Возрождение традиций

Введение

Этот сборник – результат искреннего желания помочь людям сложить цельную картину в сознании. Мы часто говорим о различных частных аспектах Служения, зачастую, при этом, не имея представления о фундаментальных понятиях:

Кто Тот, в Кого мы верим?

Что значит верить в Б-га?

Что такое заповеди и для чего они даны людям?

Как правильно изучать Священное Писание?

Для чего Вс-вышний создал человека?

Как должны взаимодействовать народы мира?

В новую эпоху, когда практически никто и никого уже не пытается обратить, изменить, навязать свои взгляды силой, пришло время думать и разговаривать. Пришло время встать плечом к плечу и найти то, что всех нас объединяет.

Это строки призваны помочь людям найти точки соприкосновения в единственно непреходяще важном и всеобъемлющем деле – в Служении Творцу. Всевышний открыл, что Он хочет от нас. Мы можем противостоять Его воле, а можем реализовывать ее, стать соучастниками Творения.

Мне бы хотелось, чтобы мы все стали такими соучастника-ми, противостоять Всевышнему – неблагодарная задача.

И если эти строки помогут сложить фрагменты в цельную картинку, которая даст человеку силы идти вперед, шаг за шагом, значит, я свое дело сделал, чему буду очень рад.

С благодарностью, ваш Ишайя Гиссер.

 

Человек сам должен быть рекламой своей идеи

По материалам выступления на второй Международной конференции Потомков Ноаха «Бней Ноах», Иерусалим

Единицы

Я пацаном начал соблюдать заповеди в брежневское время, в конце 70-х. Люди, которые меня учили, – это те, кто прошли через страшные времена, осколки еврейского мира, который был успешно уничтожен c разных сторон нациста-ми и коммунистами. Я наивно думал, что когда вырвусь в «большой» еврейский мир, то там будет много таких людей. Оказалось, что мне просто безумно повезло, они были «штучные», и найти подобных им в свободном мире очень сложно. Выстояли-то лучшие. Только тогда я понял, каким был счастливчиком. Привыкшему к незаурядным людям, осмысленным и самоотверженным носителям иудаизма, мне было сложно привыкнуть к «нормальным». Большинство людей, и религиозные не исключение, таковы как они есть в силу места и условий рождения, воспитания; они таковы, потому что у них были такие родители и среда, и если они перестанут быть такими – им придется менять образ жизни, социализацию, заново входить в другой мир. Проще и естественней оставаться в рамках привычного. Разумеется, это относится далеко не ко всем, да и ждать массового подвижничества и героизма просто глупо, но все-таки… Я тогда ждал от еврейского мира несколько иного. Но по сей час уверен, что мир меняют не массы, а единицы.

То, что было до

Семь заповедей Бней Ноах – это модель отношений людей с Творцом, заложенная в основу еще до дарования Торы. Мы, евреи, обязаны выполнять условия союза со Вс-вышним, заключенного на Синае, но то, что предшествовало этому, не утратило свое значение для человечества. И это тоже – часть данного нам в Торе Откровения. Она дает нам ориентиры и требования, обращенные ко всем людям, без исключения. Мы являемся ее хранителями, она дарована нам, но ее послание не ограничивается сынами Израиля.

«Свято место пусто не бывает»

Все люди имеют потребность в отношениях с Творцом вне зависимости от этнической, социальной, географической, образовательной и любой другой причины. Признаюсь, наша еврейская неготовность внятно ответить на такой запрос была достаточно гнетущей для меня. Обращения за помощью и советом со стороны неевреев были всегда. Но до недавнего времени мало что можно было сказать в ответ. Ведь мы говорим о таких людях, которые в своей жизни много узнали и много услышали, не «чистый лист». Как говорила моя бабушка, «там, где не лежит кошер, там лежит трейф». По-русски говорят: «свято место пусто не бывает».

То, что не заполнено святостью, заполняет нечистота. Люди, с которыми мы общаемся на эти темы, с которыми говорим, приходят с набором откровенно ложных представлений, ставших частью их сознания.

Груз идей

Это проблема, которая нам великолепно знакома по баа-лейтшува, евреям, которые возвращаются в иудаизм, предварительно погуляв по разным злачным местам. Может, вы обратили внимание на то, как часто возникает проблема: они приходят к иудаизму, и… начинают перестраивать его под себя. Потому что они взрослые, состоявшиеся люди, со своими взглядами и представлениями, и, когда они видят, что в иудаизме что-то не соответствует им, тем хуже для него. Это же сплошь и рядом происходит и с людьми, которые ищут чистых от язычества отношений с Б-гом в семи заповедях Бней-Ноах. Они приходят с грузом предвзятых идей и мнений, которые стали частью их мировоззрения и мироощущения.

«Здравствуй, папа!»

Есть ответственность евреев перед неевреями, причем ответственность эта двойственная. Я стал соблюдать заповеди в 17–18 лет, к тому времени я много чего успел. Когда мне было лет сорок, мне в голову пришла страшная мысль, что ко мне может войти русский мальчик и сказать: «Здравствуй, папа!». И что тогда делать? Что ему сказать? К счастью, этого не произошло, но проблему я обозначил.

Национально-духовная шизофрения

Мы, евреи, породили большое количество неевреев самым распространенным биологическим способом. Эти люди, по нашей невольной вине, попали в национально-духовную шизофрению. С одной стороны, они причастны к еврейскому народу, с другой стороны, евреями не являются. Еврейство им ничего не предлагает, а вне его они тоже не чувствуют себя своими. Ведь их уже миллионы, тех, кого мы не воспринимаем как своих, и чужих в окружающем мире, и мы не можем им ничего дать и ничего предложить! И у меня возникло чувство вины, я всегда рефлексирую, проецирую на себя.

Собака на сене

Всевышний, обращаясь к евреям, говорил с ними как со священством человечества, а не как с изолированной группой. Евреи не на острове, мы связаны с миром, частью которого являемся. И, соответственно, Откровение, которое дано нам, дано не для того, чтобы мы сидели на нем как со-бака на сене. Ведь можно быть праведным неевреем, вполне соответствующим замыслу Творца. Почему же выбор всегда «или-или»? Или религиозный еврей, или «иди отсюда»?

И вот, лет пятнадцать тому назад, я спросил у своего учителя, рава Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца), почему мы ничего не делаем для Бней Ноах. Он ответил, что есть несколько сложных проблем, которые мешают нам это сделать. Во-первых, сам еврейский мир находится в состоянии тяжелейшего кризиса, и поэтому мы не можем транслировать некую общую для еврейского мира идею, потому что ее нет. Евреи так раздроблены, разобщены и секторальны, что выступать от имени еврейского народа никто сегодня не может в принципе.

А во-вторых, он считает, что распространение Откровения Всевышнего среди неевреев должно быть не плодом нашего миссионерства и пропаганды, а ответом на запрос людей, которые хотят иметь честные отношения со Вс-вышним, а этого пока не происходит. Появится спрос – появится предложение. Сейчас к нам обращаются лишь задетые нашей «внутриеврейской» пропагандой люди. Им попались наши книжки еврейские, журналы, и они что-то там интересное для себя нашли. Ведь наш еврейский духовный кризис – не изолированное явление, в кризисном состоянии вся цивилизация. Мы свидетели чудовищного распада, при ко-тором все, что имеет отношение к Б-гу, находится в глубокой обороне. Нет экспансии, как это было когда-то, а есть глухая оборона, когда мы пытаемся сохранить что-то из того, что было раньше, чтобы не все потерять. Вот такой тогда был ответ раввина Штейнзальца.

Если я что-то, то я хабадник

Я хабадник, точнее, я ничего из себя не представляю, но если я что-то, то я хабадник. Я хорошо знаю позицию Любавичского Ребе, который считает, что время говорить с нееврейским миром пришло. Опять-таки, для меня эта тема была важна, тем более что будучи почти десять лет, с лета 1989-го по декабрь 1998-го, одесским городским раввином, я постоянно сталкивался с людьми, которые приходили ко мне и говорили: «А что с нами? А мы что?». Евреями эти люди становиться не собирались, а к Б-гу тянулись. Куда их направлять, в церковь что ли? И я не знал, что им ответить, кроме общих фраз.

Штучный товар

Ничего нет, присоединиться не к чему, влиться некуда, посмотреть, как это вживую по-настоящему получается, у компании какой-то, которая могла бы систематически получать хотя бы базисные знания, – все это отсутствовало на-прочь. Ни источников, ни кадров, ничего! С одной стороны, евреям это дает ощущение собственной элитарности, это прекрасно, с другой стороны – это катастрофа. Людей-то жалко! Тем более, что по-настоящему светлые, вменяемые люди, штучно как были, так и остались. Большая часть людей, уж как водится, интеллектуально пассивна, ведется на лозунги, а не на размышления. Но ведь Всевышний, Он не шумный и не количеством берет. Он «по-человечески» разговаривает, по душам!

Собрать пазл

А мы? Мы всегда были в ситуации «нам не до этого!». И вот сегодня мы должны вспоминать все, что когда-то было вскользь сказано великими предшественниками, фрагментарно сохранено в источниках, собирать этот пазл. Это и станет базой, на которой может быть основано дальнейшее развитие. Ведь время пришло, и ныне есть место для того, что сейчас происходит. Я верю в то, что это живая, полезная, необходимая вещь.

Дать, а не взять

Успех развития движения Бней-Ноах зависит от того, найдутся ли те, кто примет бремя основателей. Вопрос в на-личии у людей альтруизма, желания не взять, а дать. Людей, которые хотят и готовы давать не за зарплату, всегда было очень мало.

Инстинкт самосохранения этому препятствует. Добром не кончается обычно для того, кто этим занимается, но это – единственный шанс. Нужно строить себя вместе с окруже-нием не в противостоянии, а в распространении себя на ту часть мира, которая к тебе прилегает.

Проводник

Есть огромное количество людей, которые посвятили свою жизнь собиранию: святости, знаний, влияния, авторитета. Они добились очень больших результатов, но проблема в том, что они никому не нужны, кроме самих себя. Чело-век стоит ровно столько, сколько он потратил, а не сколько получил. Он должен себя тратить, но делать это надо умеючи, чувствовать себя не благодетелем, а функцией, проводником. Тогда все будет по-настоящему, люди начинают «заражаться» идеей. Люди завидуют чужому успеху, в том числе духовному. Это то, к чему надо стремиться, и это работает!

Вялотекущая шизофрения

Должны быть люди, для которых это смысл существования. Пока не будет критической массы этих людей, все будет, как «вялотекущая шизофрения». В тот момент, когда будет мало-мальски живая группа людей, для которых это смысл и содержание жизни, появятся шансы на то, что это начнет перерастать во что-то более содержательное.

Схема

На еврейском поле то же самое. Но счастье наше в том, что сохранились те, у кого мы могли учиться. Сохранилась та схема, за которую можно было уцепиться. Модели, учителя, источники… А у Бней-Ноах этого счастья нет. Но зато сегодня они могут пользоваться тем, что есть уже у нас. Им не надо все создавать, элементов полно, но конструкцию придется сделать заново, самим.

Сталин был прав

Именно потому что ситуация настолько хаотична, имен-но поэтому есть место для обновления, для того, чтобы что то сделать. Я думаю, что Сталин был прав в одном – кадры решают все! Все остальное будет – и технологии, и материалы, и инновации. Все зависит от носителей. Если будут… я терпеть не могу это слово, я его все время обхожу, «лидеры», предпочитаю говорить о «заразных» людях. Тех, глядя на которых, хочется быть причастным.

Вы должны нравиться

Человек сам должен быть рекламой своей идеи. Каким образом можно успешно воспитывать детей? Если вы хотите,чтобы ваши дети не ушли с вашей дороги, вы должны им нравиться! Вы должны им нравиться, и тогда они будут идти за вами, стараться быть, как вы. Если они будут в вас играть, тогда все будет хорошо. Да, я знаю, железы внутренней секреции и гормоны, все пережил. Но если вы им нравитесь, все будет так, как вы хотите! Должно быть какое-то количество людей, глядя на которых, хочется быть на них похожим. Все остальное будет!

Не остаться на обочине

Главное, чтобы мы не остались на обочине, когда это все произойдет. Людей, подходящих для тяжелых задач, мало. Их везде и всегда мало. А большая часть нормальных людей работает на себя, для благополучия своей семьи, на свою собственность, а не на благополучие человечества.

Успешные люди

Как правило, духовным просвещением занимаются люди, которые идут учить других только потому, что больше ничего не могут, нигде не состоялись, от безвыходности. Такой вид оно и имеет! Пока этими вещами не будут заниматься люди, которые могли бы преуспеть в любой другой сфере, но считают своим жизненным приоритетом и задачей имен-но эту, мы будем терпеть неудачи. Это касается и Бней Ноах, и народа Израиля. Пока же прискорбно мало людей, для которых отношения с Б-гом важнее личного благополучия. Распространением знания о Б-ге должны заниматься успешные люди! Те, кто могли быть в любой другой сфере преуспевающими на своем месте. И тогда все будет хорошо.

Эксперты

Что происходит с Бней Ноах? Традиций нет, а создать традицию нельзя, и это значит, что можно создать только учение. Учение же может создаваться только на базе существующей информации с помощью знатоков-экспертов. Как любая в любой другой области знания.

Лохи и крутые

Склоки, амбиции, интересантство взрывали любые начинания, дробили их, превращали в противоположность замыслу. Я не вижу противоядия. Но, если это изначально идет по здоровым лекалам, то пусть будет Бней Ноах «алеф», Бней Ноах «бет», Бней Ноах «гимель»… Пусть даже они будут бить друг другу морду и кричать, что именно они настоящие Бней Ноах, а те, другие, просто шушера болотная. Даже в этом случае, если это действительно будет изначально во имя Небес, то есть шанс даже тогда, что во всех трех будет Б-г! Точно так же, как сегодня в еврейском народе. Обратите на это внимание. Есть куча еврейских групп, группочек и группишек. Каждая из них уверена в том, что все остальные лохи, а они самые крутые. Но они все могут молиться в одном миньяне. И это большое дело.

Группы недоевреев

Есть уважаемые раввины, которые говорят так: «Неевреи сами должны создать свою религию, а мы подсказывать, если они спросят». Я принципиально убежден, что создавать новую религию не надо, потому что есть Откровение Б-га, и для каждого человека есть место в этом мире в рамках одной и той же религии, одного и того же Откровения. Не надо делать квазиучение, квазирелигию, пародируя эту идею. Не надо делать иудаизм light, это уже тоже проходи-ли. Кашрут послабее, Субботу пожиже, и все будет хорошо, будет нам счастье. Не надо этого делать. Не надо создавать другую религию. Бней Ноах – это в первую очередь мировоззрение и мироощущение, вписанность в замыслы Творца. А этот замысел мы знаем из Торы, у нас нет другого источника. Откуда мы знаем, что есть Бней Ноах? Из Торы! Откуда мы знаем, что относится к понятию Бней Ноах, к закону и так далее? Из Торы! Поэтому не надо свое создавать, надо, чтобы оно изначально росло из нашей традиции. В результате, если даст Б-г, должны быть общины Бней Ноах, а не группы недоевреев при синагоге. Должны быть самостоятельные общины с единомышленниками, со своими занятиями, устоями, воспитанием детей, со своими судами и прочее. Надо думать, каким образом это осмыслить и пере-дать людям, вот чем надо заниматься.

Праотцы

Спонтанное «броуновское» движение Бней Ноах приведет к возникновению еще одной маленькой секты. Почему? Давайте вспомним историю. Наша традиция рассказывает, что праотцы учились в иешивах еще до дарования Торы. Было тогда религиозное объединение, даже, если хотите, культ. Когда я говорю так, я подразумеваю разработанную, систематизированную службу, включавшую в себя, в первую очередь, жертвоприношения. Там была и теология, и исследования подоплеки духовной составляющей мира, без которой невозможно понять, что происходит, смыслы про-исходящего. Было некое знание о Творце и творении, пере-даваемое из поколения в поколение. Это знание, безусловно, подвергалось творческому осмыслению, какие-то делались из этого выводы логические, из тех или иных посылок и знаний, которые получали в откровениях, и так далее. Все это было утрачено. Язычество снесло все прежние знания, остались лишь сыны Израиля как носители традиции, завета предков.

Доступ

Приходит Тора и выводит весь этот массив знаний на другой качественный уровень, дает все то же самое плюс многое, многое другое. Но она это делает локально, как об-ращение к еврейскому народу. Соответственно, те, кто были за его пределами, доступ не получили. Но у евреев всегда были свои дела и свои заморочки, им вечно было не до кого, хотя уже во времена античности, мы знаем, было огромное количество людей, которые назывались «иръэй А-шем», «богобоязненные».

Рим

По данным современных историков, их было по меньшей мере 3,5 миллиона человек в Римской империи, во времена, предшествовавшие разрушению Храма. Это много, очень много. И они были отнюдь не простонародьем. Это были не-евреи, которые изучали теоретическую базу иудаизма, не проходя гиюр и не участвуя в еврейском служении, но они были рядом, как некая среда, которая была крайне влиятельна в Риме и античном обществе вообще. Талмуд сохранил большое количество свидетельств о людях, которые приходили к нашим великим мудрецам с тем или иным мировоззренческим вопросом и получали ответы; приходили на регулярной основе, учились и прочее. Эти люди послужили питательной средой для возникновения христианства. Античное язычество ведь уже давно умирало само по себе.

Иудаизм light

Если вас когда-нибудь интересовало, каким образом христианство в кратчайшие сроки из маленькой еврейской сек-ты смогло стать одной из мировых религий, то ответ крайне прост. К тому моменту, когда один из духовных лидеров первого христианства принял решение отказаться от обрезания, субботы, кошера, от соблюдения заповедей вообще (а ведь это было обязательным для первых христиан!), свести все к культу личности и сделать такой «иудаизм light»: «Ибо важно не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст» и так далее… В тот момент, когда это произошло, вся среда античных «продвинутых» стала почвой для распространения нового учения, как солома, в которую бросили огонь. Они, наконец-то, получили свой ответ! Вечная еврейская элитарность, вечное вот это: «Ребята, мы избранные, а вы не избранные. Поэтому вы можете стоять рядом, смотреть, но, к сожалению, мы больше вам ничего предложить не можем». Вдруг они получили ответ, что они «Израиль по духу», «Новый» завет, а «Израиль во плоти» – это устарело, «Ветхий» завет; в этот момент они выиграли!

Жидовствующие

Если современные ноахиды не будут следовать законам Семи заповедей, а создавать упрощенный вариант иудаизма, то это неизбежно станет промежуточной базой для неофитства или сектантства. Новый вариант «жидовствующих». А ведь Всевышний хочет не поголовного обращения – это всегда вариант для единиц, а исправления мира всем человечеством в служении Ему, следуя Его заповедям, то самое пресловутое царство Б-жие! Вся беда как раз том, что, с одной стороны, евреи не выполняют свое служение, а с другой стороны, неевреи не выполняют свое. Как говорит моя мама, если человек занят не своим делом, то тут две беды – и не делает свое, и лезет в чужое!

Искренность не заменяет знания

Я очень доверяю людям. Проблема в том, что я доверяю грамотным людям, а не энтузиастам. Я не считаю, что энтузиазм может заменить образование. Если бы создатели этих групп и движений были сформировавшимися грамотными специалистами и законоведами, то, может быть, получилось бы само собой то, что у нас должно, по идее, получиться. Но если это только люди с чистым горячим сердцем, которые искренние, то дай мне Б-г столько здоровья, сколько раз я искренне ошибался и искренне говорил ерунду! Искренность не заменяет знания, искренность не заменяет систему. Искренность не заменяет понимание. Эмоции – это великолепно, когда они оплодотворяют мысль, но, когда нет мысли и есть много классных эмоций, это заканчивается пшиком. Учиться надо!

Главная проблема

Проблема главная – отсутствие систематического образования у всех Бней-Ноах. Если любой еврей может получить систематическое образование, хотя бы теоретически, то ноахиды нигде в мире сегодня не могут сесть и поучиться пару лет, чтобы «сложить пазл» у себя в голове. Это катастрофа!

Самообразование не заменит систематической учебы. Да и для первого тоже нужны какие-то тексты от простого к сложному, и надо учить детей! Все надо делать заново. Есть куча вещей, которые есть в нееврейском мире, – технологических разработок, приемов, тренингов. Всем этим можно и нужно пользоваться.

Понимать, как устроен этот мир

Как начинать? Я бы попытался рассказать заинтересованным о Б-ге. Я знаю, что и часть моих знакомых верующих евреев не понимают смысла этого термина.

Если попросить их объяснить, в кого они верят, они скажут банальный набор из трех-четырех фраз: «ну, типа это Творец мироздания. Ну, это Начало всего…». На этом все.

Как устроен этот мир? Как Всевышний творит его? И чем этот мир является для Б-га? В чем замысел и идея творения? Это вещи, о которых должны знать все и о которых надо го-ворить в первую очередь. Второе, о чем надо говорить, – это объяснять людям, что, если Б-г есть, к чему это их обязывает, как их существование должно соотноситься с идеей, смыслом, сутью творения. Что человек, любой человек, может либо соответствовать замыслу, либо препятствовать его реализации. Поэтому желательно как-то позиционировать себя в этом мире. Ты препятствуешь или содействуешь. А для этого надо вообще-то понимать, как устроен этот мир.

После этого есть еще одна вещь, о которой надо говорить. Если я уже понимаю, что я должен, если я уже пони-маю, как устроен мир, я понимаю, что это меня к чему-то обязывает, и мне хочется иметь отношения с Б-гом, личные отношения с Ним. Что надо сделать, чтобы быть в этом мире конструктивным? Как себя вести, чтобы быть полноценной частью замысла? Конкретно, что надо делать?! Куда бежать и с кем бороться? Вот и все.

Давать взрослые идеи

Бней Ноах должны начинать с занятий по двум линиям. Первое – это изучение Письменной Торы, вторая линия – это изучение духовного устройства мироздания и отношений его с Творцом, то есть Каббалы. Это надо учить в иешивах для Бней Ноах. Должны быть нормальные учебные курсы с методичкой, с источниками письменными и так далее. Сесть на 8 часов в день, учиться, курсы повышения квалификации и так далее и тому подобное. Если мы хотим, что-бы дело не закончилось одной хорошо выученной группой, надо вырабатывать и оформлять какую-то схему, структуру, образовательную в первую очередь. Задача непростая. Взрослые люди не могут получать детские знания. Надо давать взрослые идеи и взрослые знания, поэтому есть письменная Тора, есть пророки, есть откровения. Там есть информация, которую надо давать и развивать. Есть этика, которой надо заниматься, есть законодательство, которым надо заниматься, есть духовная подоплека бытия, без которой вы не понимаете, зачем все вообще надо.

Динамика

Сейчас все очень быстро. Неужели вы не видите, что исторические процессы, которые раньше занимали продолжительное время, сейчас спрессовываются, все идет гораздо быстрее. Наше сознание не успевает за изменениями, и это страшная проблема. Дело не в том, что мы что-то не увидим, мы можем просто не успеть среагировать на то, что видим. Для того чтобы быть адекватным скорости проходящих изменений, надо очень сильно напрягаться, прилагать для этого специальные усилия. Само собой уже не получится.

Мы уже живем в абсолютно другой динамике. Гигантская волна мусорной информации мешает учиться, необходимо проводить селекцию, отделять ненужное и сосредотачиваться на важном. Это отдельное искусство, этому надо специально учиться. Есть все шансы, что за короткое оставшееся время до прихода Мошиаха мы успеем увидеть очень много кардинальных, фундаментальных изменений.

Рубеж

Мы живем в мире в очень интересное время, говорю вам как историк. Время переломное, время кризисное. Идут нарастающие процессы с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Причем они повсеместные, это не где-то локально происходит, это везде так. Ситуация кризисна и хаотична во всем мире. Нет сейчас сегмента, в котором все было бы в порядке. Ни в каком обществе, ни в какой идеологии и так далее. Человечество пришло к определенному рубежу. Если бы сейчас везде не было кризиса, то тогда не было бы возможности и смысла говорить на ту тему, о которой мы сейчас говорим. Но это и классно! Это означает, что это не наша проблема, это проблема мироздания. Оно приходит к завершению какого-то этапа и началу чего-то ново-го, другого. Вот это и есть то время, когда можно что-то сделать!

 

То, что было до…

Востребованная тема

В последнее время стали модными темы лекций, книг, дискуссий: «Тора и народы мира», «Творец, евреи и народы мира» и т. п. По ним не прошелся только ленивый. А что, востребованная тема!

В еврейской традиции, правда, все это называется несколько иначе: «Семь заповедей потомков Ноаха», расхожее выражение, уже ставшее привычным для уха. Они постоянно перечисляются, о них, слава Б-гу!, стало известно уже большому количеству людей. О них говорят, спорят… Правда, как это обычно бывает, когда речь идет о серьезных вещах, мало кто понимает, что говорит.

Терминологическая неразбериха

Человеку, незнакомому со Священным Писанием, не внятно само понятие «потомки Ноаха», оно ни о чем ему не скажет. Отсутствует система ассоциаций, за словом не возникает идея.

И даже если он его читал, и знаком с именем прародителя человечества, он не очень понимает, во-первых, причем тут Ноах, а во-вторых – о каких заповедях идет речь. Они, вроде бы, нигде в тексте Писания непосредственно не перечисляются.

Да и само понятие «заповеди» очень по-разному воспринимается людьми. Есть те, кто думают, что заповедь – это некие благие дела на пользу людям. Некоторые думают, что это любые формы поведения, угодные Творцу. Некоторые понимают заповеди, как способ соединить себя с Ним, исполняя высказанную Им в Откровении волю. И вот эта терминологическая неразбериха не дает людям поговорить о сути, потому что все, как обычно, говорят на разных языках.

Начнем сначала

Есть смысл сделать несколько шагов назад и поговорить о том, что я не буду называть «семью заповедями потомков Ноаха».

Я хочу говорить об «общечеловеческой религии», как бы смешно и напыщенно это не звучало, после попыток (успешных, порой очень успешных!) создания рукотворных верований в последние времена.
Дело в том, что я являюсь религиозным евреем… И, как таковой, я доверчиво и без скептицизма воспринимаю данное Моисею, то есть учителю нашему Моше, Откровение. Его пророчество. Называется оно Торой, что в переводе значит Учение. То есть его недаром называют еще Пятикнижием Моисеевым.

Так вот, есть Учение Моше, Откровение, что было даровано народу Израиля через величайшего из когда-либо живших пророков: «…Говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим другом» (Исход/Шмот, 33:11), во времена Исхода, примерно 3330 лет тому назад.

Большая часть Пятикнижия посвящена изложению перипетий Исхода и законов-заповедей, предназначенных для служения «народа священников», еврейского народа. Но в его тексте, особенно в первой из пяти книг, подробно и иллюстративно рассказывается о периоде человеческой истории, предшествовавшему Дарованию Торы. И рассказы оттуда знает любой культурный человек, вне связи с его конфессиональной принадлежностью. Перечисляются события, люди, какие-то семейные истории, личные переживания, молитвы… Проблемы, как большого количества людей, порой даже человечества в целом, так и индивидуумов. И все это, повторюсь, было до Дарования Торы.

Кто бы мог подумать…!

И, как это ни странно для нашего сознания (которое, опять же, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, сформировано после Откровения), и в те далекие времена, когда Тора еще не была дана, люди понимали, что есть Творец и Хозяин этого мира. Верили в Него, служили Ему, достигали праведности, и нравились Ему, Благословенному!

А это значит, что и до Дарования Торы (которая, как уже было сказано, дана еврейскому народу, который, таким образом, стал естественным и единственным хранителем общечеловеческой традиции), и до того, как возник, собственно, сам еврейский народ, в исторической реальности уже было то, что сегодня мы непочтительно называем монотеистической религией.

А я назову это не религией, потому что для меня это почти унизительное определение, ставящее предмет нашего разговора в длинный ряд рукотворных верований, а системой личных отношений с Всевышним. Служением!

И, представьте себе, различные люди достигали личной праведности или, в противовес этому, обрекали себя на беды и катастрофы, противостоя и противореча замыслу Творения.

Факты на стол!

Это особенно важно подчеркнуть в свете свидетельств, сохраняемых тем же Писанием, о праотце еврейского народа Аврааме (который отнюдь не был выходцем из традиционной еврейской семьи!), об отделении им десятины, которую он отдавал служителю Всевышнего. «И Мальки-Цедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино; он был служителем Б-гу Всевышнему. И он благословил его, сказав: Благословен Аврам Б-гом Всевышним, Создателем неба и земли; И благословен Б-г Всевышний, Который отдал твоих врагов тебе в руки. — И дал ему десятину от всего» (Бытие/ Берешит, 14:18-20).

Значит, это уже было

А из этого прямо следуют несколько выводов: ну например, что тогда уже (или еще!) существовало традиционное, структурированное служение Всевышнему, с иерархией, упорядоченным ритуалом. Были люди, которые этим Служением занимались профессионально, предстательствуя за иных людей перед Всевышним. Была некая принятая форма отделения доли от своих доходов на святые цели. Более того, Авраам, приняв благословение от Мальки-Цедека и оделив его десятиной, признал, тем самым посредничество последнего в своих отношениях с Творцом, способным низвести на него благословение!

И это явно не было изолированным явлением! Тора сохранила также многочисленные свидетельства о жертвоприношениях, молитвах, иначе говоря – о традиционных уже тогда формах служения Всевышнему. Да взять, хотя бы, историю с Биламом (Валаамом, в русской традиции). И пророком Всевышнего был, и молитвы возносил, и жертвы приносил! А уж как клялся в верности воле Творца!

И все это, повторюсь, до дарования Торы! То есть ни монотеизм, единобожие, ни необходимость в личной связи с Творцом и служением Ему, не были ни последствием Синайского откровения, ни, даже, предшествовавшего ему Завета с праотцами еврейского народа!

Угодное Творцу созидание

И тот же самый Ноах, с упоминания о котором мы начали наш разговор, о котором прямо сказано, что он делал «угодное для Всевышнего». Обратите внимание, сказано не только то, что он «праведный в своих поколениях», что подразумевает преданность и отсутствие нарушений воли Творца, но подчеркнуто созидание, делание угодного Ему. То есть Ноах не только не нарушал запретов, но и делал нечто соответствующее замыслу Творца: выстраивал отношения в семье, позицию по отношению к миру… Какие-то поступки, которые вменились ему в праведность.

То есть у нас есть многократно повторенные, детализированные свидетельства в описании жизни праотцев и других родоначальников человечества, которые неоспоримо свидетельствует о том, что знание о существовании Единого Творца и представление о служении Ему не являлись монополией какого-либо народа.

Никто не забыт и ничто не забыто

Но я могу сказать, не скрывая хвастовства: еврейский народ остался вечным и единственным хранителем этой исконной традиции, знаний и памяти, хотя сам он, после дарования Торы, имеет к ней только опосредованное отношение.

Мы бережно сохранили Тору и Устное предание, содержащее свидетельства о наличии некоего общечеловеческого знания и системы отношений с Творцом.

Тут, правда, есть проблема: в каком-то смысле на сегодняшний день мы оказались в ситуации археологов или, если хотите, палеонтологов, которые по обломку кости или по фрагменту сохранившегося кувшина пытаются восстановить то, каким образом выглядел источник, как оно было некогда. Понятно и известно любому, что в нашей еврейской традиции сохраняется большое количество разрозненных сведений и рассказов, которые зафиксировали, как это соблюдалось и сохранялось на протяжении тысячелетий. Но, к сожалению, цельной картины нет!

Его пример – другим наука

Ну, например, известный рассказ Талмуда (Вавилонский Талмуд, Кидушин 31а) о праведном нееврее (Талмуд сохранил даже имя этого праведника – Дама бен-Нетина), который приводится как образец (для евреев!) должного почитания родителей. Однажды из нагрудника выпал первосвященника драгоценный камень и разбился. Долгое время не находили такого камня, и узнав о том, что у Дамы имеется подобный, еврейские мудрецы пришли к нему с предложением продать им его за весьма крупную сумму. Тот согласился и пошел взять камень из сундука, где он хранился, но, застав отца спящим на нем (по другой версии – ключи от сундука находились у того под изголовьем) и не желая его будить, он отказался продать камень. Те подумали, что Дама набавляет цену, и предложили ему гораздо больше, но тот не согласился.

Разочарованные, они ушли. Когда отец проснулся, Дама передал мудрецам камень, отказавшись принять у них предложенную ему во второй раз сумму, прибавив: «Я не продаю своего уважения к отцу за деньги и не желаю извлекать из этого выгоду». И Талмуд предписывает нам учиться у этого человека исполнению заповеди почтения к родителям, я уже не говорю о порядочности в деловых отношениях!

Личная и человеческая этика, этичность деловых и общественных отношений – все это было присуще людям и вне контекста Откровения, дарованного во время Исхода. И оно не исчезло никуда, как не исчезли и бережно сохранившие эти свидетельства евреи, как не исчезли отношения с Б-гом! Все это продолжает сохранять актуальность, ведь четко написано: «Б-г же не человек, чтобы лгать, и не сын человеческий, чтобы передумать» (Числа/Бемидбар, 23:19).

Нет достойной альтернативы

Мне представляется, что система отношений с Творцом, предназначенная для доступа к Нему, для осмысленного поведения и жизни, сегодня востребована как никогда раньше. С моей точки зрения, я могу ошибаться, но я опираюсь в этом на еврейскую традицию и на собственное разумение, все альтернативные формы служения, которые ныне предлагаются ищущему человеку, относятся к категории «награда теряется в убытках» и попытки следовать рукотворным культам не может закончиться добром. Как, с моей точки зрения, и попытка сделать некий облегченный вариант «иудаизма для гоев», ну, чтобы они тоже себя почувствовали евреями, ну, хоть в каком-то смысле!

Это никому не нужно, ни Всевышнему, ни евреям, ни всем остальным!

Пришло время

Поэтому, я думаю, что пришло время реконструировать и возродить ту самую, хорошо забытую систему отношений с Творцом, которую уместно назвать «исходной верой», воплощением Завета с Ноахом, праведным неевреем, предком всего, столь разнообразного человечества. Там все могут найти свое место, без отпихивания локтями друг друга и свары за приоритет!

Мы все – современники религиозного и духовного кризиса человечества, приводящего, с одной стороны, к животному безверию, а с другой – к кровавому фанатизму, на фоне очевидной несостоятельности современных нам рукотворных религиозных систем, которые предлагаются для удовлетворения духовных нужд. И для меня очевидна необходимость возродить традиционную, бережно сохраненную, исходную систему служения Творцу!

Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, в 1978 году, сказал, что пришло время! Я верю Ребе. Если он сказал, что время пришло, значит, оно пришло! Понятно, что подобного рода реконструкция, восстановления этого поля отношений, выработка и создание форм, в которых это будет реализовываться – это процесс не однодневный, тяжелый и длительный. Но при этом важно понять одну вещь, как мне кажется, принципиальную: нам, слава Б-гу, есть на что опираться! Есть работающие алгоритмы, подходы и опыт сотен поколений, которые учитывают волю Творца, человеческую психологию и реальность, в которой мы живем. Реальность сотворенного мира, которая не противоречит Б-гу, а создана как место для служения Ему.

 

Кто Тот, в кого мы верим

Тема, о которой не говорят

Примерно год тому назад, в Иерусалиме, на конференции Бней Ноах, я выступил с речью. Между прочим, сказал, что люди должны понимать, о Ком мы говорим, когда говорим о Боге. Что именно с этого надо начинать общение. Мы с интересом копаемся во вполне вторичных вещах, а фундаментальные темы обходим, по умолчанию подразумевая, что все и так понимают, о чем идет речь, а это всегда – ошибка.

Такому подходу меня научил мой учитель, р. А. Эвен-Исраэль (Штейнзальц). Он утверждал, что люди никогда не договорятся между собой уже потому, что в одни и те же слова вкладывают разный смысл или не вкладывают его вовсе… Это самая главная проблема, коммуникативная. А когда мы говорим о вещах важных и интимных (а отношения с Богом – это самая интимная из возможных сфер), она становится просто критической. Отсутствие общего для собеседников понимания делает общение бесплодным. Понравиться еще можно, а вот объясниться – нет!

Сам и расхлебывай!

И я почувствовал, что эта тема вполне соответствует моему жизненному кредо: не делать того, что все равно сделает кто-нибудь другой! А вот этого никто вместо меня не сделает, поэтому придется делать самому. При этом я отдаю себе отчет в том, что попытка успешной быть не может, ведь тема неохватная, и, как я уже сказал, очень интимная: когда человек говорит о Боге, он всегда говорит о своём Боге! Это нужно хорошо понять!

Сам-то ты понял, что сказал?

Когда мы разговариваем с людьми, и кто-то утверждает, что верит, а кто-то – что не верит в Бога, собеседники, как правило, не понимают, что говорят. Если их спросить, в кого, собственно, они верят или не верят, вы, почти гарантированно, услышите набор лозунгов или бессмысленное бормотание, которое обнажит интеллектуальную беспомощность. И эта ситуация не случайна.

О чем говорить, когда говорить не о чем

Давайте начнём с основного, потом поговорим обо всём остальном. Бога нет! В том смысле, что нет ничего того, что было бы ограничено, выделено и названо Богом. Нет персонифицированного Бога, который имел бы конечные формы, где-то заканчивался, на которого можно было бы показать и сказать: «вот это Бог, а остальное – нет!». Бог – это совокупность всего сущего, а когда ты так говоришь, ты, по сути, не сказал ничего. Там, где нет границ – говорить не о чем.

Способ мышления

Мы мыслим аналогиями. Таково наше мышление, логическое или аналитическое, не важно. Помните знаменитое утверждение, что то, для чего нет слов-понятий, не существует в сознании. Потому что мы мыслим аналогиями, штампами, накопленными опытом и обучением. Чем их больше, тем шире возможности мышления. Они не всегда предметны и конкретны, могут быть вполне абстрактными, но всегда связаны с накопленным багажом понятий, и то, что вне него – непостижимо.

 Часть и целое

Разговор о Боге бессмысленный, поскольку можно говорить только о Его проявлениях в мире, и ничего не могу сказать о Нём Самом. Ведь Ему нет и быть не может аналогов! Он вне опыта, любого – умозрительного, интеллектуального, эмпирического.… Вне любых форм опыта и знаний. Ведь мы – часть тварного мира, а сотворенное является последствием Его существования, и другого опыта у нас быть не может по определению. И, соответственно, то, что лежит за пределами мироздания, непознаваемо его частью. Иначе говоря: будучи частью мира я не могу рассуждать о Том, кто является его источником!

Отрицательное знание

Наше знание о Боге апофатическое, то есть мы познаем Его через понимание того, кем Он не является! Любые определения и эпитеты, применяемые к Творцу, даже позитивные утверждения, являются, по сути, лишь отрицанием обратного. Когда мы говорим о Боге, что Он живой, мы, на самом деле, хотим сказать, что Он не мертв. Потому что сказать о Нем, что Он живой – бессмыслица. Или мудрый… Мудрый в каком смысле? Умнее нас, что ли? И т.д., и т.п.

Предел познания

Плохо у нас с пониманием, еще хуже – с объяснениями. Впрочем, иначе и быть не может! Это и есть подлинная причина того, почему практически никто из преподавателей иудаизма не говорит о Боге.

Как сформулировано в Талмуде: «Предел познания – незнание»! Правда, это другой уровень незнания, тот уровень, когда отчетливо понимаешь, почему не знаешь; когда незнание связано с принципиальной ограниченностью возможностей познания. Чем больше знаний, тем яснее и глубже незнание!

Лень думать

А есть иной тип незнания: когда люди верят от лени, от лености ума! Верят, чтобы не размышлять о Нём, ведь так проще, а вот думать надо уметь! Это затратное состояние, это усилия, и потому они обходятся верой. Хотя вера должна начаться только там, где заканчиваются возможности разума, а не желание тратить на это время и силы!

Подлинное незнание

Понятно и очевидно, что при проходящем с полной самоотдачей размышлении или диалоге о Боге,мы, в конце концов, исчерпаем возможности разума. Но это будет серьёзное незнание состоявшихся людей, а не ленивых недоучек, которые компенсировали свою слабость высокими словами о вере.

Бог Авраама

Есть, если можно так выразиться, два типа восприятия Бога.

Есть Бог Авраама. «Бог Авраама вычисленный», человек приходит к Нему, критически отслеживая многообразие мироздания, взаимозависимость всех его составляющих, упорядоченность творения. Он неизбежно подходит к идее созидающей и организующей Силы, которая не дает всему обратиться в хаос.

Неизвестное в уравнении

Поскольку я гуманитарий, то мне сложно разглагольствовать о втором законе термодинамики, возрастании энтропии… Наверняка найдутся умные люди, «технари», которые помнят такие вещи. Предоставленная самой себелюбая система стремится к хаосу. Наличие в ней порядка свидетельствует о том, что есть некая упорядочивающая сила.

Бог, как некий ответ на недоумение, как все сущее может существовать в гармонии, взаимодействии и т.д.? Не может же быть, что не было бы ничего, что не дает этому превратиться в хаотическое скопление элементарных частиц. Некая организующая мироздание, дисциплинирующая Сила.

Потребность в смысле

До Него можно добираться еще одним способом, кроме того, который я изложил выше. Тем, о котором писал мой учитель, раввин А. Эвен-Исраэль (Штейнзальц) в своей потрясающей книге «Простые слова», в главе «Бог»: «потребностью человека в наличии смысла существования». Искренне допустить отсутствие такового очень сложно. Воспринимать этот мир как совокупность случайных процессов, без заданной цели, плана, смысла…

«Я не нуждаюсь в этой гипотезе»

Сама идея целеполагания бытия, как на индивидуальном уровне, так и по отношению к миру в целом – религиозная. С точки зрения того, что мы называем «научным мышлением», вполне допустимо самопроизвольное возникновение мироздания. Поиск первопричины, приведшей к его появлению, в большей степени относится к области идеологии, чем к научному знанию. Отслеживание и описание закономерностей физического мира, а в этом суть и смысл науки, не нуждаются в идее Творца.

Как жить?

Так получилось, что у меня в друзьях большое количество ученых. Когда я при них (употребляю) выражение «научное мышление», они с трудом сдерживают улыбку. Как сказал один из них «Больше  всего в науку верят секретарши профессоров». Но, тем не менее, в рамках научного подхода целеполагание не рассматривается. Если нет цели и смысла, значит, нет Бога! И все…!

Жить с этим очень сложно, почти невозможно. Я этого не представляю, честно говоря. Еще не встречал человека, который был бы последователен в отрицании смысла существования мира вообще, и собственного существования, в частности.

Заведенный механизм

Обратите внимание, о Боге мы еще ничего не сказали. Наша тема – «Кто Тот, в Кого мы верим». А я пишу об эмоциональной потребности в Боге, личном опыте, творческом анализе. Таким образом, я делаю Его, обратите внимание, абсолютно недейственным. При таком подходе Он нужен как неизвестное в формуле, некий «Х».

Без смысла невозможно жить, а то неизвестное, что его придает, «Х», это и есть Бог. Да?

Мир не хаотичен, он упорядочен, а порядок не может существовать сам по себе, должно быть нечто, «Х», что вносит в хаос подчиненность правилам, взаимозависимость элементов, гармоничность бытия, должно же быть то, что это определяет. Это и есть Бог?

Заслуга Авраама

Я назвал это Богом Авраама, поскольку предание говорит, что праотец самостоятельно пришел к Нему, рассуждая именно таким образом. Но не все так просто.

В чем значение Авраама? Ведь не он создал монотеизм, единобожие. Адам и Ноах не были язычниками.

Заслуга в том, что он решил, что существование Творца подразумевает не только наличие замысла в Творении, но и обязывает его, Авраама, найти в нем свое место. Ведь если такой замысел существует, то есть только две опции: соответствовать ему или препятствовать его осуществлению. А вот это уже не тривиально!

Дело, как уже понятно, не в том, что Авраам логически «нащупал» Творца. Подход: «Должно же быть что-то! Где-то там что-то есть!» и т.д., бесплоден. Этот Бог физики и философии не личный; совершенно непонятно, при чем тут я, и что зависит от меня в этом мире?

Я пишу о Боге Авраама не потому, что Он исчерпывается таким подходом, а потому, что Авраам пошел дальше. За счет самостоятельных размышлений и поиска, за счет неравнодушного отношения к бытию он дошел до идеи Служения. Не потребления, а служения, как жизненной миссии.

Этот путь, путь Авраама, должны бы, по идее, повторять все, но для этого надо иметь неленивые мозги и всепоглощающее желание разобраться. У подавляющего числа людей этого нет, они готовы воспользоваться любыми идеологическими костылями, чтобы уйти от вопросов, а не найти на них ответы.

Богатыри не мы

Не в том дело, что Бог так скрыт в мире, что Его нельзя обнаружить, каким-то образом это сделать можно! А в том, что если ограничиться подобными рассуждениями и вычислениями, то это снимет потребность в поиске, а не даст ответ. Ведь успокоив себя абстрактным Творцом, человек, как правило, уже не задает себе вопрос: «При чем тут я?».

До меня очень поздно дошло величие Авраама: когда я понял, сколько лет тот жил за счет внутренних сил. Бог открылся Аврааму, когда тот был уже немолодым человеком, прожившим долгую жизнь в непонимании окружающими и неприятии его взглядов, тысячи раз получив доказательства, что он один такой ненормальный, что все спокойно обходятся без всего этого! Он потратил свою жизнь на бескорыстный поиск, не имея никаких оснований предполагать, что тот увенчается успехом, просто не мог иначе. Вот такой человек получил право на личное откровение!

При чем тут я?

Вся наша духовная несостоятельность от лености души, а не от ограниченности возможностей. Есть то, ради чего стоит жить, и, парадоксальным образом, именно эти вещи занимают самое маленькое место в нашем сознании, в нашей жизни. Вот Авраам искал, он пытался ответить себе на вопрос: «Если Бог есть, что мне делать?». Тот самый вопрос личной причастности. Да, есть Источник. Да, есть организующая Сила. Да, есть то, что наделяет Творение смыслом по определению. А в чем эти смыслы? При чем тут я?

Бог откровения

Есть Бог откровения. Тот, который заявил о Себе, дав этим ответ на те вопросы, которые я задал выше. Непостижимый эмпирически Бог. Не Тот, Которого «вычисляют» от безвыходности, потому что должно же быть что-то, ибо иначе быть не может, а Тот, который Сам заявил о Себе, сделал существование осмысленным и сопроводил это удивительным даром!

Муравьиные танцы

Дело в том, что добраться до Бога невозможно, взаимодействовать с Ним невозможно, и самим определить, как Ему служить – тоже невозможно! Все, что я, даже теоретически, могу наскрести в своем опыте и опыте мне подобных, несопоставимо с Творцом. Я приводил своим ученикам пример: «представьте себе муравья, который, по тем или иным причинам,  решил установить с вами личный контакт. И вот он бегает вокруг ваших ног, принес вам какую-то личинку, лучшую, которую нашел, гусеницу какую-нибудь… Машет усиками и лапками, прыгает, вертится, фигуры какие-то выплясывает, чтобы обратить на себя ваше благосклонное внимание. Предполагаю, что шансы, что вы им заинтересуетесь, минимальны, а вероятность того, что вы оцените его потуги как нечто заслуживающее ответной реакции, стремятся к нулю.

А ведь муравей имеет сходную с вами структуру, генотип, и вообще  вы очень похожи, просто масштабы разные – вы больше, он меньше». Пусть меня простят за мои смелые образы, но мне понятно и очевидно, что если бы Бог не сказал, что от нас хочет, то навязать Ему формы взаимодействия мы не в состоянии. Что ты можешь Ему дать кроме того, что Он дал тебе раньше?

Связать себя с Богом

Взаимодействие с Богом возможно только при исполнении выраженной Им воли, используя то, что Он назначил быть средством для этого; если Он сказал: «Вот это Я велел, поэтому это имеет значение!».

Как сказано в Талмуде, если бы Он велел нам рубить дрова, то мы рубили бы дрова, с благословением до и после, с полной самоотдачей на лесоповале, и это было бы религиозным актом! Потому что значение заповедей в том, что они исходят от Заповедующего, являются выражением Его воли. Заповедь – это способ соединить себя с Богом, связать с Ним. Потому что Он назначил ее быть таковой, а не потому, что она делает так в любом случае, на автомате.

Я так решил?

Каждый раз, когда я пытаюсь объяснить, в чем смысл заповеди, почему она важная и ценная, исходя из своего опыта, информации и всего, что с этим связано, я попадаю в ловушку.

Заповеди имеют смысл только потому, что их наделил таковым Создатель этого мира. Вне этого у них нет самостоятельной духовной ценности и смысла. Я говорю о них всех – от очевидных, вроде бы понятных, до тех, смысл которых необъясним. Не важно.

У этого есть и еще один важный аспект: произвольное совершение неких действий, которые я наделяю духовным значением по собственному усмотрению, не оказывают такого эффекта, поскольку заповедями не являются. Они могут быть показателями моих чувств и намерений, вызывать умиление, но связь с Богом не образуют. Это подразумевает Талмуд, объясняя разницу между тем, кто исполняет заповеданное ему и тем, кто выполняет не заповеданное.

Это не Бог философов и логиков, а Бог Откровения, который сказал: «Я от вас хочу это!». Тот, до которого сами мы не добрались бы никогда. И это те способы взаимодействия с Ним, которые не вытекают из устройства мироздания, без разницы, материального и духовного, а даны Свыше как дар, как милость. Вот это и есть заповеди.

Этот Бог, который превосходит любые наши представления о Нем, является Источником и Хозяином мироздания, а не интегральной его частью.

Подвиг веры

Выше я пытался объяснить, почему от Бога никуда не денешься, и что люди совершают подлинный подвиг веры, заявляя, что они не верят в Него. На самом деле, они просто не понимают, о чем говорят. Люди отрицают не Бога, а тот смысл, который вкладывают в это понятие. И, естественным образом, им приходится пользоваться всякого рода суррогатами, чтобы хоть как-то заполнить навязанную их позицией пустоту.

А теперь – самое главное

Это все было вступление. А вот теперь надо сказать самое главное. Я уже писал об этом в начале статьи, как тезис. Бог – это совокупность всего, и кроме Него ничего нет. Заявление, что Всевышний один, надо понимать не только и не столько, как отрицание наличия у Него коллег, а как утверждение, что нет ничего вне Него, ничего того, что не было бы Его проявлением. Это и есть монотеизм.

 Бог один

«Есть мир и Тот, кто его сотворил». Это очень красиво, очень религиозно звучит, но тогда получается, что Он не один. Если мир есть, значит, есть Бог и мир. Если есть я, значит, есть я и мир… и Бог!

Утверждение: «Бог –  один» означает, что наша реальность есть не что иное, как проекция Бога. Мироздание, бытие –  проявление Творца, в каком-то смысле мы –  Его внутренний мир.… Иначе говоря: мир в Боге, а не Бог в мире. Мир исчерпывается Им, а Он, Благословенный, не исчерпывается миром!

Всевышний умалил Себя, и это стало актом Сотворения мира, который, возникнув, не перестал быть Им. Существование мира обусловлено Его необусловленным желанием. И никаких других причин этому нет. Наш мир –  это свободная самореализация Творца.

Прошу понять правильно

Начав эти строки с утверждения, что Бога нет, я последовал примеру ребе Менделе из Коцка, который сказал своим ученикам, что жить надо так, как будто Бога нет, и когда они возопили: «Ребе, что Вы? Как можно?», он ответил: «Когда к вам приходят за помощью, что вы говорите? «Терпение! Бог поможет!». Так вот, считайте, что Его нет!».

Я позволил себе эту безумную формулировку, но хотел лишь сказать, что не существует ничего того, что было бы Богом больше, чем что-нибудь другое. Потому что нет ничего, что не являлось бы Им, Его проявлением. Мир существует как выраженное желание Творца, и пока есть это желание. В этом величие и значимость мира.

Нет явлений, событий, сущностей небожественного происхождения, ни в духовном, ни в материальном, ибо у всего  –  единое Начало. Нет ничего, кроме Него без Него!

Иллюзорность восприятия

А то, что будучи частью этого явления, мы воспринимаем себя как автономно существующих, то это только потому, что Всевышний захотел, чтобы творение пришло к сказанному выше по своему выбору, а не вынужденно. И Он сотворил мир, в котором можно жить, как будто Его нет.

Для наличия свободы выбора необходима альтернатива. Чтобы отношения с Богом стали твоей личной потребностью, надо иметь возможность жить без Него, отказаться от Него. Потому что там, где нет альтернативы, нет ни служения, ни заслуг, ни вины.

Только потому, что этот мир был сотворен так, чтобы человек мог жить в нем без Бога, отношения с Ним имеют ценность, ведь теперь это твой выбор, это твой Бог!

Смысл существования

Когда человек преодолевает свою ограниченность, когда понимает, что мироздание – это совокупность проявлений Творца, происходит то, для чего нужно Творение. Возникают личные отношения, выбранные по свободной воле, по моему желанию, в силу моей потребности в Нем! А она заложена в нас изначально; что бы мне ни говорил спекулятивный разум, душой-то я чувствую, откуда я и зачем.

В Кого мы верим

Это и есть вера в Бога. Ведь ты не можешь поставить эксперимент, который подтвердит твою правоту, не можешь выбраться за пределы мира, создать действующую модель Бога. Ты ничего этого не можешь. Когда ты выходишь на такой уровень отношения к Нему, это и есть заповеданная нам вера.

Не беспомощное и наивное представление о помеси полицейского с добрым дедушкой «иже еси на небеси», которое, если я себя плохо веду, так сразу по голове, а если хорошо – конфетку. А вера в Бога, частью которого я являюсь. И в этом смысл моего существования, и моя ценность.

Вот это и есть, как мне кажется, краткий ответ на вопрос, который мы вынесли в заголовок этой статьи.

 

Учиться, учиться и еще раз — учиться!..

Место в сознании

На резонный вопрос, как же могло получиться так, что слова пророка: «Возложил Я на него Свой дух и понесет он народам Закон» (Ишайя, 42:1) и сказанное им же: «Сделаю тебя светочем народов» (там же, 42:6) не получили явного выражения в еврейской истории, нам есть что ответить! [1]

[1] Рамбам, в конце своего кодекса Мишне Тора (Законы о царях и о во-йне, 11:4), пишет о значении дочерних для иудаизма учениях христиан-ства и ислама: «Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей со-гласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные на-роды, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах. Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек — несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: “И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытания] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел” (Даниэль, 11:36). И о Йешуа Ѓа-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: “И преступные сыны народа твое-го дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение” (Даниэль, 11:14), ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах — спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо “не пути наши — Его пути, и не наши мысли — Его мысли”, и все происшедшее с Йешуа Ѓа-Ноцри и с пророком израильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Вс-вышнему, как сказано: “Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе” (Цфанья, 3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение».

Две тысячи лет изгнания со своей земли не оставляли места в сознании для этого вида Служения. Нам не было дела до окружающих нас народов, да и причин относиться к ним с симпатией тоже было немного. Мой народ всегда занимался собой, потому что ему всегда было плохо. Последние пару тысяч лет, после разрушения Храма, если кто интересовался историей, еврейский народ был занят только и исключительно выживанием во враждебном иноверческом окружении. То, что некогда сказал пророк, было теорией, которую никто вообще не пытался реализовать никоим об-разом. Эта задача, распространение воли Творца среди окружающего нас нееврейского мира, она не просто не ставилась, она не разбиралась нашими учителями даже теоретически.

И мы так росли, например я, некогда мальчик из ассимилированной еврейской семьи в городе Одессе, вырос с четким пониманием того, что сегодня наша задача, задача мое-го поколения – не раствориться, не потеряться, не исчезнуть. Мне и в голову не приходило, что пришло время помогать другим людям, которые в своих отношениях с Творцом находятся в такой же беде, как и мы.

Евреи, может вы этого не заметили, в своей ассимиляции «дошли до плинтуса» за последнее столетие. Когда в 1989 году я стал раввином города Одессы, у нас в синагогу, на субботу новомесячья, приходило всего тридцать-сорок человек, средним возрастом около семидесяти лет. И все прекрасно понимали, что еще одно поколение – и вообще никого не останется. И это была та ситуация, в которой мы находились! Ведь еврейство – это почти профессиональная деятельность. Евреем мало родиться, евреем надо уметь жить! А мы были третьим или четвертым поколением тех, которые уже не умели, которых ничему не научили. Короче говоря, своих бы спасти!

Хотя любому вменяемому человеку понятно, что мы все, евреи и неевреи, взаимозависимые, ведь поскольку мы живем рядом и вместе, то любые проблемы внешнего мира становятся еврейскими проблемами. С другой стороны – любые еврейские проблемы являются как следствием сложившихся внешних условий, так и фактором, который влияет на окружающий мир. И хотя это было понятно, как я уже сказал, никому в голову не приходило заняться на этом фоне просветительством в нееврейском окружении.

Пришло время

Просто есть такой человек, единственный человек в этом мире, которому я доверяю безоглядно и полностью, – Любавичский ребе, который объявил нам, что пришло время перемен! Пришло время заниматься не только собой, но обратиться к людям, которые живут вокруг нас, евреев. Деградация коснулась не только нашего народа. Деградировали все, каждый по-своему. Люди потеряли веру, традиции, ориентиры, ценности. Люди потеряли себя! Эгоизм и гедонизм, желание безыдейно и сытно устроиться в этом мире стало об-щей тенденцией для всех, как евреев, так и неевреев.

С другой стороны, евреи впервые за последние две тысячи лет не должны защищаться от угрозы физического уничтожения в странах рассеяния. Мы пришли к ситуации, когда нас почти никто, за ничтожным, во всех смыслах, исключением, не пытается сделать христианами, мусульманами, буддистами и т.д. Нет, не от хорошей жизни, а потому что ныне те, которые профессионально говорят о вере в разных конфессиях, делают это, как правило, в социальных и коммерческих целях, а вовсе не потому, что у них внутри горит огонь веры, неудовлетворенность состоянием души и пони-мание потери смысла существования.

И вот, в этих условиях, получается, что мы, евреи, боль-ше не можем себе позволить не смотреть по сторонам, зани-маясь только собой, не обращаться к людям, которые живут рядом с нами, решают те же самые проблемы, уже в своем внутреннем мире и в своем окружении.

Ребе сказал, что пришло время говорить с людьми о том, что есть вера, которая была еще до дарования Торы. Не «иудаизм для гоев», а та вера, носителями которой были праведные люди, когда евреев еще вообще не было. Та, что связывала со Всевышним наших общих предков. О ней, об этой вере мы знаем из Торы, но она существовала еще во времена наших праотцев и предков всего человечества. Ведь Творец был всегда доступен и открыт Его творениям, а взаимоотношения с Ним всегда были основой духовного мира человека.

Состояние души

На самом деле, смотрите сами: человек – это животное, высокоразвитое позвоночное, млекопитающее. Если у чело-века нет Б-га, то, соответственно, животное в нем является основным, единственным. А то, что оно разумно, делает его только опаснее. Потому что цели, задачи и содержание его жизни, по сути, не отличаются от целей и задач орангутан-га.

Если он при этом еще читает газету и болеет за «Черноморец» или за «Динамо-Киев», ничего не меняет. Ведь недаром ученые, исследуя поведение обезьян в стае, находят все те же самые модели поведения, которые мы встречаем в человеческом сообществе. Те же самые ценности: борьба за власть, за самку, за лишний банан. Все то же самое.

А Всевышний, когда создал человека, не оставил его, не бросил… Он вложил в него разум и неудовлетворенность души, потребность в Себе, открыл пути Служения. И чело-век приходит в этот мир для того, чтобы своей жизнью, по-ведением, отношением ко всему происходящему доказывать то, что Б-г есть. Я когда-то сформулировал это так: «Жить надо так, чтобы, глядя на тебя, было понятно, что Б-г есть!». Вот это содержание, вкус и смысл жизни человека, когда на каждом повороте судьбы ты соотносишь себя с волей Творца! И не потому, что для этого тебе надо ежесекундно напрягаться и постоянно принимать осмысленные решения, а потому, что ты настроен на эту волну – ты живешь для того, чтобы в этом мире все было так, как Он хочет! И с этой точки зрения ты должен воспринимать все сущее. Этот на-строй, эта волна получает свое выражение в конкретных делах, в исполнении заповеданного Им, но на самом деле это, в первую очередь, состояние души.

Наполнить смыслом

Для того чтобы это стало Служением, важно сокрытие Б-га. Если бы Всевышний был явен в этом нашем физическом мире, то ни у кого не было бы свободы выбора между добром и злом. Никто не мог бы выбирать себе путь. И, со-ответственно, не имел бы заслуги и награды за свой добро-вольный и осознанный выбор.

Посудите сами, нормальный человек, который видит стоящего рядом стража порядка, он же не станет нарушать правила уличного движения. Зачем ему нарываться? Но это не значит, что он законопослушен. Как не значит, что у него есть гражданское правосознание, он просто боится наказания! Подобно этому, если бы существование Всевышнего было явно, если бы человек не мог жить так, как будто Его нет, не было бы самого понятия Служения. Человек не мог бы решать для себя, как ему жить. А лишь самостоятельное решение имеет ценность. Вынужденная праведность – это не праведность! Это просто здравый смысл. И это не то, ради чего стоило создавать целый мир. И потому, с сотворения Адама и по сей день, Всевышний сокрыт в мире, который весь является Его проявлением, проекцией. Человек обретает Б-га за счет желания наполнить смыслом свое существование, ведь сами понятия смысла жизни, цели существования – это понятия религиозные; вне Б-га жизнь – это бессмысленная совокупность случайных процессов!

Предохранительные меры

И набор данных всему человечеству правил, по Его ми-лости оберегающих от духовной деградации, эти установки и являются заповедями потомков Ноаха. Все они относятся к категории ограничительных, запрещающих заповедей: этого не делать, того не делать… Да это и понятно! Закон всегда устанавливает границы явления, но никогда не обра-зует его самого. А уж заполнение этих границ содержанием отдано на откуп самим людям, сообразно их уровню. Все за-поведи сыновей Ноаха говорят не столько о том, как челове-ку жить, сколько о том, чего ему нельзя делать, дабы не де-градировать до состояния скотины: запреты на беспорядоч-ные и инцестные половые связи, убийства, воровство, лице-мерие и неправоту в суде, издевательства над животными и т.д. То необходимое, чтобы человек просто оставался чело-веком. Это предохранительные меры.

А вот каким этот человек будет, требования к личности, уровень ее – это не прописано в заповедях потомков Ноаха. Другими словами, как не «попасть под статью», до нас до-несли, а каким надо быть – не написано. И это парадокс, согласитесь, ведь по отношению к нам, евреям, есть детальная мелочная регламентация каждого шага, каждого поступка, каждого поворота, начиная с момента, когда человек открывает глаза и до отхода ко сну, начиная с момента, когда, вы-ходя из утробы матери, ребенок издает первый крик, и до момента, когда его заворачивают в саван и опускают в землю, у нас регламентированы каждый поворот и движение, у нас масса требований различного рода, а по отношению ко всем остальным – не прописано в нашей святой Торе. Но так ли это?

Опорные точки

Наши праотцы, о которых повествует нам Священное Писание, жили до дарования Торы, и они названы праведниками, так и написано: Ноах был праведником своего поколения, Авраам обрел милость в глазах Вс-вышнего. То есть эти люди не только оберегали себя от нарушений, они делали нечто позитивное,что-то образовывали, каким-то образом себя вели так, что это и было реализацией замысла Творца.

Ведь что такое праведность? Праведность образуется не тогда, когда меня не за что наказывать, а когда ты из себя что-то представляешь! Человек ценен и памятен тем, что он дает, а не тем, сколько он набрал. Праведность всегда в том, что человек выдает вовне, в том, что получают от него мир и окружающие. Ведь так оценивается человек!

И получается, что как раз вот эта содержательная часть дана народам мира на откуп, на их внутреннюю потребность, на свободный выбор. Это функция заложенной во всех людей потребности что-то из себя представлять. И реализуется она ровно настолько, насколько есть внутренний запрос что-то сделать для того, чтобы обрести эту самую праведность, то бишь личные отношения с Б-гом!

Когда у человека есть такое желание, когда он хочет что-бы Б-г был его личным Б-гом, а не абстрактным Создателем неба и земли, которого надо остерегаться и пытаться не делать гадостей, чтобы не «отгрести по голове», вот тогда человек должен найти какие-то опорные точки, идеи и подходы, которые смогут дать ему необходимое для этого.

Гигантское количество профессиональных «божьих людей» эксплуатируют внутреннюю потребность людей в уверенности в завтрашнем дне, их бегство от одиночества, их страхи. И потребность в эмоциональной подпитке, возможность оказаться среди подобных себе являются питательной средой для всех многочисленных сект. Люди, которые сегодня пытаются добраться до Всевышнего, почти закономерно попадают в среду духовно неудовлетворенных неудачников, не нашедших себя людей. Они «кучкуются» по принципу эмоциональной и социальной причастности, что на самом деле помогает справиться со страхом и одиночеством, но, к сожалению, не помогает в отношениях с Б-гом. Я много думал о том, зачем Всевышний дал возможность такому количеству жуликов и проходимцев эксплуатировать идею о Нем, выстроить для себя личное благополучие. А потом я понял, что на самом деле все эти «божьи люди» делают большое хорошее дело, они, зачастую, занимаются социализацией людей, которые себя потеряли, людей, которые, может быть, оказались бы вообще окончательно сломанными, за обочиной жизни.

Вкус жизни

Но если мы говорим об отношениях с Творцом, о личной причастности, ощущении целесообразности собственной жизни… Нас приучали к тому, что воля Всевышнего рассматривается в рамках почти полицейских функций. Б-га уподобили некоему устройству, в которое ты суешь свои добрые дела, а оно тебе выдает блага. Или ставит тебя на место, бьет по голове, если ты сунул что-то не то. На самом деле ведь все совершенно иначе! И эта внутренняя неудовлетворенность человека, даже успешного человека социально и экономически, потребность в том, чтобы состоялось что-то настоящее, что дает ему вкус жизни, право быть… Жизнь не как биологическая данность, а как идея! У нее должен быть смысл, и он должен куда-то вести! Я должен быть нужен! Причем я незаменим, потому что другого, такого, как я, уже не будет, и поэтому именно я должен состояться! И для этого мне надо найти отношения с Тем, который создал этот мир, понять, что Он от меня хочет, для чего со-творил меня с неповторимым набором человеческих качеств, носителем которых я являюсь, поставил в определенную ситуацию, определенные условия. И что от меня требуется, что Он от меня ждет, что должно состояться для того, чтобы мое присутствие в этом мире было не терпимым, а целесообразным и плодотворным.

Как человек может это узнать? Откуда ему это знать? Ну… с пророчеством у нас последнее время туговато. Есть единственный способ, который мне известен.

Наши мудрецы говорят, что первое слово из Декалога, Десяти речений – «Анохи» («Я»), это акростих слов: «Я Себя записал и дал вам», что наша святая Тора, на самом деле, – это, в каком-то смысле, записанный Б-г, дарованный людям Б-г, и вот это вот было дано еврейскому народу, и он, в этой же книжке, назван «царством священников», священниками человечества. Мы не отдельны от всего мира, мы на этот мир работаем.., как умеем…

Порядок в голове

Зачем Тора начинается с рассказа о Сотворении мира, а не с законов? Зачем это надо? Зачем все эти рассказы в Торе? Великий Раши, учитель наш Шломо бен Ицхок, объяснил так: «Возвестить о силе деяний Его», о смысле творения.

Писание, в виде комиксов, если можно так сказать, картинками, зарисовками рассказывает нам о взаимоотношении человека и Б-га, человека и мира, о самореализации человека, о принципах отношений с другими людьми. Все это содержится в нашей святой Торе! И даже там, где это не регламентировано в виде законов, а дано образами, примера-ми и идеями, все же содержит все это в явном виде! И поэтому человек, который действительно хочет понять, чего же от него хочет Б-г, зачем он существует, этот человек должен обратиться к первоисточнику, не к тому, что ему говорят «продвинутые», а к тому, что ему говорит Всевышний.

А говорит Он нам в Торе! Другого источника Б-жьего слова и Б-жьей воли в этом мире не существует! И поэтому любой человек, который хочет обрести почву под ногами, не только эмоциональную причастность, но и понимание каких-то моделей бытия, должен учить Тору, у него нет вариантов! А это как раз самое слабое место!

Сегодня ночью я говорил с одним из моих друзей, мы говорили о проблемах с печенью и о том, что лекарства могут помочь человеку стабилизировать ситуацию, но вылечить не могут, а для того чтобы излечиться, ему надо очень много над собой работать, в первую очередь – перестать потреблять все то, что он любит, во вторую – есть невкусную еду, в третью – в отвратительном виде, чтобы смотреть было противно, не то, что кушать. И тогда он будет здоров. То есть каждый раз, когда мы пытаемся найти решение своих проблем вовне, чтобы кто-то их за нас решил, и мы этим воспользовались, и у нас все хорошо получилось, это невозможно даже на уровне элементарного цирроза печени. Надо заниматься собой, человек должен напрягаться. И кстати, в Талмуде сказано: «Человек рожден для тяжелого труда». Я-то с детства помню, что «человек рожден для счастья, как птица для полета». Так нас учили? А Талмуд говорит, что человек рожден для тяжелого труда, он рожден напрягаться. Человек, который расслабляется, дает себе волю, не нагружает себя задачами и не старается, неизбежно деградирует. Потому что все то, что не поднимается, – опускается. И главное, что требуется от человека, осмысленного человека, который понимает, что ему надо что-то делать с собой, которого достало обезьянье копошение, – обратиться к учению. Надо навести порядок у себя в голове. Не только на уровне переживаний и эмоций.

Других вариантов нет

Я не недооцениваю эмоции, я их люблю. Я сам очень эмоциональный человек, но эмоции должны быть результатом деятельности разума, интеллекта, а не диктовать ему поведение. А для этого человек должен учиться, он должен наводить порядок в своей голове, задавать вопросы, искать ответы, спрашивать себя: «При чем тут я?» всякий раз, когда он учит нечто в Торе. Вот это работа человека, вот это его служение. Это то, что дает фундамент и базу, на которой он может строить не только мировоззрение, он может строить свою жизнь!

Это не значит, что мы не будем ошибаться, не будем говорить глупости. Посмотрите собственную биографию, вспомните себя 10 лет назад, 20 лет назад, 30… Вспомните, что вы тогда говорили, что вы думали, чего боялись… Сегодня мы об этом вспоминаем с досадой или улыбкой. Ах, сколько наивного детства!.. Ничего, стали старше, поменяли взгляды, изучили новую информацию, что-то пересмотрели, что-то переоценили, что-то откорректировали и пошли дальше… Так устроен человек, он не может вылупиться в совершенном виде. Человек делает себя, и это делание – всю жизнь.

Человек, который учит нашу святую Тору, строит себя во взаимодействии с Б-гом! И это надежно ровно настолько, насколько он может полагаться на собственный интеллект, на собственный внутренний мир. Понятно, принятые сегодня решения через десять лет будут казаться милыми, наивными, детским поведением, потому что мы станем старше и умнее. Ну и что? Других вариантов нет. Люди должны учиться!

Два направления

Есть два магистральных направления, в рамках которых человек обязан себя развивать. Одно – это, как было уже сказано, изучение Священного Писания, второе – это изуче-ние духовных принципов мироустройства. Принципы миро-устройства – это то, чем занимаются хасидизм и каббала. Это более высокий уровень, согласен, но здесь, по моим не-проверенным сведениям, есть люди, которые уже годами читают, набирают информацию, развиваются.

Как устроен мир, как Б-г взаимодействует с ним? Какие духовные основы моего внутреннего мира, души? Какие компоненты его образуют? Каким образом обеспечивается интерактивность в отношениях с разными уровнями бытия, с Создателем этого мира?

Все эти темы, которыми занимаются хасидизм и каббала. Для того чтобы человек жил осмысленно, ему надо пони-мать, что происходит. Он должен или осмысливать соб-ственный опыт, или получить знания в дар от предшествую-щих поколений, которым он может доверять и следовать, опираясь на опыт предшественников.

Но знаниям надо учиться! Для того чтобы научиться – надо учиться. Нельзя сформировать цельное мировоззрение за счет партизанских наскоков, за счет того, что те или иные более-менее красноречивые лекторы будут излагать их взгляды. Человек должен сам формировать свою картину мира. Для этого надо что-то понимать. Чтобы что-то пони-мать – нужно учиться, без вариантов, никуда не денешься! Понимаете, в этом мире нет ничего бесплатного, нет возможности не решать, даже когда вы не решаете, это, по сути, ваше решение, которое приносит свои плоды. Любое поведение, которое вы выбираете, будет иметь последствия, нет ничего без последствий, на самом деле, чем более щадящим является ваш путь, тем менее он эффективен для развития, чем больше вы себя жалеете, экономите и пытаетесь свободнее и удобнее устроиться, тем хуже будет ситуация, в которой вы окажетесь! Мой учитель когда-то сказал так: «Всему хорошему нужно учиться, все плохое получается само»! Если вы хотите получить урожай, нужно вложить много труда, на разных этапах. Если вы ничего не будете делать, это не значит, что ничего не вырастет, – там вырастет бурьян, причем его будет много, он будет обильный и сочный.

У каждого свои мерки

Так устроен этот мир, если человек не тратит себя, соответственно и результаты, которые он получит, не обрадуют его в конце дней. Те, кто любят пожрать, рано или поздно придут к тому, что это им запретят врачи. Человек, который думает, что главное в жизни – найти как можно больше женщин для удовольствия, в какой-то момент начнет сходить с ума от невозможности реализовать свои страсти. Сказано в Талмуде, что у невежды в старости сознание разлагается, а у ученых, мудрецов – очищается. Человек, который живет эгоизмом и страстями, обязательно разочаруется в жизни. Человек, который пытается выстроить свою жизнь, свое со-знание, получит те плоды, которые могут его больше-меньше устраивать, не важно, каждый по своему уровню! Б-г не раздавал мозги равномерно: кому-то досталось больше, кому-то меньше… Не страшно, но ни с кого не спросят по чужим меркам! У нас, у каждого, личные отношения с Б-гом и личный счет. Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать на эту тему.

Б-г. Мудрость простых слов

Из книги Адина Штейнзальца «Простые слова».