Семь заповедей в истории.
Не так легко найти какие-то исторические доказательства того, что семь заповедей, о которых мы говорили выше, безоговорочно принимались первыми поколениями после Ноаха. Проблема в том, что ни разу не изложенные в письменном виде[1] эти заповеди не могли отпечататься на каноне и священных письменах древних народов и их религий. Влияние этих заповедей на религиозную мысль и мораль народов неоспоримо, но как доказать, Творец мира судил и наказывал древние народы за нарушение этих же самых заповедей? Основное заявление нееврейских теологов строится на том, что Тора со всем множеством её законов была дана исключительно еврейскому народу[2], в то время как к остальным народам Создатель не обращался с особыми требования, а потому и претензий к народам по поводу нарушений чего-либо у Творца быть не может.
В Библии мы обнаруживаем доказательства обратного. На самом деле любая живая плоть является насаждением рук Творца, и следовательно, у этого насаждения должна быть своя цель и свои условия пребывания в этом мире. Г-сподь множество раз обращается к народам через пророков Израиля с призывами вести праведную жизнь. О какой «праведности» вообще может идти речь в случае народов, не получивших Тору? Если Г-сподь бесконечно мудр и справедлив, то не мог же Он, требовать соблюдения каких-то норм поведения, которых Сам не давал? Получается, что были какие-то древние общепринятые правила, являвшиеся фундаментом общественной морали и веры, и за несоблюдение этих правил Г-сподь карал народы голодом, разрушениями, войнами и т.д.
В книге пророка Ионы мы видим интересный пример того, как еврейский пророк направляется в город Ниневию[3], чтобы передать послание от Г-спода и сообщить о Его недовольстве поведением жителей этого города. Все жители этого города не были евреями. Проповедь Ионы настолько напугала жителей города и их царя, что те надели вретища и объявили пост до тех пор, пока не услышат от Ионы добрых вестей о прощении.
И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем”. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ионы 3:1-10)
Здесь явно не идёт речь о небольшой еврейской общине города Ниневия, т.к. вряд ли евреи Ниневии были бы названы словом «ниневитяне». Кроме того, сам ниневийский царь принял участие в посте, – это тоже о чём-то говорит. Ну и наконец, чтобы окончательно развеять все сомнения, обратимся к следующей главе:
Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? (Ионы 4:11)
Здесь не случайно названа такая большая цифра, да и судя по тексту, речь идёт об уничтожении всего города, а не местной еврейской общины, даже если бы она там и была.
Для чего еврейский пророк отправляется из родной земли в далёкую Ниневию, чтобы наставить и одновременно напугать весь её народ? Всё дело в том, что в те далёкие времена народы земли жили по законам Ноаха. Это правда, – они не оставили упоминаний о каких-то конкретных семи законах, полученных после Потопа, но у всех народов той эпохи семь законов Ноаха были известными и общепринятыми.
В каждом народе могли существовать свои собственные своды законов, среди которых были растворены и наши семь заповедей. Более того, некоторые народы были знакомы с учением Устной Торы, которая была на земле ещё задолго до дарования Письменной Торы на Синае. Прекрасный тому пример – вавилонский царь Хаммурапи. Предположительно, этот царь жил в 18 в. до н.э. Как мы уже говорили ранее, Великий Потоп произошёл в 22 в. до н.э. Ноах прожил ещё 350 лет после Потопа. Возможно, пути Ноаха и Хаммурапи когда-то пересекались. Даже если они никогда не встречались, Хаммурапи в любом случае мог перенять некоторые учения Устной Торы у Ноаха, т.к. Ноах приходился ему прадедушкой. Хаммурапи – это библейский Нимрод[4], сын Куша и внук Хама. Он же в Талмуде и Мидраше[5] назван именем Амрафел[6], потому что «напустил туман» на современное знание истории. Законы Хаммурапи заставляют многих историков полагать, что некоторые заповеди Письменной Торы были позаимствованы из законов царя Хаммурапи. Это и есть тот «туман», который напустил Хаммурапи на историю древнего мира. Кстати, имя Хаммурапи (вавил. Хамрап) очень созвучно с Амраф (сокр. От Амрафел). Нетерпеливый царь записал некоторые заповеди Устной Торы в изложении, очень близком к Письменной Торе, которой ещё предстояло спуститься в мир, но гораздо позже. Отсюда видно, что царь Хаммурапи был ещё и надменным, раз не побоялся гнева Б-жьего. За это его и прозвали Нимродом – будучи мудрым и великим царём, Хаммурапи всё же бунтовал[7] против Г-спода и возводил статуи и зиккураты языческим богам и богиням[8].
В любом случае, если даже пути Хаммурапи и Ноаха не пересекались, Хаммурапи мог пересечься с потомками Ноаха до двенадцатого поколения – до Авраhама. В частности о конфликте Хаммурапи (как Нимрода) и Авраhама рассказывается подробно в Мидрашах и Талмуде. Там же приводится другая трактовка имени Амарпел – от слова «hепил» («бросил») – за что что бросил Авраhама в огненную яму[9]. В разных древних еврейских источниках упоминаются одинаковые подробности борьбы Авраhама и Нимрода. В этой борьбе Авраhам защищал всеми попранное учение единоб-жия, в то время как Нимрод наоборот – пытался под угрозой ужасной смерти навязать Авраhаму идолопоклонство.
Другие цари и племена, жившие в то время, могли иметь свои обрывочные знания Устной Торы. Чем ближе народ был к эпицентру библейских событий, тем больше была его близость с этим учением. Смешение языков, последовавшее за строительством Вавилонской Башни, которая, кстати, была инициативой того же Нимрода-Амрафела-Хаммурапи[10], отдалило древние племена от получения тайн Устной Торы. Без знаний священного языка (который по сей день сохранили евреи) невозможно было дальше получать и верно расшифровывать эти знания.
Некоторые племена всё же сохранили тайны Устной Торы и семь заповедей праотца Ноаха. Книга Иова рассказывает нам о праведном муже из земли Уц[11]. В те времена города и племена назывались именами своих основателей и родоначальников. В Торе Уц – это сын Арама, внук Шема и правнук Ноаха. Иов был из племени Уца.
Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и б-гобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. (Иов 1:1-2)
Здесь Иов назван «непорочным»[12], «справедливым»[13], «б-гобоязненным»[14]. На основе чего автор книги награждает Иова такими эпитетами? Мы знаем, что Иов не был евреем и не имел Письменной Торы. Скорее всего, Иов вовсе жил до дарования Торы. Рамбам приводит несколько мнений Мудрецов относительно эпохи Иова[15]. Мнения Мудрецов относительно времени жизни Иова расходятся, но большинство из них полагает, что Иов жил именно до дарования Торы. Как же Иов смог вот так выделиться особой праведностью, не руководствуясь заповедями Торы? Нельзя просто сказать, что Иов не обижал людей и за это был назван справедливым. Нельзя так же сказать, что Иов просто не напускал руку на чужое и не имел близости с чужими жёнами, за что был назван «непорочным». И в чём же конкретно выражается та «б-гобоязненность», за которую так нахваливает Иова автор? В простом незлословии в адрес Небес? Ни в Библии, ни в нашей повседневной жизни мы не увидим случая, чтобы кого-либо назвали «б-гобоязненным» только за то, что он не поносил имени Б-жьего. Обычно, так говорят о человеке, который особенно выделяется своим постоянным служением Б-гу и трепетным выполнением каких-то уставов. Поэтому у нас есть все основания полагать, что праведность Иова определялась именно его трепетным отношением к семь заповедям, которые от получил от своих отцов и дедов. Возможно, именно на это и намекает число сыновей, которые у него родились, – семь.[16] Конечно, в древнем мире в каждой семье было помногу детей, но сыновья были редкостью. В Торе перечисляется вся мужская родословная от Адама до Авраhама и далее, но женщин в родословной нет по той причине, что женщин было гораздо больше мужчин. Это и стало причиной многожёнства, которое было так распространено у древних народов. В книге Иова о семи сыновьях говорится так, словно это это – редкое счастье и особый дар. Не у каждого в поколении Иова было семь сыновей из десяти детей, но только Иов мог удостоиться такой награды Небес за свою праведность по семи заповедям праотцов.
Ещё один интересный пример – гибель Содома и Гоморры. Эти города были разрушены в дни Авраhама и Лота. В книги Бытие упоминается «грех» жителей Содома и Гоморры сразу же после «путей Г-сподних», которыми ходил Авраhам.
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Г-сподним, творя правду и суд; и исполнит Г-сподь над Авраамом [все], что сказал о нем. И сказал Г-сподь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;(Бытие 18:18-20)
Авраhам ещё не жил по заповедям Письменной Торы, но уже ходил по какому-то «пути». И что это за особенный «путь», которому нужно специально обучать своих детей? Видимо, этот тот же самый «путь», неподчинение которому далее называется «грехом» Содома и Гоморры. В Писании мы видим пример только прелюбодеяния, хотя в преданиях Мудрецов Торы содержаться дополнительные подробности. Мидраш рассказывает о мужеложстве, которое постоянно практиковалось в Содоме[17]. Ещё далее в Мидраше содержится краткий рассказ о девушке, которая незаметно подсунула своей умирающей от голода подруге кувшин с мукой. Когда её соседи узнали о ёё поступке, девушку сожгли живьём[18]. В книге Сефер hаЯшар[19] рассказывается о странном обычае жителей этих городов одалживать друг другу жён и дочерей для любовных утех. При чём эти утехи сопровождались издевательством и применением грубой силой по отношению к женщинам и девушкам. Далее рассказывается об ещё более странном изобретении четырех судей Содома и Гомморы. Это были каменные постели, которые стояли на улицах города. Каждый путник, заходивший в эти города, укладывался на эти постели и если оказывалось, что он длиннее постели, ему отпиливали ноги, а если путник был короче постели, то ему растягивали бёдра. И пока несчастный кричал от боли, исполнители приговора объявляли перед свидетелями: «Так будет сделано каждому, кто придёт в наши земли». Если приходил нищий, то ему дарили золото и серебро, но самим горожанам запрещали что-либо продавать нищему. Тогда этот нищий умирал от голода, а жители города забирали обратно свои подарки, и даже одежды нищего забирали себе. Трофей доставался тому, кто был сильнее остальных. То есть, жители дрались за право на трофей. Тело нищего бросали неприкрытым кусты за оградой города. Мидраш далее рассказывает, что иногда чужеземца насиловали и отбирали его вещи.
Здесь мы видим явное нарушение семи заповедей, которые человечество унаследовало от Ноаха. Единственный, кто был до конца предан этим заповедям, был Авраhам, сын Тераха. Эти заповеди Авраhам изучал в ешиве Шема и Эвера[20]. Слово «ешива» дословно переводится как «сидение». Не нужно рисовать в воображении подобие современной еврейской ешивы с множеством комнат, коридоров, кондиционеров и книжных полок. Скорее всего, древние называли ешивой шатёр, в котором изучали семь заповедей и тайны Устной Торы. Авраhам воспитал в этом учении своего сына – Ицхака, а тот передал учение внуку Авраhама – Яакову. О Яакове сказано
Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. (Бытие 25:27)
Слово «живущим» в синодальном переводе немного не точно. В оригинале использовано слово «йошев»[21], что означает «сидит, сидящий». Это слово и слово «ешива» имеют общий корень. Видимо, переводчикам показалось странно, что Яаков мог несколько лет сидеть в шатрах. Мы же знаем, что это было не простое «сидение» на месте, а занятия в шатрах Учения. В приведённом выше фрагменте из 18 главы книги Бытия мы видим, что Авраhам знал какие-то особые «пути» Б-жьи, которым следовал сам и которые передал своим потомкам и жителям своего дома. И потому Г-сподь сообщает именно Авраhаму о Своём гневе на жителей Содома и Гомморы. Только Авраhам мог понять, за нарушение каких именно законов эти города заслужили кару небесную.
Итак мы видим, что древние народы были хорошо знакомы с законами Ноаха. Замысел Б-жий был в том, чтобы все народы земли жили в соответствии с этими законами и были равны. Но человек пустился в разные помыслы и вольнодумство. Он придумал ненужные обряды поклонения и жреческую касту. Если есть вера и закон, то должен быть и жрец, который будет следить за верой и законом, а так же наставлять в них всё остальное племя. Это и есть одна из основных причин, по которой Г-сподь решил создать специальный народ жрецов[22], который будет наставлять народы. Лучше, чтобы жрецы были избраны Мудрым Г-сподом, нежели неразумным человеком. Г-сподь сотворил Себе народ, который должен быть посланником Его среди остальных народов и хранителем законов, которые дошли от дней древних.
Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. (Второзаконие 32:7-9)
Согласно этому замыслу, на каждые десять человек из народов должен приходиться как минимум один жрец, поставленный Г-сподом[23]. Для основания такого жреческого народа был выбран дом Авраhама. С течении трёх поколений семя Авраhама очищалось от простой человеческой природы и греха. Г-сподь поставил с Авраhамом завет обрезания крайней плоти, который именно на это и намекал. Сам Авраhам был святым Патриархом и избранником (читай – жрецом), но оставался в статусе ноахида. Из двух его сыновей вышли Ишмаэл и Ицхак. Оба они так же были ноахидами, но избранничество передалось только Ицхаку. У Ицхака родились двое сыновей: Яаков и Эсав. Оба они так же были ноахидами, но избранничество передалось только Яакову. После Яакова процесс очищения[24] был завершён. Яаков боролся с тем, кто в Писании называется «Некто»[25]. Выдержав борьбу[26], Яаков получил посвящение и новое имя – Исраэль. Отныне всё его потомство автоматически от рождения будет в статусе жреца, потому что процесс отделения закончен.
Так появился еврейский народ. Первое время люди этого народа были ноахидами и уже имели жреческий статус, который пока ещё не был задействован. По Высшему Провидению еврейский народ должен был плодиться и увеличиваться в Египте до той поры, пока не будет готов вернуться на Святую Землю (удел жреца) с Торой в руках. И только у Горы Синай евреи получили свой жреческий кодекс и особые жреческие таинства, которые были изложены в Письменной Торе. Тогда весь народ прошёл первый в мире гиюр. Сначала весь народ очистился водами, потом как бы умер и заново родился. Когда Г-сподь говорил к народу, души людей от трепета перед Творцом вылетали из тел, и только роса, которой Создатель окропил народ, вернула души обратно в место своего обиталища.
С этого момента начинается длинная история отношений народа-жреца и семидесяти народов мира, которая длится по сей день. Народ Израиля был посредником между народами и Творцом. Посредником – исключительно в смысле храмового служения и передачи Учения, т.к. для общения с Б-гом, для налаживания личных отношений и обретения милости посредник не нужен[27]. И пример пророка Ионы, который мы разобрали в начале главы – не единственный пример таких отношений. Почти все пророки еврейского народа (даже те, которые не упомянуты вообще в Священном Писании) передавали послания как еврейскому народу, так и остальным народам Земли. Если какой-то из народов отходил от соблюдения заповедей и нарушал древний Завет, поставленный Ноаху, то пророки Израиля упрекали такой народ и призывали к раскаянию. Во всей книге Пророков мы видим, как Г-сподь постоянно ругает Вавилон, Ассур, Аммон, Едом, Моав, Египет и другие народы. И хотя это было после получения Письменной Торы, названные народы не были обязаны ей следовать, т.к. не стояли у горы Синай и не принимали на себя ярмо еврейских заповедей. Чего же от них требовал Создатель? Какого именно послушания? Это были законы потомков Ноаха.
И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Б-гом, как Содом и Гоморра. (Исайя 13:19)
Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: “никто не видит меня”. (Исайя 47:10)
Пророчество о Египте. – Вот, Г-сподь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. (Исайя 19:1)
В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Г-споду. (Исайя 19:23)
Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Г-сподь Воинств, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Г-сподь. (Исайя 14:21-22)
И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Г-сподь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. (Иеремия 25:12)
И т.д.
На страницах Священного Писания мы можем найти ещё массу похожих примеров того, как Г-сподь обличает и карает народы и племена. Бывает, что Он наказывает их за вражду с Израилем, но гораздо чаще причиной проклятья становятся какие-то «грехи», «беззакония» и «неправды». Если речь идёт не о нарушении семи законов потомков Ноаха, то о чём же тогда?
Разберём ещё один пример. В XIV веке до христианской эры в Египте правил молодой фараон Аменхотеп IV. В ту пору доминирующим культом в Египте был культ солнечного бога Амон-Ра, на ряду с которым почитались и другие боги Египта, но в значительно меньшей степени. И вдруг, Аменхотеп затевает рискованную культовую реформу, которая длится целых шесть лет. Он делает монотеизм основным религиозным принципом империи. Употребление слова «боги» во множественном числе (или «бог» – по отношению к кому-либо, кроме Атона) отныне – вне закона. Аменхотеп провозглашает единого Б-га Атона – Б-гом всего Египта, а себя – служителем Атона. Фараон даже берёт новое имя – Эхнатон, что означает «Полезный Атону».
Форма служения так же изменяется: если раньше литургия в честь богов проходила в закрытых храмах и катакомбах, то при Эхнатоне она проходила под открытым небом и без статуй и изображений. Имена богов (в особенности – Амона) постепенно уничтожаются. И хотя в культе, установленном Эхнатоном, всё ещё остались элементы поклонения солнцу, всё же само солнце и сам Эхнатон теперь зовутся «владыками», а не «богами». Магия, гадания и вера в возможность влияния заклинаний на судьбу были изгнаны из жизни египтян. Множество текстов с заклинаниями и гимнами богам просто сгорело в огне[28]. Наконец, новое постановление Эхнатона, настолько не свойственное духу древнего Египта, внесла последнюю деталь в строительство египетского монотеизма: Эхнатон запретил делать изображения Атона. Всё же, мы знаем примерно, как древние египтяне в эпоху правления Эхнатона представляли себе Атона. Запрет подразумевал только предметы поклонения, но к настенным летописям жизни фараона он, судя по находкам, не относился. На стенах внутри пирамид были найдёны изображения круга, от которого исходят лучи (возможно, по этой причине многие исследователи заключили, что Эхнатон был солнцепоклонником) и протягиваются две руки – прямо к человеку.
Моральный уровень граждан заметно повышается. Ритуалы, связанные с муками людей или животных (в особенности – жертвоприношения) упраздняются, а египтяне становятся религиозно терпимей.
А теперь самое время добавить, что именно в XIV веке до х.э. и жил Моше, который вывел еврейский народ из египетского рабства. Некоторые авторитетные исследователи истории (например, Зигмунд Фрейд) полагают, что монотеизм был позаимствован евреями у египтян. На этот счёт у меня есть несколько возражений.
Во-первых, монотеизм был ещё при Патриархах – Авраhаме, Ицхаке и Яакове, и об этом свидетельствует Писание.
Во-вторых, имя «Атон» не имеет в египетском языке никакого значения. На самом же деле это имя происходит от еврейского «Адон»[29], что означает «Г-сподь, господин». Такое обращение к Творцу встречается в Писании и оно используется до сих пор евреями.
В третьих, Эхнатон не мог «придумать» монотеизм, так как сам монотеизм гораздо древнее Египта и еврейских Патриархов. В книге Бытия рассказывается о Шете (Сифе), которого Г-сподь дал Адаму и Хаве вместо hЭвеля. Далее говорится, что Шет породил Эноша (Еноса)[30]. Согласно еврейским источникам, египетские пирамиды тоже начал строить Шет ещё до Потопа. Еврейская буква «шин» иногда читается со звуком «с». Последняя буква «тав» по звучанию больше близка к греческой «θ». Скорее всего, миф о греческом поге Сете (Сетхе)[31] – это напоминание о древнем основателе Египта. Согласно мифам, Сет был не только богом, но и первым фараоном Египта.
Энош (Энос) – это Осирис. В египетском произношении настоящее имя этого бога – Ансар[32]. Корень тот же – Э(А).Н.Ш(С). Буква «алеф» в иврите читается и как «э», и как «а» – зависит от огласовки. Имена совпадают, только вот в египетских мифах Ансар – это почему-то брат, а не сын Шета. Но и это легко объяснить. Во-первых, старение появилось только в поколении Авраhама – согласно Хазал, а во-вторых, первые люди жили по нескольку сотен лет (см. книгу Бытие). Возможно, первые египтяне забыли о том, что Шет и Энос – это отец и сын. Позже, после Потопа, новый народ Египта почерпнул эту ошибку из начертанных летописей, которые были найдены в гигантских постройках. А возможно, послепотопные египтяне сами стали виновниками такой неточности: не сумев правильно расшифровать послания допотопной цивилизации, они решили, что Шет и Энош – братья. А имя «Исис» (египетское «Исида») может происходить от «Эшет»[33]. Буква «тав», как мы говорили выше, соответствует шипящему греческому «θ», в ашкеназском диалекте её принято произносить как «с». Буква «шин» здесь читается как «син». Получается, что имя «Исис» – это вовсе не имя, а слово. И слово это – «жена» с характерным окончанием «тав», что намекает на продолжение – «жена такого-то». Вероятно, древние египтяне не знали имени жены Эноша и потому прозвали её просто «его жена». Здесь кто-то может заявить, что еврейские имена, описанные в книге Бытие, наоборот являются заимствованием из египетских мифов. Такое заявление в стиле Фрейда опровергнуть легко: одно имя могло быть позаимствовано от другого имени, но не могло слово (такое как «жена») произойти от чьего-то имени собственного. Ведь «жена» – это слишком обычное и естественное понятие, которое встречается не только среди «богов», но и среди людей. Происхождение бога Гора (Хора) установить сложнее. Возможно, это был один из сыновей, не упомянутых в книге Бытие. Первая буква имени соответствует еврейской букве «hей»[34], которая читается как английская «h» или очень мягкая украинская «г». В Википедии говорится, что имя этого бога происходит от египетского «hr», что означает «высота» или «небо». В еврейском языке слово «hар»[35] означает «гора». Кстати, само русское слово «гора» происходит именно от этого корня. Возможно, так назывались первые пирамиды. А кто знает, как на древнеегипетском сказать «пирамида»? Этого не знает никто. В еврейском языке тоже используется нееврейское слово «пирамида»[36], во множественном – «пирамидот»[37]. А в допотопной древности и подавно не знали специального для этой постройки названия. Называли это просто – «гора». Видимо, у Эноша был сын с созвучным именем, который возводил самые лучшие пирамиды, за что и получил такое прозвище. Или наоборот: у Эноша не было такого сына, а имя мифологического Гора происходит от названия постройки.
Демиургом в египетской мифологии выступал Атум. Но Атум, согласно гелиопольским сказаниям, был не только создателем, но и созданием. Он создал самого себя вместе с каким-то «первородным холмом». Этот «холм» явно намекает на связь с еврейским «первозданным камнем», который находится в данный момент на Храмовой Горе прямо под куполом мечети. Помимо этого, можно разглядеть тут и намёк на сотворение первого человека из глины. Ещё, согласно мифам, Атум появился на свет в образе змеи. Напоминает древнего Змея, который соблазнил Хаву и Адама запретным плодом, не так ли? Имя «Атум» очень созвучно с именем «Адам». Буква «т» здесь снова заменяется на созвучную «д» и немного изменяется огласовка. По мофу Атум – андрогин. Очень напоминает Адама до того, как из его ребра была создана первая женщина. До той поры Адам так же был андрогином.
Далее, согласно мифу, Атум сам себя оплодотворяет и порождает на свет двух близнецов – Шу и Тефнут. Шу – повелитель воздуха, а Тефнут – повелитель влаги. Имя «Тефнут» не очень созвучно с именем hЭвель, имя «Шу» вообще не созвучно, но по смыслу оба имени подходят. Имя «hЭвель»[38] на иврите означает «пар». Причины этому две: во-первых, hЭвель в отличие от брата приносил в жертву Творцу из своего собственного стада. Такая жертва, содержавшая кровь приношения, поднималась как пар, приятный для Г-спода. Каин же приносил в жертву «от плодов земли» – скорее всего, хлеба. Во-вторых, другое значение имени hЭвель – «пустое, суетное, ничто», а имени Каин – «ревность, зависть, фанатизм». Творец знал наперёд, что hЭвель умрёт, и возможно, это тоже было частью плана, как и грехопадение Адама. Поэтому Г-сподь предопределил hЭвелю такое имя, – так как жизнь его промелькнула тщетно, не оказав никакого влияния на дальнейшие события.
Другой демиург египетской мифологии – Птах. Согласно мифу, Птах сначала задумывал в сердце новое создание, а потом устами создавал его. На иврите корень П.Т.Х означает «открывать» и «начинать речь»[39]. С библейской родословной параллель установить не удалось.
Остальными богами дела немного сложнее. Скорее всего, остальные персонажи пантеона были додуманы самим человеком.
В любом случае, «самая древняя» языческая религия, которой так любят восхощаться нынешние эзотерики – не более чем обычная история из Торы, только в сильном искажении.
То же самое можно сказать и о другой «самой древней» религии – шумерской. Там три главных бога «Энлиль», «Ану» и «Энки» – явно намекают на монотеизм. Слово «Энлиль» родственно еврейскому «Элиль»[40], что означает «б-жество» – чаще применяется в контексте язычества, но в древние времена могло быть иначе. Имя «Ану» родственно еврейскому «Ани»[41], что означает «Я». А имя «Энки» родственно слову «Анохи»[42] – общесемитскому «Я». Это же имя «Анохи» используется в Торе, хотя Мидраш Танхума в комментарии к декалогу пишет, что само это слово взято из египетского. Но дело в том, что Тора принципиально не использует заимствованных слов. Почему первая заповедь декалога («Я Г-сподь Б-г ваш») начинается именно с Анохи – здесь есть множество глубоких толкований по каббале и хасидизму. Самое простое толкование: поскольку Г-сподь обращался к евреям, прожившим несколько поколений в Египте, он использовал более привычный для них язык, чтобы показать, что даже египетское «Я» – это тоже «Я» (т.е. Г-сподь»). А в книге Бытие (4:9) Каин впервые использует слово «Анохи», говоря «разве сторож я брату своему?». То есть, слово «Анохи» – это слово древнего иврита, которое ушло в египетское изгнание и вернулось вместе с евреями. О мистическом влиянии иврита на другие языки мы поговорим позже. Кстати, слово «Анохи» и имя шумерского бога Энки не совсем созвучны, но написание совершенно одинаковое:
אנכי
Разница только в огласовках. Получается, что имена «Энлиль», «Ану» и «Энки» – это «Б-жество», «Я» и снова «Я». Поскольку у Г-спода нет имени (согласно каббале в самых высоких «этажах» миров имени на самом деле нет), то первые шумеры могли просто не знать, как ещё называть Создателя. Даже четырёхбуквенное имя Творца открылось нашему миру не сразу (а только в поколении Моше), так что древним шумерам оно не было известно. А до наступления эпохи политеизма в древней Месопотамии наверняка служили одному Г-споду.
Почему явление монотеизма в древнем мире так сложно доказать? А потому что оно не оставляет следов. Когда народ исповедует язычество, он лепит статуи богам, рисует их на стенах, придумывает о них мифы, посвящает им гимны и т.д. В чистом монотеизме всего этого быть должно. Касательно гимнов – разумеется, можно хвалить и воспевать Творца, но такие тексты не нужно канонизировать, чтобы чистый монотеизм не погрузился в догматизм и обрядность. Только специальные ритуалы и формулы, постановленные самим Творцом через Тору и Его пророков, могут использоваться для литургии, которую тоже выберет Сам Создатель. В еврейской литургии большая часть текста основана на цитатах из Писания. Чаще всего используются псалмы царя Давида, которые левиты пели в Храме в честь Творца. Древние месопотамийцы жили до дарования Торы. Кроме семи заповедей, хранимых в сердце, ничего внешнего и обрядового они не имели. И не удивительно, что довольно продолжительный период монотеизма, принятого множеством людей, скрыть гораздо легче, чем самый короткий период идолопоклонства, распространённого среди горстки людей.
Возвращаясь к теме Эхнатона добавим, что выбор нового имени фараона тоже мог быть не случайным. Имя состоит из имени Атона на конце и из корня Х.Н. От такого корня образовано слово «ханифы» – название древних ноахидов в доисламской и раннеисламской Аравии. Этот корень очень подходит для традиции Бней Ноах. Имя Ноах состоит из тех же самых букв – «Х.Н», только написанных обратно. Даже игра слов в книге Бытие (6:8) намекает на то, что своё имя праведный Ноах получил из-за «хен» – особой милости в глазах Б-га. Для того, чтобы обрести этот «хен», нужно пройти по пути, который оставил для нас праотец Ноах. Потому ханифы выбрали себе именно такое самоназвание. И по той же причине фараон Аменхотеп мог выбрать себе имя Эхнатон, то есть «тот, кто [подобно Ноаху] обрёл милость перед очами Атона (Адона)».
Само многобожие появлялось довольно спонтанно. Об этом говорит тот факт, что имена самых первых в пантеоне богов как правило являются обычным обозначением какого-нибудь природного явления.
Египетский бог Гор мог быть назван так из-за горы, которой поклонялись древние египтяне. Но в Египте нет высоких гор, которым можно было бы поклоняться! Тогда, культ этого бога мог прийти с севера – с горной местности, где как раз обитали семиты. Так этот культ попал в Египет в сопровождении своего семитского названия. Позже первоначальное значение этого название было искривлено. Так и получилось, что «Гор» в египетском языке стал означать «небесный» или «высокий». Имя бога земли – Геба, может происходить от семитского «гав»[43], что в современном иврите означает «спина», а в древнем иврите могло обозначать вообще всё «тыльное». Так что древние египтяне могли называть землю под ногами «тыльной стороной» мира. Возможно, они даже верили когда-то, что мир держится на спине какого-то животного (да хоть той же черепахи). Имя шумерского бога солнца «Шамаш» происходит от семитского «шемеш»[44], что означает «солнце». В еврейском языке это слово так же имеет значение «прислуга, служащий». Все планеты и небесные тела называются «прислугами» Творца, потому что они являются космическими часами, по которым отсчитывается время во Вселенной. Разумеется, Г-споду не нужны «часы», но такие «прислуги» больше предназначены для красоты и порядка – так же, как и ангелы, в которых Г-сподь тоже не нуждается. Если говорить о европейских богах, то и здесь та же самая история. Например, от греческого «пиро, пир»[45], что означает «огонь» появился прибалтийский Перкунас, а от него – славянский Перун, который почитался как бог молнии («небесного огня»). Славянский бог солнца Ярило образовано корня «яр», родственного корню «жар». Жарило – Ярило. От этого же корня происходит слово «яркий». То есть, Ярило – это источник жара и света. В некоторых политеистических религиях имена богов и названия природных явлений вообще не отличаются, так что и прослеживать нечего. Например, в шаманских традициях обычные слова «огонь», «небо», «солнце», «ветер» и т.д. могут быть так же именами духов и богов. Не зря антропологи сходятся во мнении о том, что шаманизм – наиболее древняя форма религии на Земле. Действительно, именно так и начиналось обращение человека к природным силам и «богам». Можно сказать, что шаманизм был первой формой языческой религии на Земле.
Создатель Торы резко отличается от всех остальных «богов». Он всегда был открыт для человека – ещё со дня Адама, но только в поколении Моше Он решил назвать Своё имя. Это говорит о том, что имя Ему вовсе не нужно для того, чтобы как-то к Нему обращаться. Ну и далее Г-сподь открывается не под каким-то «природным» именем и не под названием какого-то космического процесса, а именно Тетраграмматоном. То есть, в Своём первом имени, которое Он нам открывает, Он сразу же учит нас первому правилу: «Я – есть, в отличии от всех остальных богов»О Древнем Б-ге, долго не называвшем Своё имя, особенно трудно сохраниться воспоминания. Но кому же молились люди до того, как начали искать помощи в простых словах «огонь», «гора» и т.д.? Возможно, Его так же называли простым словом «Б-г», «божество». А возможно, для Его обозначения просто употреблялось местоимение.
[1] При заключении Завета и позднее
[2] Это не совсем верное утверждение, но допустим, что практическая часть Торы действительно была дана только еврейскому народу.
[3] ивр. и аккад. – Нинве, с VIII—VII века до н. э. столица Ассирийского государства
[4] Букв. означает «бунт, будем бунтовать», от корня מרד
[5] Талмуд, Эрувин 53; Мидраш Берешит Раба 42
[6] От слова ערפל – «арафел», «туман»
[7] Талмуд, Псахим 74, Хулин 89
[8] См. Википедия: «Хаммурапи»
[9] Талмуд, Эрувин 53
[10] Башня была построена в эпоху правления Хаммурапи. Википедия: «Вавилонская Башня»
[11] Северная часть Аравии
[12] תם
[13] ישר
[14] ירא אלקים
[15] Море Невухим 3:22
[16] Иов 1:2
[17] Мидраш Берешит Раба, Вейяр 41
[18] Мидраш Берешит Раба, Вейяр 49
[19] Сефер hаЯшар, Вейяр 58-62
[20] Талмуд, Йома 28b
[21] ישב
[22] Исход 19:6
[23] Захария 8:20-23
[24] В каббале – «аводат бирурим».
[25] В синод. пер. – с большой буквы.
[26] Понятно, что эта «борьба» имеет глубокий духовный смысл.
[27] Это и отличает еврейство от христианской идеи посредника.
[28] Артур Вейгалл. «Эхнатон. Фараон-вероотступник», 1922
[29] אדון
[30] Бытие 4:26
[31]Seth
[32]Ansar
[33] אשת
[34] ה
[35] הר
[36] פירמידה
[37] פירמידות
[38] הבל
[39] פתח
[40] אליל
[41] אני
[42] אנכי
[43] גב
[44] שמש
[45] πῦρ
Автор: Исраэль Галицкий