Творение более чудесно, чем раскрытие Красного моря
Понять хотя бы немного «Единство более высокого уровня» и «Единство более низкого уровня» Б-га.
Избранные отрывки из книги «Врата единства и веры» Раби Шнеура Залмана из Ляд (Алтер Ребе (1745-1812)).
Глава 1
«И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что Авайе есть Элоким – [Б-г есть Всесильный] в небесах наверху и на земле внизу, нет более» [Дварим 4:39].
И нужно понять: неужели ты можешь вообразить себе Б-га пребывающим в воде под землей, и необходимо столь настойчиво отрицать это: “И тверди сердцу своему”? Сказано: “Навеки, Б-же, слово Твое стоит в небесах” [Теилим 110:89]. Баал-Шем-Тов, благословенна его память, так комментирует это: слова и буквы твоего речения: “Да будет твердь небесная посреди вод и т. д.”[Берешит 1:6] навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки, оживляя их, как написано: “И слово Б-га нашего восстанет навеки”, и “Слова Его живы и сущи навеки и т. д.” [Теилим 119:89].
Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились, сохрани Б-г, и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если бы они вообще никогда не существовали, совершенно так же, как это было до произнесения слов: “Да будет твердь небесная и т. д.”. И то же в отношении всего созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении этой вещественной земли – “сферы безмолвия”[то есть неодушевленного] в полном смысле слова, – если бы на мгновение отдалились от нее, да сохранит Всевышний, буквы Десяти речений Б-га, которыми земля была сотворена в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней творения.
И сказал об этом раби Ицхак Лурия, благословенна его память, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, – и это – облеченные в них “буквы речи” Десяти речений [сказанные Б-гом в 1-й книге Торы], которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до шести дней творения.
Глава 2
Ведь это – чудо большее, чем, например, разделение вод Тростникового моря, когда Всевышний заставил море отступить под напором сильного восточного ветра, дувшего всю ночь, и воды расступились и встали стеной [Исход 14:21-22]. Если бы Всевышний прекратил на минуту ветер, воды тут же снова обрушились бы вниз, как это им свойственно по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено из ничего и постоянно возобновлялось. Ведь стена стоит сама, без поддержки ветра, но не такова природа воды.
[И если для совершения чуда – разделения вод Тростникового моря – необходимо было непрерывное действие Б-га], тем более необходимо оно при творении из ничего, ибо это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Тростникового моря, и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие. В творимом постоянно должна действовать сила Творящего для оживления и поддержания его существования, и это – “буквы речи” Десяти речений, которыми творения созданы.
Глава 3
Теперь, после этих слов и изложения истины [о природе творения], всякий, кто способен к постижению, ясно поймет, что каждое творение, ощущающее себя существующим, на самом деле оказывается полным отсутствием и небытием по отношению к творящей силе и “дыханию уст” [Теилим 33:6] в творимом, постоянно его создающими и вызывающими к существованию из совершенного небытия. И если все творимое и подвергаемое влиянию кажется нам существующим и осязаемым, это происходит лишь потому, что мы не постигаем [умом] и не видим телесными глазами силу Всевышнего и дыхание уст Его в сотворенном. Но если бы дано было глазу видеть1 и постичь жизненную силу и духовность2 во всех творениях, текущую к ним от “исходящего из уст Всевышнего” и “дыхания уст Его”, материальность, вещественность и осязаемость сотворенного совсем не были бы видны глазу, ибо они – абсолютное ничто в сравнении с жизненной силой и духовностью, находящейся в них. Без этой духовности они обратились бы в полное отсутствие точно так же, как до шести дней творения. Только духовность, текущая к ним от “исходящего из уст Всевышнего” и “дыхания уст Его”, непрестанно их производит из полного небытия и отсутствия и сообщает им существование. И таким образом, они – полное небытие по отношению к Нему.
Можно себе представить это на примере солнечного света, освещающего Землю и ее обитателей. Это – излучение и свет, которые распространяются, исходя от тела Солнца. Свет этот всем виден, светит на Земле и в мировом пространстве, и ясно, что этот свет и излучение есть также и в корпусе и в веществе самого Солнечного шара, находящегося в небе, – если свет распространяется и светит на таком большом расстоянии, он тем более способен светить непосредственно в своем источнике, но только там, в самом его источнике, это свечение равносильно его полному отсутствию и небытию, ибо оно абсолютно лишено существования по отношению к самому Солнечному шару, источнику этого света и излучения. Это излучение и свет – всего лишь отсвет свечения самого Солнечного шара, и светит он только в мировом пространстве под всеми небесами и на Земле, там, где Солнечного шара нет, поэтому здесь его свет и излучение всем кажутся реально существующими, и здесь он [свет] может справедливо быть назван существующим, чего нельзя сказать тогда, когда он находится в своем источнике, в теле Солнца, – тогда о нем ни в коей мере нельзя говорить как о существующем, он – отсутствие и небытие, ибо там он и в действительности полное отсутствие и небытие, ведь там он не светит, там светит только его источник, само светящее Солнце и ничто более.
И совершенно подобно этому отношение творений к Б-жественному потоку [жизненной силы], текущей от “дыхания уст Его” к творениям и сообщающей им существование. Б-г – их источник, они же только как свет и излучение, распространяющееся от потока и духа Б-жьего, текущего к ним, и облекающегося в них, и вызывающего их из небытия к существованию. И потому по отношению к своему источнику они не обладают существованием, так же как свет Солнца обращается в ничто и оказывается полным отсутствием и небытием и совсем не называется “существующим”, когда он в своем источнике, и [существующим он может быть назван] только в небе, где нет его источника. И также по отношению ко всем творениям выражение “существование” может быть отнесено лишь [постольку, поскольку это мнится] нашим телесным глазам, ибо мы совершенно не видим и не постигаем [умом] источник – дух Б-жий, дающий им существование. И поэтому нам кажутся материальность, вещественность и осязаемость творений реально существующими так же, как свет Солнца кажется реально существующим, когда он не находится в своем источнике.
Однако аналогия здесь не полная. В [приведенном] сравнении источник [Солнце] ни в коей мере не находится ни в мировом пространстве, ни на Земле, то есть там, где свет его кажется действительно существующим. С творениями же дело обстоит иначе: они постоянно в своем Источнике, Он лишь не виден телесному взору. Почему же творения не обращаются в Нем в Небытие?
Глава 4
Сказано: “Ибо солнце и щит Авайе Элоким“[Теилим 84:12]. Смысл этих слов следующий: “щит” – покров солнца для защиты творений, чтобы они были способны переносить его [жар]. И сказали наши мудрецы: “Во времени грядущем Всевышний вынет солнце из ножен, и грешники будут им покараны и т. д.” [Талмуд, трактат Недарим 8б] . ]Как покров заслоняет солнце, так имя Элоким заслоняет [скрывает] имя Авайе, благословен Он.
Смысл имени Авайе – “вызывающий все к существованию из небытия”. Приставка “йод” [к корню “эй”-“вав”-“эй”] указывает на постоянное действие, происходящее в настоящем. Так же Раши понимает и слово яасэ [“делает”, согласно комментарию Раши] во фразе: “Так поступает Ийов во все дни”, – и это жизненная сила, притекающая ежесекундно ко всем творениям от “исходящего из уст Б-жьих” и “дыхания Его” и вызывающая их из небытия к существованию ежесекундно. Ибо сотворения их в шесть дней творения недостаточно для того, чтобы оно и далее поддерживало их существование, как указывалось выше5.
В перечислении хвалебных эпитетов Всевышнего написано: Агадоль [Великий], Агибор [Сильный] и т. д. [Дварим 10:17].
Слово Агадоль указывает на атрибут, называемый Хесед [“доброта”, “милосердие”] и бесконечное и беспредельное распространение жизненной силы во всех мирах и творениях, чтобы они возникали из небытия и существовали в силу хесед хинам [доброты ничем не заслуженной]. И [этот атрибут Хесед] называется Гдула [“величие”], ибо он происходит от величия Всевышнего, благословенно имя Его, Его славы и сущности, ибо “велик Всевышний… и величие Его непостижимо”[Теилим 145:3], и потому Он также сообщает жизненную силу и возникновение из небытия бесчисленным мирам и творениям, так как “в природе доброго творить добро”.
И как никакой ум не способен постичь Творца, он не может постичь и Его атрибуты. И как никакое творение не способно постичь атрибут, называемый Гдула, то есть Его способность творить из ничего и оживлять, как написано: “Мир строится добротою [Хесед]” [Теилим 89:3], совершенно так же оно не способно постичь атрибут Всевышнего, называемый Гвура [“сила”, “ограничение”], атрибут, ограничивающий и препятствующий тому, чтобы жизненная сила распространялась от атрибута Гдула, спускалась вниз и проявлялась в творениях для оживления и поддержания их существования явно и открыто, но утаивающий [Его] внутренний [аспект]. Жизненная сила скрыта в теле творения, и [кажется], будто тело существует самостоятельно, как будто оно не есть распространение жизненной силы и духовности – такое же, как распространение солнечного излучения и света, – а некая сама по себе существующая вещь. Но в действительности оно существует не само по себе, а подобно распространению исходящего от Солнца света. В этом и проявляется препятствующая сила Всевышнего, благословен Он, могущий все, – она сжимает жизненную силу и духовность, текущую от “дыхания уст Его” и скрывает ее, чтобы тело творения не обратилось в ничто. Никакое творение не может постичь умом суть этого сжатия и утаения [жизненной силы] и того, что, несмотря на это, тело творения создается из ничего, – так же, как ни один сотворенный ум не способен постичь суть сотворения из ничего.
(Сжатие и утаение жизненной силы называется “сосуды”, а сама жизненная сила называется “свет”. Как сосуд скрывает то, что в нем, так категория Ограничения [Цимцум] прикрывает и скрывает изливаемый свет и жизненную силу. Сосуды – это [Б-жественные] буквы, и корень их – пять [конечных] букв “мем”-“нун”-“цади”-“пей”-“каф”. Это – пять “препятствующих сил”, которые делят и распределяют дыхание и голос по пяти путям произношения, и это дает начало двадцати двум буквам. Источник пяти “препятствующих [сил]” – Буцина декардунита [“свет из тьмы”], и это – Гвура илаа [высшая Гвура] Атик Йомин. А источник категорий Хесед – также Хесед Атик Йомин, как известно сведущим в тайном.
Глава 5
И об этом сказали наши мудрецы: “Вначале у Б-ша возникла мысль создать мир судом, увидел Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие”, то есть – раскрытие Б-жества через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе.
И только праведникам в Ган Эдене служит вознаграждением постижение распространения жизненной силы и света, исходящего от этих двух категорий – Хесед и Гвура.
Источник: https://asknoah.org
Редактор: Штерна Сара Сегал