Семь Заповедей и здравый смысл
У некоторых людей может сложиться впечатление, что обязанности ноахида ограничиваются соблюдением семи заповедей. Но если так, то многие правила поведения, которые мы привыкли считать присущими для любого порядочного человека, оказываются совсем не обязательными. Так ли это? Давайте разберемся!
Сказано в Талмуде [1] “Сказал раби Хия: “О чем написано [2] “Научающий нас больше скота земного, и вразумляющий нас больше небесных птиц”? [простой смысл стиха состоит в том, что Творец наделил человека большей мудростью чем птиц и животных, однако согласно иному пониманию в поведении птиц и животных содержится мудрость, которой нам нужно у них учиться, а именно] … это самка мула, которая нагибается и мочится [это учит нас скромности во время мочеиспускания] и петух, который сначала ухаживает за курицей, а потом с ней сношается”.
Сказал раби Йоханан: “Если бы Тора не была дана, то мы учились бы скромности у кошки [она не испражняется на виду у человека и всегда прикрывает свои отходы], запрету грабежа у муравья, запрет на брачную измену у голубя и правилам приличия у петуха, который сначала ухаживает и лишь потом сношается”.
На первый взгляд не понятно зачем размышлять на тему того, что было бы если нам не была бы дарована Тора уже после её дарования?
Можно предположить, что даже после дарования Торы это нужно знать ноахидам, которые кроме своих семи заповедей должны учиться у животных той мудрости, которую Творец в них заложил. Например, заповедь почитать родителей: хоть она и не является одной из семи заповедей БН, но все же мы видим, что Хам был наказан за надругательство над отцом. Дело в том, что запрет пренебрежительного отношения к родителям мы учим от птиц небесных, как сказано “Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, – выклюют его вороны дольные и сожрут его птенцы орлов”[3].
Отсюда следует, что все то, чему разум нас обязывает, Бней Ноах должны следовать. Все то, что способствует нормальному сосуществованию людей друг с другом, например, не лгать и не обманывать, вести себя с другими честно (хоть это и не входит в запрет на воровство и заповедь о судах). Бней ноах должны учиться правильным вещам даже у животных, так тем более у здравого разума.
Доказательство этому служит заповедь о судах. Бней Ноах должны судить друг друга по установленным ими законам. Но ведь ясно, что если они будут судить как судили в Сдоме, то Бог их накажет, как уже произошло. Ведь законы должны быть честным и справедливым.
Резюмируя, можно сказать, что обязанности ноахидов делятся на несколько групп:
- семь заповедей, которые необходимо выполнять потому, что их повелел Бог, а не по своему разумению;
- то, что обязывает разум, хоть это и не заповедь;
- те обязательства, которые БН приняли на себя добровольно, например почтение к родителям или запретные связи (в добавок к тем, что запрещены Богом).
Примечания.
[1] Эйрувин 100б
[2] Ийов 35:11
[3] Мишлей 30:17
Источник: Беседа Любавического Ребе на праздник Шавуот 5747 г.
Перевод: Арье Мирецкий