Заложено ли в душу стремление к добру?
Большинство людей высоко ценят добро. Даже маленький ребенок может оценить, что такое хороший поступок. Если рассказывать ребенку о людях, сделавших добро, то он будет с удовольствием слушать эти рассказы. Отсюда тяга детей к детским сказкам. Напротив, ему явно не понравятся рассказы, в которых описываются злые поступки. До того как он научился, что такое добро и зло, обе эти категории были уже заложены в душу ребенка. Здесь, собственно говоря, скрыты основы совести.
Еще один пример: всегда находятся люди, которые, впервые нарушив закон, спешат в полицию, чтобы признаться в содеянном, иначе, как они утверждают, их будет мучить совесть. Бывает также, что преступники возвращаются к месту преступления, зная, что там их ждет полиция. Еще известно, что некоторые преступники чувствуют внутреннюю необходимость признаться перед кем-нибудь в своем проступке, хотя такое признание всегда чревато опасностью ареста.
Все подобные явления могут быть объяснены только тем, что в душе человека заложено отвращение перед злом, заставляющее его исправить то плохое, что он сделал. Именно поэтому преступника тянет к месту своего преступления – как будто там он может что-то исправить. Так же обстоит дело с признанием: даже если человек не кается в содеянном перед Творцом мира, все же он объясняется перед другими людьми. Ведь необходимость признания вытекает из влечения души.
В соответствии со сказанным, богатство человека тем больше, чем сильнее он согласует свою жизнь с основными духовными положениями. Органы чувств человека, направленные на материальное, являются не столько инструментами, сколько носителями жизненного опыта. Что касается духовного чувства, то оно является не просто чистым приемником, при помощи которого можно добраться до Бога, в нем заключен самый глубокий опыт жизни. Разве глаза и уши – это всего лишь органы зрения и слуха, необходимые для повседневной жизни? В сложностях повседневной жизни может разобраться даже слепой или глухой. Но кроме всего прочего, через глаза и уши человек воспринимает такие вещи, как красота цвета, приятные звуки, глубоко волнующая панорама ландшафта, благозвучие оркестровой музыки и т.д.
Чем острее и выше развиты чувства человека, тем богаче, полнее его ощущение жизни. Так, например, деятель искусства, музыкант или художник, обладающий незаурядной чувствительностью, достигает необычайно высокого опыта в области обычной акустики или оптики. Отсюда следует, что у человека чувство Б-жественного является носителем еще более глубокого и сильного опыта, который величественнее восприятия любой выдающейся музыки и любого самого поразительного ландшафта: это опыт веры.
Только такой опыт наполняет душу истинно богатым, глубоким и широким чувством жизни, которое нельзя превзойти. По мере того, как это чувство развивается в человеке, все более глубоким становится и этот опыт. Пророки и люди, наделенные Б-жьим духом, достигли самого высокого человеческого восприятия мира, и их душевные богатства стали необъятными. Примеры тому даны во многих текстах Торы.
“Ты будешь радоваться в Господе” (Исаия 58, 14); “Я буду радоваться в Господе и веселиться о Б-ге моего спасения” (Аввакум, 3, 18); “Он насыщает меня радостями” (Теилим. 16, 11); “Моя душа и моя плоть жаждут Тебя” (Теилим. 63, 2); “Близость Б-га хороша для меня” (Теилим. 73, 28); “Мое чувство и мое бытие ликуют к Господу моей жизни” (Теилим. 104, 3).
По этому поводу р. Хаим бен Атар пишет в своем комментарии “Свет жизни”: “В этом мире нет радости слаще, приятнее, милее, желаннее для существ, чем совершенная близость к величию Б-га. А поскольку весь мир пронизан радостью Творца, то люди со страстным желанием и внутренним влечением постоянно вновь обращаются к Нему, чтобы приблизиться к Нему и сделаться приятными перед Тем, имя Которого благословенно”.
Творец хочет, чтобы существа, познав Его, почувствовали, как они могут пользоваться жизнью, чтобы они осознали, что все Творение – это только любовь.
Поэтому Бог и дал людям наставление, которое называется: Семь заповедей потомкам Ноя.