Цимцум, тикун и разбитие сосудов
Каббалистические термины сегодня в моде. Вот, например, тикун. Тикун в переводе на русский язык означает «исправление». Это – термин. Он описывает духовные процессы и физические действия для исправления последствий разбития сосудов, тоже модное сегодня словечко. И тоже – термин. А разбиение сосудов, в свою очередь, произошло из цимцума.
Есть огромное количество сайтов с разбором того, что это такое, но не дайте себя обмануть!
Каббалу нельзя понять из сайтов. В каббалу надо погрузиться, надо напрячь все душевные силы, чтобы хоть немного приблизиться – нет, не понять, а приблизиться – к пониманию этих слов. Все это духовные явления, которые объясняются материальными аллегориями, и неумение абстрагироваться от материального может привести лишь к плохому.
Различные популяризаторы берут из каббалы ее схемы и пользуются для своих нужд, но каббала – это духовная работа, великий труд, и, как написано в предисловии к книге Эц Хаим, тот, кто не готов исполнять то, что в ней написано, лучше пусть вовсе ее не откроет.
Как-то у меня с одним знакомым психологом зашла речь о подсознании. «Что это?» – спросил я. Я читал про это достаточно много, чтобы уметь объяснить это кому угодно, но хотелось узнать из первых, так сказать, рук. Однако мой знакомый был краток: «Это термин, понятный тем, кто занят психоанализом». Так неужели термины каббалы можно осмыслить из популярных изданий?
Перейдем к делу. Б-г сотворил мир речью; мир – это речь Б-га. Она, конечно, ничего общего с нашей речью не имеет, это духовная сущность, которая лишь описывается аллегорией речи. Суть аллегории в том, что то, чего изначально не было, появилось. Речь – это материализованные мысли, и теперь с ними можно производить различные действия: передать другим людям, записать в виде текста или звукового файла, и так далее. В отличие от мыслей, слова реально действуют в мире приказами, советами и тому подобное. То есть, слова – это часть реального мира, они способны его изменять, хотя и нельзя их потрогать [однако, когда мы их записываем на бумагу или аудио, мы обнаруживаем, что они занимают место]. Мысли не так. Они скрыты от внешнего мира и принадлежат скорее миру духовному, чем материальному. И, хотя речь образуется из мыслей, в рамках материального мира она образуется как бы из ничего. Ничего не было, и вот – появилось. Это мы и используем для аллегории: мир появился из ничего и теперь существует как бы самостоятельно.
Почему «как бы»?
Потому что все-таки речь Б-га не есть подобие нашей речи, это что-то совсем иное. Многие уподобляют Б-га горшечнику, а мир – горшку: после того, как горшок создан, он существует отдельно от мастера, его создавшего. Так же и мир, думают люди: Б-г его создал, но теперь он живет отдельно, сам по себе.
Но горшечник творит из глины, которая существует и без него, он лишь придает ей форму. А Б-г творит из ничего. И если мы вдумаемся в творение из ничего, то придем к тому – придем обязательно! – что если нельзя самому возникнуть из ничего, то и самому поддерживать дальнейшее свое существование невозможно. Поэтому мы говорим, что пока речь Б-га звучит – мир существует. Если она перестанет звучать, всё пропадет. Не разрушится или развалится, как в кино, а перестанет быть, станет ничем, как никогда не существовавшее. Ну, вроде того, как на экране исчезает изображение, когда кинопроектор погас. Или как пропадает солнечный зайчик, когда свет перекрыт. Разница в том, что изображение на экране и зайчик были и пропали, а тут будет так, что никогда и не было.
Итак, в каждом творении есть Б-жественная энергия, которая это творение производит из ничего и каждое мгновение. Это не душа, которая есть в человеке, чтобы было понятно. Душа делает тело живым, оно может ходить, мыслить и разговаривать, но она не создает тело, тело существует независимо от нее. Мы же говорим про энергию Б-га, которая все создает из ничего, и тело, и душу, и камни, и электроны с протонами. Эта энергия все создает и удерживает, чтобы оно не вернулось обратно в небытие. Однако Б-г сделал так, что мы, с одной стороны, ощущаем, что мы существуем, а с другой, не знаем, откуда это берется. Нам кажется, что мы существуем сами по себе.
В этом «существуем сами по себе» мы выделяем несколько уровней, по большому счету – три: 1) являться сущностью, но ощущать себя органической частью Б-га (это очень высокие души, такие, как праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, как Моше, Давид), 2) ощущать себя самостоятельной отдельной сущностью, но при этом четко осознавать и ощущать присутствие Б-га (ангелы и все остальные души) и 3) никак не ощущать присутствие Б-га, знать о Нем только понаслышке (все объекты материального мира, включая людей, т. е. души после того, как они оделись в тело). Это общее деление, всё остальное – частные случаи.
Для того, чтобы творения чувствовали себя отдельными самостоятельными сущностями, Б-г создал такие духовные процессы (они описаны в каббале), как цимцум и разбитие сосудов (цимцум создает творения первого вида, разбитие сосудов – второй и третий). Но нас интересуют не сами эти процессы – практического значения для нас они не имеют – а то, что получилось в результате. А в результате получилось ощущение отдельного от Б-га существования, разве что есть такие, которые ощущают себя интегральной частью Б-га, а есть, которые ощущают себя отдельно, однако осознают и чувствуют Его присутствие, а есть и такие, которые даже присутствия Его не ощущают, как мы писали выше. Не надо понимать это, как физические уровни, нет, это не так. Это различные виды самоощущения.
Теперь мы подошли к тому, для чего все это надо.
Цель творения – чтобы человек, имея свободу выбора, научился выбирать Б-га и своим трудом, работой над собой, чтобы вернулся обратно в Б-га и стал Его частью. Но это уже не будет так, как до сотворения. Если до сотворения человек был ничем, то теперь он не растворится в Б-ге и не потеряет свою сущность, он останется самим собой. А будет единство двух сущностей – Б-га и человека – они будут одним целым. А потом уже из человека это единство распространится на весь мир.
Исправление состояния отделенности от Б-га и называется тикун.
Автор: р. Хаим Фильцер