Рош Ашана: молитвы и освобождение от обетов
Специального порядка подготовки и проведения праздника Рош Ашана для ноахидов не существует. Поскольку первый день Рош Ашана является днем Суда для каждого создания на земле, каждому следует выйти из состояния духовной дремоты во время (а лучше перед!) этим праздником, то есть посвятить часть своего времени себе, беспристрастно взглянуть на свои поступки и понять, насколько он близок к Б-гу – какие черты своего характера нужно укрепить, а от каких избавиться или исправить.
Сила раскаяния:
Человеку необходимо постоянно проверять, насколько его поведение соответствует воле Творца и исправлять его, если оно далеко от воли Б-га – такие качества как гнев, ненависть, зависть, сарказм, алчность и тщеславие, поиск телесных наслаждений и им подобные – еще большее зло, нежели сами поступки. По этому поводу сказано пророками: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо он многомилостив». [Исайя 55:7]
Молитва на каждый день для ноахидов в дни перед Рош Ашана
По совету раввина Яакова Эммануэля Шохета
Молитва раскаяния:
О, Б-г, я ошибался, грешил и злонамеренно нарушал Твою волю, вершил зло на Твоих глазах, особенно… (произнести конкретный проступок или нарушение).
Я стыжусь своих поступков, раскаиваюсь и твердо обязуюсь более не делать так.
Умоляю, Господь, в Твоей славе и милосердии простить мне мои прегрешения и даровать мне искупление, как написано: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо он многомилостив». [Исайя 55:7] Также сказано: «Разве желаю Я, Господь Б-г, чтобы нечестивцы сгинули, пусть лучше вернутся ко Мне и будут жить!» [Шмот 18:23]
Есть традиция у евреев читать двадцать седьмой псалом начиная с первого дня месяца Элул (месяц перед Рош Ашана) и вплоть до Ошаана Раба (седьмого дня еврейского праздника Суккот). Можно добавить чтение этого или любого другого псалма каждый день, например, псалма 51 перед сном. Кроме того, следует помнить, что искреннее раскаяние, особенно сопровождаемое молитвой и благотворительностью, может смягчить суровость приговора Господа человеку, потому что Он хочет, чтобы те, кто поступает против Его воли, осознали это и вернулись на прямые пути и продлились, таким образом, их земные годы и повысился их духовный уровень.
В случае, если у человека есть обет или клятва, от которых он хочет освободиться до Рош Ашана в любое время года, необходимо следовать порядку, изложенному в книге для ноахидов «Божественный кодекс», часть III, глава 4, Освобождение от клятв и обетов, поскольку не все клятвы и обеты можно отменить, а только те, для которых есть соответствующее оправдывающее обстоятельство:
- В случае, если человек взял на себя обет выполнить или не выполнить что-либо, и он считает, что не сможет сдержать данного им обещания, или что произойдет нечто непредвиденное, и человек из-за этого обстоятельства будет вынужден пересмотреть свой обет или клятву, он может освободиться от такого обета согласно порядку, приведенному ниже. Как только обет человека отменяется, он может делать то, что обещал не делать или не делать то, что обещал сделать. Даже если человек поклялся Именем Творца, можно освободиться и от такого обета.
- В предыдущих главах говорилось о том, что человеку не следует поспешно брать на себя обеты или клятвы, но если так получилось, что он поклялся, то должен сдержать слово и не искать поводов для освобождения от клятвы. Человек должен воспитывать в себе ответственное отношение к своим словам и обещаниям, держать свое слово и не стремиться к освобождению от данного обещания (поскольку каждый, кто клянется и потом ищет способы освободиться от клятвы подобен лжецу). Если же человек понимает, что произнесенная клятва приносит ему сильные страдания, становится препятствием к выполнению каких-либо добрых поступков или приводит к собственному прегрешению или прегрешениям других людей, лишь в этом случае нужно освободиться от такой клятвы. После фактической отмены обета человек становится полностью свободным от него, даже если, по законам морали и этики, ему не следовала освобождаться от такого обета.
- Человек сам не может освободить себя от клятвы, для этого нужна личная помощь другого человека. Освободить человека от его клятвы или обета может другой человек при условии, что он владеет законами освобождения от обетов, знает причину освобождения и может определить, законна ли та или иная причина освобождения, или – нет. Кроме того, человеку, освобождающего другого человека от клятвы, следует выяснить, можно ли использовать данный конкретный случай для раскаяния человека, взявшего на себя обет. Освободить ноахида от обета или клятвы может также друг или родственник, при условии, что он знает законы освобождения от обетов.
- Как происходит освобождение от обетов?
Человек, которого освобождают от обета, в присутствии лиц, которые имеют на это право, произносит: «Я поклялся сделать то или это, и я передумал. Если бы я знал заранее, что это принесет мне столько страданий, или что в результате со мной произойдет то, что произошло, я бы не поклялся. Если бы во время клятвы я думал, как сейчас, я бы не поклялся».
Те, кто освобождает человека от его обета или клятвы произносят: «Ты уже передумал?»
Человек отвечает: «Да».
После этого ему говорят: «Теперь тебе позволено» или «Ты освобожден от обета», эти фразы могут быть произнесены на любом языке.
Освобождение от обетов не считается выполненным в случае, если человек не раскаивается и не отменяет клятву, заявляя следующее: «Если бы я знал в момент клятвы, что знаю сейчас, я бы не клялся» и отменяет клятву в присутствии тех, кто имеет право освобождать от обета.
В случае, если человек выступает с просьбой освободить его от обета по собственнoму желанию или другой человек инициирует освобождение от обета и спрашивает его «если бы ты знал в момент обета о том, что может произойти, ты поклялся бы в этом?» и тот отвечает «Нет» – это считается «достаточным условием» для другого человека освободить его от обета.
Однако, если человек говорит, что не раскаивается в том, что принял на себя обет, освободить его от обета невозможно. Даже если в данный момент человек раскаивается в том, что принял на себя обет, но не раскаивался с момента, когда принял на себя данный обет и говорил, что с этим обетом все нормально и может когда-то в будущем он захочет освободиться от него, освобождение от такого обета незаконно.
- Обет не подлежит освобождению, если что-то не произошло в момент принятия на себя этого обета, и человек с самого начала не знал, что это событие произойдет. Например, некто принял на себя обет, что не будет обращаться за помощью к определенному человеку, а тот позднее стал мэром. Если тот, кто принял на себя такой обет, не раскаивается в том, что сделал это, и не говорит: «Если бы я знал, что так случится, я бы не брал на себя этот обет», в этом случае человека нельзя освободить от такого обета, так как он по-прежнему не раскаивается в том, что принял на себя этот обет.
Однако, если он раскаялся и сказал: «Если бы в тот момент, когда я принял на себя обет не обращаться за помощью к тому человеку в своих целях, я знал, что он получит признание и власть, я бы не принял на себя такой обет», в этом случае освобождение от обета имеет силу. Это применяется в случаях, когда человек мог предусмотреть обстоятельство в момент принятия на себя обета.
В случае, если возникает непредвиденное обстоятельство, действуют иные правила освобождения от обетов и клятв. Такое обстоятельство не может считаться достаточным условием для освобождения от обета, если человек не раскаивается в том, что принимал на себя обет.
Молитвы для ноахидов на Рош Ашана
Благословение детей в канун Рош Ашана
Отец или мать могут произнести следующее благословение сыну или дочери:
Да будет воля нашего Отца Небесного, чтобы твое сердце наполнилось любовью и трепетом перед Ним.
Да будет у тебя всегда трепет перед Б-гом, чтобы ты никогда не грешил (а).
Да будут устремления твои направлены к Торе и семи законам для всего человечества.
Да устремиться взгляд твой прямо, а из уст будет исходить мудрость, и сердце будет наполнено почтением к Б-гу.
Да будут дела рук твоих праведны и добросердечны, пусть стопы твои спешат выполнить волю нашего Отца Небесного.
Да пошлет Он тебе праведное потомство, которое будет соблюдать заповеди в течение всей жизни.
Да будет источник твоего дохода иметь благословение, и да будет пропитание твое заработано честным путем, и получено из Его щедрой руки, а не из даров плоти и крови, но пропитание, дающее возможность служить Б-гу.
Да будешь ты причислен Б-гом к праведникам и богобоязненным людям мира. Амен!
Молитвы на тему власти Всевышнего
На основе перевода молитвенника на Рош Ашана «Махзор А-Шалем», изд-во Kehot, 1983 г.
[O, Б-г,] Твое царство возвышено, Твой престол стоит на милосердии, и Ты восседаешь на нем в истине. Ты Судья, Ты Всеведущий Свидетель, записываешь и скрепляешь печатью, ведешь счет и помнишь все дела, которые были забыты. Ты открываешь Книгу Жизни, в которой есть запись о каждом человеке… И все рожденные на свет проходят пред Тобой, как овцы. Как пастырь, осматривая свое стадо, подводит овец под жезл свой, так и Ты проводишь, определяешь и считаешь души всех живущих, ставишь предел всему живому и отмечаешь решение их судьбы.
Но раскаяние, молитва и благотворительность смягчают приговор человеку!
Каково Твое Имя, такова и Твоя хвала. Ты долготерпелив и умиротворен, Ты не желаешь смерти тем, кто ее заслуживает, но желаешь, чтобы они вернулись на прямые пути и жили, и Ты ждешь этого до самой их смерти. Если они раскаются, Ты сразу примешь их к себе. Ты их Создатель и знаешь об их порочных склонностях, что они лишь плоть и кровь. Человек появляется из праха и уходит в прах, добывает хлеб ценой своей жизни, уподоблен глиняному черепку, увядшей траве, завядшему цветку, исчезающей тени, рассеянному облаку, ветру, праху и мимолетной мечте.
Но Ты Царь, и вечно живущий Б-г!
Следующая молитва основана на молитве из махзора на Рош Ашана: «ВеХоль Мааминин» – «Все верят»:
Он Б-г верный [своим обещаниям]. Он испытывает и проверяет сокровенные тайники.
Он испытывает человеческие мысли. Он избавляет от смерти и спасает от могилы.
Он великий Избавитель. Он один судит всех пришедших в этот мир.
Он справедливый Судья. Он сказал: «Я Сущий, который пребывает вечно» [Шмот 3:14].
Он был, есть и будет. Его имя надежный и такова Его слава.
Он есть, и нет [Б-га] кроме Него. Он помнит добрые дела тех, кто вспоминает о Нем.
Он помнит свой Союз. Он отмеряет жизнь всему живому.
Он вечный. Он творит добро и злодеям и праведникам.
Он добр ко всем. Он знает, что движет всеми созданиями.
Он создает их в чреве. Он может все и объемлет все.
Он всемогущ. Он обитает в сокрытии, под сенью своего могущества.
Он Единственный. Он возводит на престол царей, но царство принадлежит только Ему.
Он – Царь Вселенной. Он в милости управляет каждым поколением.
Он терпеливый. Он отворачивает взор от непокорных.
Он прощает навсегда. Он устремляет свой взор на трепещущих перед ним.
Он внемлет молитве. Он распахивает свои врата перед стремящимися раскаяться.
Его ладонь раскрыта. Он ждет покаяния грешника и старается оправдать его.
Он праведен и справедлив. Его гнев недолог и долготерпелив.
Его трудно рассердить. Он милосерден и Его милосердие преобладает над гневом.
Он легко сменяет гнев на милость. Все равны перед Ним – и слабый и сильный.
Он справедливый Судья. Он благоволит к невинным.
Его деяния совершенны!
«И воцарится Господь над всей землей, в тот день будет властвовать Один Господь!» [Захария 14:9]:
Псалом 24: Песнь Давида. Б-гу принадлежит земля и все, что наполняет ее, вселенная и обитатели ее. Ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто может взойти на гору Б-га, кто может стоять на святом месте Его? Тот, у кого руки чисты и сердце непорочно, кто не произносил имя Мое тщетно и не клялся ложно, — тот получит благословение от Б-га и правду от Всесильного, спасителя своего. Это поколение ищущих Его, желающих предстать пред ликом Твоим: [это] Яаков вовек! Поднимите, врата, верхи ваши, возвысьтесь, двери вечные, и войдет Властелин славы! Кто этот Властелин славы? — Б-г могучий и богатырь, Б-г, богатырь войны. Поднимите, врата, верхи ваши, возвысьтесь, двери вечные, и войдет Властелин славы! Кто этот Властелин славы? — Б-г воинств, Он есть Властелин славы вовек.
Завершающая молитва
Следующая молитва основана на молитве из махзора на Рош Ашана: «Алейну» – «Наш долг»:
Наш долг — восхвалять Владыку всего сущего, Царя царей, Святого [Творца], да будет благословен Тот, Кто простирает небеса и утверждает землю, чей трон слава – небеса наверху и обитель Его величия в небесах. Он наш Б-г и нет другого. Воистину, Он наш Царь, нет ничего кроме Него, как написано в Его Торе [Дварим 4:39]: «Познай же сегодня и положи на свое сердце, что Б-г – Он Всесильный, на небе вверху и на земле внизу, и другого нет».
И поэтому мы надеемся на Тебя, Господь наш Б-г, что мы сможем вскоре узреть великолепие Твоей мощи, чтобы изгнать идолопоклонство с земли – и ложные боги будут полностью уничтожены, чтобы мир совершенствовался под властью Всемогущего. Все человечество будет призывать Твое Имя и обратятся к Тебе все нечестивые на земле. И все жители мира узнают и поймут, что каждое колено должно преклониться перед Тобой, каждый язык должен поклясться [именем Твоим]. Перед Тобой, Господь наш Б-г, они склонятся и падут ниц, воздав честь славе Твоего Имени, и все они примут на себя иго Твоего царства. Пусть Ты воцаришься над ними во веки веков, и будешь царствовать во славе, как написано в Твоей Торе. [Шмот 15:18]: «Б-г будет царствовать во веки веков». И сказано [Захария 14:9]: «И воцарится Господь над всей землей, в тот день будет властвовать Один Господь!»
Источник: Asknoah.org