Заповедь плодиться и размножаться
Каждый ноахид, изучая Пятикнижие с самого начала, неоднократно встречает в тексте повеление Б-га плодиться и размножаться и заполнять Землю.
Например, читая о первом человеке Адаме, мы встречаем слова “И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!”[1]. Или в обращении к Ноаху: “И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю”[2], “А вы плодитесь и умножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней”[3]. Или к Яакову: “И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся!”[4].
Другой, более продвинувшийся в изучении Писания, сможет процитировать пророка Ишайау: “Ибо так сказал Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить”[5]. Или царя Шломо в Коелет: “С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо”[6]. Одним из традиционных пониманий этого стиха является то, что необходимо плодиться в молодости, но и в зрелом возрасте не оставлять этого, ибо возможно ,не дай Б-г, кто-то из рожденных детей умрет[7].
Все это наводит на мысль, что заповедь плодиться и размножаться есть и касается всего человечества, как евреев так и неевреев. Так ли это постараемся сейчас выяснить.
В Талмуде[8] приводится общее правило: заповеди, которые были даны Бней Ноах, но не были заново даны на Синае, перешли от Бней Ноах к евреям. Далее Талмуд спрашивает: “Но ведь заповедь плодиться и размножаться была дана БН, как сказано “А вы плодитесь и умножайтесь” и была повторена на Синае как сказано “Иди скажи им пусть вернутся к себе в шатры”[9], но все же у евреев она есть, а у ноахидов нет”[10]. Затем дается некий ответ на этот вопрос, но сути он не меняет – согласно Талмуду здесь у Бней Ноах после дарования Торы на горе Синай и до сегодняшнего дня нет заповеди плодиться и размножаться.
Однако в другом месте в Талмуде встречается на первый взгляд противоположное мнение. Талмуд [11] приводит спор амараев раби Йоханана и Реш Лакиша о нееврее, прошедшем гиюр и уже породившем до гиюра детей. Раби Йоханан считает, что заповедь плодиться и размножаться тот уже исполнил, а Реш Лакиш с этим не согласен. Обсуждая этот и еще другой их спор, Талмуд говорит, что у Бнкй Ноах есть заповедь плодиться и размножаться. Комментатор Раши пишет, что эта заповедь учиться из слов Творца, обращенных к Ноаху и его сыновьям. Таким образом по мнению Раши заповедь плодиться у ноахидов есть. Также комментатор Меири пишет, что из этих слов Талмуда следует, что Бней Ноах заповеданно плодиться и размножаться.
Комментатор Тосафот там обращает внимание на это противоречие между двумя местами в Талмуде и объясняет, что тут не имеется в виду буквально, что Бней Ноах заповеданно плодиться. Тут это означает, что у БН их дети считаются законом их детьми, то есть хоть заповеди и нет, но результат (дети) может быть учтен, например, если он прошел гиюр.
Рав Ахай Гаон в книге “Шеилтот”[12] также как и Раши считает, что у Бней Ноах заповедь плодиться есть. В комментарии Аэмэк Шеела дается обоснование этому мнению, которое основано на Талмуде в Йевамот, мнении Раши, а Талмуд в Санедрин объяснен иначе так, что он не противоречит этому мнению.
Таким образом мнения раввинов в этом вопросе разошлись.
Каково мнение Рамбама по данному вопросу? Прямо он об этом не пишет. В 9 и 10 главах в законах о царях, где Рамбам перечисляет законы Бней Ноах, он не пишет, что для ноахидов есть заповедь плодиться. Возможно это значит, что согласно Рамбаму такой заповеди у Бней Ноах нет.
В качестве заключения хотелось бы сказать, что автору этой статьи кажется более убедительным мнение, что такой заповеди у ноахидов сегодня нет.
И хотя эта заповедь не является одной из Семи Заповедей, данных потомкам Ноаха, они, тем не менее, обязаны вносить свой вклад в заселение мира. В идеале – праведными людьми , живущими по закону Торы [13].
[1] Берешит 1:27-28
[2] Берешит 9:1
[3] Берешит 9:7
[4] Берешит 35:11
[5] 45:18
[6] 11:6
[7] Раши на этот стих, Йевамот 62б
[8] Санедрин 59
[9] Санедрин 59б
[10] Дварим 5:27
[11] Йевамот 62
[12] Шеилта 165
[13] Йешаягу 45:18, так же Шульхан Арух, Эвен га-зер 1.
Автор: Арье Мирецкий