Три стадии мироздания
Мудрецы Торы говорят о трех стадиях мироздания: наш нынешний мир (олам а-зе), эра Мошиаха (йемойс а-Мошиах) и мир грядущий (олам а-ба).
Нынешний мир – арена ежедневной борьбы добра и зла. Б-г создал мир, чтобы тот отражал Его бесконечную доброту и совершенство. Но также Он набросил на мир покрывало вещественности, скрывающее его Б-жественную сущность, допускающее существование жадности, ненависти, страданий. Человек может прилагать все усилия, дабы реализовывать все хорошее, присущее ему и его миру, через соблюдение заповедей. Но он может выбрать и другой путь – усиление иллюзии всемогущества зла, нарушая Б-жественную волю. Так что наш мир таков, что в нем Б-жественная воля лишь частично исполняется: во-первых, потому, что многие по невежеству или нежеланию не соблюдают заповеди; и во-вторых – потому, что в нем недостаточно условий для выполнения многих мицвойс. А оптимально – выполнение всех мицвойс.
Вторая стадия мироздания, эра Мошиаха, знаменует полное и наилучшее исполнение Б-жественного закона. Эра Мошиаха описана как мир, где «нет ни голода, ни войн, ни ревности, ни соперничества»; как время, когда настанет конец нашему нынешнему состоянию, нашему голусу (изгнанию), и рассеянные по миру дети Израиля соберутся на Святой Земле, Священный Храм будет восстановлен, и служение в нем возобновится; как время, когда «знания, мудрости и истины будет в изобилии». (Рамбам, Законы Царей, 12:5). Но самая важная примета этого времени в том, что человек будет полностью исполнять заповеди Торы. И действительно, все прочие приметы эры Мошиаха – это лишь последствия претворения в жизнь Б-жественного плана.
Другими словами, эра Мошиаха представляет собой наиболее полную реализацию человеческих возможностей. Однако человек смертен и возможности его конечны, вот почему они не могут полностью отражать «искру Б-жественности», которая является сущностью людей. Смерть, например, – это естественная составляющая человеческого естества – и антитеза вечной и бесконечной сущности Б-га. В мире, изначально созданном Б-гом, не было смерти и тлена, появившихся после грехопадения человека.
Наше эго – то, что дает нам ощущение собственной индивидуальности и обособленности существования, – один из основных компонентов человеческой природы, и оно находится в полном противоречии с аксиомой Дворим (4:35): «Нет другого, кроме Него». Так что в самой природе человека много такого, что можно считать скрытой формой «зла», то есть частью покрывала, сокрывающего Б-жественную волю. И даже если предположить, что жизнь на земле потечет в полном соответствии с Б-жественной волей, это еще не значит, что воля человека по природе своей совпадет с волей Б-га.
За эрой Мошиаха наступает третья, конечная стадия существования – «грядущий мир». Это – мир вечной жизни и безграничного совершенства, окончательно избавленный от зла – от всего, что отделяет творение от своего Творца. Это мир, в котором провозглашается всепроникающая истина Б-га и каждое существо ощущает свое единение с Б-жественным.
«Мицва» – Тора как Б-жественное распоряжение и связь между Б-гом и человеком – важна только на двух первых стадиях мироздания: в наше время, когда она призвана возлагать Б-жественную волю на сопротивляющийся мир, и в эру Мошиаха, когда она создает гармоничный мир, послушный Б-гу и связанный с Ним. В грядущем мире мицва будет не нужна. Это не значит, что мы не будем выполнять законы Торы – избави Б-г! Но мир будет един с волей Г-спода и поэтому будет полностью соответствовать этой воле. Сами понятия «заповедь» или «связь» станут излишни. Разум не «приказывает» телу исполнять распоряжения так же, как тело не «связано» с разумом в силу того, что оно эти распоряжения выполняет. Тело и разум составляют нераздельное единство, воля разума – это воля тела, которую оно незамедлительно и совершенно естественно исполняет.
Законы Торы – это воля Г-спода, они вечны и неизменны как Тот, Кто их дал. В грядущем мире они станут естественным законом материальной реальности, которая добровольно воспримет Б-жественную реальность. Но они перестанут быть мицвойс. Никто не будет отвергать или уточнять Б-жественные приказы – они исчезнут, как блекнет пламя свечи в лучах полуденного солнца.
Из бесед Любавичского Ребе
Адаптированное изложение