик Г-спода, благословенно Его Имя, напротив себя, Его, который смотрит на меня, оберегает меня, и поэтому никогда не сдамся, не попаду во власть греха, во власть заблуждения, под влияние какой-либо иллюзии, придуманной мной самим, установленной мной самим. «Поэтому возрадовалось сердце мое, возликовала слава моя, также и плоть моя будет пребывать в спокойствии», иными словами, та мысль, что Всевышний всегда справа от меня, радует мое сердце, придает мне уверенность, я чувствую себя сильным и спокойным, да, не ошибется моя душа, мое сердце, и пусть Всевышний пронизывает все мое естество, и пусть пошлет мне только добро!

«Ибо Ты не оставишь души моей в могиле, не дашь благочестивому Твоему увидеть тление» – пути Твои, Г-сподь Б-г, Истина и Праведность, не оставь верующих в Силу Твою, не прогоняй их от Себя, дай им совет, наставь на путь истинный, чтобы смогли полагаться на Тебя и продолжать верить в Твою Силу.

«Укажи мне путь жизни, изобилие радостей пред ликом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» – укажи верующим в Твою Силу, как им служить Тебе, чтобы поверили в тебя, в Твое постоянное Б-жественное Провидение, и обратили к Тебе свои просьбы дать им совет и указать верный путь, Ты укажешь им, каков должен быть образ их жизни. Беспрестанное осознание существования постоянного личного провидения неразрывно связывает человека с Творцом. Осознание это не ограничивается работой разума, но, если оно истинно, оно обязательно проникает внутрь сердца человека, завладевает его душой, благодаря чему, человек удостаивается ощутить Всевышнего всем своим сердцем, устремив к Нему все свои надежды и помыслы, всю свою любовь к Нему и весь свой трепет перед Ним. Осознание личного провидения – это естественный процесс воздействия на душевные качества человека, благодаря чему оно постепенно захватывает всю внутреннюю сущность человека, начиная с постоянной мыслительной деятельности мозга, работы разума, заканчивая эмоциональной деятельностью, работой сердца.

Вот, что сказано в Торе о познании присутствия Б-га: «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» [4] . Цель познания посредством работы разума – любовь, то есть – работа сердца, которая лежит в основе всех поступков. Ведь поступки человека берут начало в его сердце: человек всегда будет делать то, к чему лежит его душа, его сердце, то, что ему нравится, и –наоборот, он будет противиться тому, что чуждо его сердцу. Человек возлюбит то, что близко его сердцу, к чему его душа беспрестанно стремиться. И – наоборот, человек будет страшиться, того, что, по его мнению, угрожает ему (если этот страх вызван опасностью), либо того, что, по его мнению, вызовет в его мыслях стыд и страх перед величием и славой (страх из уважения, страх от стыда).

Сознание, чувства и действия целостного человека нацелены на выполнение одной задачи. Все его помыслы и поступки будут посвящены одному, и его целостность будет заключаться именно в стремлении к осуществлению этой задачи. Человек же, чей разум занят одним, сердце и эмоции – другим, поступки направлены – на третье, четвертое или пятое, является человеком не сосредоточенным, не целостным.

Даже если человек целостный берется за выполнение совершенно бесполезной задачи, или хуже того – вредной задачи, о таком человеке мы можем сказать, что он сосредоточенный и цельный по своей природе, поскольку он полностью сконцентрирован на выполнение поставленной задачи, которая завлекает весь его разум, и он и его природа слились в одно целое в деле выполнения этой задачи.

Врач, например, всем своим разумом и помыслами нацелен на лечение и все, что связано со здоровьем, в его сердце проявляются качества, касающиеся заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, он всегда будет предостерегать себя и других от того, что следует воздерживаться от поступков, противоречащих здоровому образу жизни, он всячески будет пропагандировать здоровый образ жизни. Такого человека можно смело назвать «Мистер Здоровье». Мистер Здоровье всегда будет заботиться о физическом здоровье. И если кто-то придет и спросит о нем: «Кто этот человек? Чем он занимается»… Ответят ему: «Это Мистер Здоровье. А чем, по-вашему, он занимается, о чем он постоянно думает?» И человек, изначально задавший вопрос без колебаний ответит: «О здоровье, разумеется».

Или взять злодея, чьи мысли постоянно крутятся вокруг того, как бы навредить людям, как бы изощреннее это сделать… Его сердце будет исполнено чувствами злодеяний в поисках наиболее вредоносных и разрушительных способов, а поступки его будут соответствовать его злодейским чувствам. Все скажут о нем: «Этот человек – злодей».
Врач является целостным человеком, приносящим людям пользу. Целостность злодея также очевидна, только она – во вред человечеству. И именно целостность является объединяющим их качеством: ведь все их силы, помыслы и поступки направлены на выполнение одной задачи, и именно об одной этой задаче они будут думать и говорить денно и нощно.

Человек, лишенный целостности, весьма отличается от вышеупомянутых личностей: его мысли заняты понемногу сразу несколькими делами, в его сердце нет четкой установки, какой же именно задаче следует отдать предпочтение, его чувства ослаблены, он начинает заниматься каким-то случайным делом, а затем, бросая его на половине, берется за другое, в прочих же случаях, его сердце вообще не при нем. Действия такого человека осуществляются им то под влиянием каких-то одних мыслей и чувств, то – под влиянием других. В иных же случаях вообще нет связи между действиями такого человека и его мыслями или чувствами, поскольку чувства эти не достаточно сильны для того, чтобы управлять его поступками; а иногда в его сердце не пробуждается вообще какого-либо чувства, обязывающего его к каким-либо действиям. И если о таком человеке кто-нибудь спросит «Кто он? Каковы его действия?» Мы сразу может ответить, что человек этот рассеянный, совершенно не сосредоточенный на каком-либо действии! Нам не известно ни о его качествах, ни о его поступках! Это совершенно не целостный человек, мысли его беспорядочны, подобно его поступкам.

Отличительным качеством праведника является его целостность; все его помыслы и работа разума направлены только лишь на то, чтобы думать от Всевышнем, постигая Его Сущность, и мысли эти будут всегда посвящены Творцу, как сказал праведный Царь Давид «Представляю я Б-га пред собою всегда…». Склонности своего разума праведник всегда будет подчинять Всевышнему, до тех пор, пока Творец не завладеет всеми чувствами его сердца, до тех пор, пока сердце его не ощутит чувства, появившиеся вследствие работы его разума, до тех пор, пока душа его не возжаждет Живого Б-га, пока она не возжелает приблизиться к Создателю; и именно душа будет являться источником его поступков, соответствующих этому стремлению и жажде, ведь все его помыслы – о Б-ге. И поэтому праведный человек, осуществляя какие-либо действия, всегда будет уверен в том, что совершение таковых всячески приближает его к Творцу; и наоборот – он будет воздерживаться от поступков, которые, по его мнению, не являются добрыми, потому что такие действия противоречат воли Всевышнего либо создают помехи на пути к приближению к Создателю.

В этом состоит сущность полного праведника.

Вследствие того, что человек становится праведным, а сердце его исполняется одним-единственным желанием, а именно – близость к Творцу, он никогда не будет стыдиться своих чувств и стремлений перед лицом всякого рода насмешников [5], а наоборот – зная, что то или иное действие соответствует Истине и Воле Всевышнего, благословенно Его Имя, праведник будет исполнять это действие без каких-либо сомнений и страхов, игнорируя всяческие насмешки. Именно так поступал наш праотец Авраам, зная суть Истины и будучи привержен ей, игнорировал все то, что происходило в мире, как сказано: «Авраам был один…» [6] . Иными словами, несмотря на то, что Авраам был единственным среди всех людей, который шел своим путем, своей верой, притом, что весь мир не соглашался с ним, насмехался над ним, он продолжал свой путь, свои деяния, был привержен своей вере, зная, что это – Истина. И такая приверженность соответствует степени человеческой души, человеческих поступков, называемой чистотой. Чистота человека исходит от целостности его веры, в соответствии с волей Творца. И поэтому об Аврааме сказано так: «И поверил он Г-споду, и Он вменил ему это в праведность» [7] «И нашел Ты, что предано сердце его Тебе, и заключил Ты с ним союз» [8].

Полностью встав на праведный путь во всех своих поступках, испытывая чувство вожделения к Всевышнему, Авраам отдает Ему свою душу. Ведь, познав то, что он (будучи человеком) не является главенствующим фактором в мире, и что вся его значимость заключается лишь в познании Творца, по мере своих возможностей, он полностью, без остатка, передает себя во власть Б-га.

Ошибочным будет вопрос: «А как быть с тем, что Бней Ноах не получили заповедь отдавать свою жизнь во имя Всевышнего?»

Самопожертвование во имя Творца – это Б-жественная заповедь, которая не зависит ни от чего. Праведник, кем бы он ни был, который на своем уровне в полной мере познал Силу Творца, сердце которого чисто пред Создателем, и все его поступки посвящены лишь исполнению Его Воли, по собственному желанию не сможет отделиться от Всевышнего, ни в какой степени, ни в малой, ни в большой. Праведник с радостью пожертвует своей жизнь во имя Б-га. И то, что он отдал свою жизнь за Б-га, сотворившего его, а не стал жить в обмане, отрицая существования Всевышнего Г-спода своего, не пожелал жить для собственного удовольствия, зачтется ему в качестве благодеяния. Ведь жизнь его весьма ничтожна пред Всевышним, более того, ценность ее в сравнении с Силой Творца неизмеримо низка.

Подобным же образом произошло с нашим праотцем Авраамом, избравшим пожертвовать собой во имя Истины Единого Б-га. Когда Авраам постиг Истину Г-спода и стал призывать всех людей оставить идолов, разрушить статуи, споря со всем миром и приводя неопровержимые доводы, показывающие насколько лжива их вера, старания его оказались практически безрезультатны. Вплоть до того, что Нимрод, царь Вавилона, приказал бросить его в огонь. И вот, Всевышний сотворил чудо с Авраамом и вызволил его из огня, ведь милость Творца окутывает Его приверженцев. Авраам не боялся за себя и за свою жизнь, он не согласился лгать и отрицать Истину Создателя, которая, по сути, является, кроме всего прочего, источником жизни и всего живого, и ради этой Истины создается человек.

Авраам подумал так: какая польза будет мне от того, что я солгу и буду жить, благодаря этой лжи, от того, что буду думать, что я вовсе не человек, созданный по образу и подобию Всевышнего, а какой-то сломленный истукан, туловище, лишенное жизненной силы. А если так, жизнь моя будет подобна смерти. Лучше я погибну с именем Б-га в сердце, и душа моя будет продолжать жить во имя Него, несмотря на то, что тело свое я потеряю. Подобно Аврааму рассуждает праведник, жизнь которого без Всевышнего лишена всякого смысла.
Самопожертвование не означает, не дай Б-г, необходимость сведения счета с жизнью, а лишь четкое сознание праведника и его истинное согласие не отказываться, не отделяться от Творца ни при каких условиях, даже под угрозой гибели. Самопожертвование праведника во имя Всевышнего – смысл жизни праведника, и каждое мгновение его жизни, каждый его вздох посвящается Создателю, все его мысли подчинены нахождению ответа на вопрос «Каким образом я могу соединиться с Всесильным, благословенно Его Имя, отдать Ему свои силы, подчинить Ему свой духовный и материальный мир. В этом и заключается высшая степень сознания полного праведника.

Раздел этот хотелось бы завершить словами молитвы, возносимой Творцу сынами Израиля каждый день утром перед чтением молитвы «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль!»): «Отец наш, милостивый отец, милосердный! Сжалься над нами и вложи в наше сердце разум – чтобы мы поняли и постигли (Тору Твою), услышали, научились и научили других, чтобы мы сохранили, исполнили и осуществили всё учение Торы Твоей с любовью. И дай увидеть глазам нашим свет Торы Твоей и прилепи наши сердца к Твоим заповедям, и сделай так, чтобы сердца наши наполнялись лишь любовью к Имени Твоему и трепетом пред Ним, и не придется нам стыдиться во веки веков…» [9].

Примечание

[1]  Йермейау 23:24
[2]  Морэ Невухим (Путеводитель растерянных) 3:53, Шульхан Арух («Орах Хаим») п. 11.
[3]  Теилим 16:8
[4]  Дварим 4:39
[5]  Тур Орах Хаим, п.10:1
[6]  Йехезкель 33:24
[7]  Берешит 15:6
[8]  Нехемия 9:8
[9]  Мне не хотелось вносить изменения в слова молитвы, и я решил процитировать ее полностью, без изменений, так, как она написана в молитвеннике. Главная цель, которой я руководствовался, приводя слова этой молитвы здесь, выразить стремление сердца праведного человека, высказанное в молитве  каждый день сообщать Всевышнему о своей любви к Нему. Если кто-либо из Бней Ноах по чистоте своего сердца пожелает вознести подобную молитву к Творцу, я бы порекомендовал воспользоваться нижеприведенной формулировкой (не буду приводить здесь свои соображения в связи с изменением содержания молитвы, хотя они очевидны всякому понимающему): «Отец наш, милостивый отец, милосердный! Сжалься над нами и вложи в наше сердце разум – чтобы мы поняли и постигли слова Твои, услышали, научились и научили других, чтобы мы сохранили, исполнили и осуществили всю мудрость Твою с любовью. И дай увидеть глазам нашим свет Мудрости Твоей и прилепи наши сердца к Твоим заповедям, и сделай так, чтобы сердца наши наполнялись лишь любовью к Имени Твоему и трепетом пред Ним, и не придется нам стыдиться во веки веков…»

Из книги раввина Мойше Вайнера «Книга Знаний для Праведников народов мира».
Раздел 1 — «Врата сознания», глава 4.