Для чего Творец создал стихийные бедствия?
Вопрос: Для чего Творец создал стихийные бедствия, которые сметают за мгновение и хороших и плохих, и детей, которые даже не успели выбрать свой путь?
Ответ: Спасибо за вопрос. Он волнует многих, наверное, всех. Во все времена люди задавались этим вопросом, даже такие, кто считает, что стоит к Б-гу спиной. Вопрос этот очень трудно переварить, скорее, просто невозможно. Те, кто жил в Катастрофу[1], зачастую уходили от Б-га, не сумев с ним справиться. Есть книга рассказов о мужестве в лагерях смерти, которая так и называется: «Б-г здесь больше не живет»[2]. Название говорит само за себя. Хотя книга, как раз, о том, как люди не теряли веру.
В ТАНАХе (Библии) этой теме посвящена целая книга – Иова. Герой книги – праведник и чрезвычайно Б-гобоязненный человек – перенес такие испытаниям, что нам трудно их осознать. Несчастья его были столь велики, что стали притчей во языцах и именем нарицательным. Не будем здесь ее пересказывать, оригинал всегда лучше копии.
Книга эта – универсальная. Иов нееврей. Кто? Неизвестно. Когда жил, тоже неизвестно. Про него можно сказать, что он – просто человек. Каждый из нас когда-то в жизни задавался вопросом: «А вдруг Б-г что-то перепутал? Вдруг это не мои несчастья, а попали ко мне по ошибке. За что мне такое? Ведь я этого не заслужил…». Ну, если и не задавался, то чувствовал, думал.
Здесь надо помнить, что вещи, которые воспринимается нами, как противоречащие Б-жественному желанию, являются таковыми только в нашем сознании. Наш разум мыслит определенными упорядоченными структурами, а то, что в них не вписывается, склонен считать ошибками, неправильностями. Но у Б-га своя логика, и нам не всегда дано ее понять.
Если прибегнуть к помощи каббалы, то станет понятной схема того, как образуются несчастья. Ведь Б-г – источник добра, а природа добра творить добро, и возникает вопрос, откуда берется зло, то, что мы называем несчастьями. Система сфирот, с помощью которой Б-г управляет миром (как впрочем и всякая система, ведь все системы произошли из этой), условно делится на две части. Верхние сфирот заняты тем, что воспринимают Б-га, а нижние – передают Ее вниз, к творениям. Поэтому, и это логично, что верхние сфирот направлены вверх, а нижние – вниз. Есть много нюансов, и все гораздо сложнее, чем можно описать в одной статье, но в первом приближении это так.
Итак, верхние сфирот направлены вверх. И когда они проявляются – не последовательно спускаясь со сфиры на сфиру, постепенно преобразовывая Бесконечность, а прямо верхние проявляются в нашем мире – они проявляются, тоже имея направленность вверх. Другими словами, Б-г в мире проявляется, но так, как будто Он уходит. Это значит, что происходят события, где, условно говоря, проявляется отсутствие Б-га.
Попробуем проиллюстрировать. Представим человека, состоящего из двух половин, сросшихся спинами. Он будет играть роль мира сфирот. Этакий человек-сфирот с двумя лицами в разные стороны. С одной его стороны, условно, находится Б-г, а с другой мы, творения. Б-г передает первой части человека, той, которая повернута к Нему лицом, она принимает и передает второй своей части, и та уже передает творениям. Вторая часть повернута к нам лицом, а первая – спиной, но мы видим лишь лицо второй – нижней – части. Это обычный порядок вещей.
Но если первая половина решит дать нам что-то непосредственно, без участия второй своей половины, то получится, что она дает нам лицом в другую сторону, к нам спиной. Отвернувшись от нас. Это механизм того, как образуются события, где мы чувствуем, что Б-г от нас отвернулся.
Это не по-настоящему, а лишь симуляция духовной ситуации, ведь по-настоящему Б-г никогда не отворачивается от человека. Но так это воспринимается нами, творениями, и то, когда мы чувствуем, что Б-г отвернулся, мы называем несчастьями и бедами. Однако очевидно, что такие события имеют больше Б-жественного потенциала, и в них Б-г к нам ближе, чем тех, в которых Б-г проявляется явным образом. Ведь когда первая половина человека-сфирот передает второй половине, происходит понижение уровня Б-жественного. А если первая половина дает нам непосредственно от себя, то это вещи гораздо большей Б-жественной силы. Это парадокс: в несчастьях Б-г ближе, чем в счастье (разве что Он повернут к нам спиной). Схему, конечно, мы понимаем, но в реальной жизни принять это крайне трудно. Это своего рода испытание, но сильные духом его проходят.
Однако, вернемся к детям. Можно отвлечься и говорить вообще о людях чистых от греха, почему они умирают, погибают, мучаются, и тому подобное. А можно говорить именно о детях. Тут есть несколько вариантов, почему так происходит. Мы ограничимся двумя.
Наша проблема в том, что мы видим лишь кусочек истории, происходящий в настоящем времени на наших глазах: человек родился, прожил несколько лет, и с ним случилось несчастье (упаси Б-г нас всех от этого!). Но ведь история тянется от Первого Человека и закончится в далеком будущем, и души, приходя в мир, приносят с собой свое прошлое и, как ни странно это звучит, будущее. В этой жизни они исправляют то, что было раньше, и чего мы не видим. Поэтому мы можем сказать, что дети своей гибелью отрабатывают прошлые грехи и, возможно, избавляются от будущих. Но мы этого не скажем. Не потому, что это неправильно, а потому, что язык не поворачивается.
Мы скажем по-другому: в своей короткой жизни дети доделывают то, что не было доделано в прошлых жизнях. У некоторых это большая работа – и целой жизни не хватит, а кому-то хватает нескольких лет. Когда человек выполнил свое предназначение, тогда он и уходит, кто позже, кто раньше.
Есть еще вариант, и тут дети не отличаются от взрослых. Смерть чистых от греха людей искупает грехи поколения. Другими словами, они уносят на себе грехи других людей. И добавить тут больше нечего.
[1] См. Википедию, Холокост.
[2] Яффа Элиах, «Бог здесь больше не живет. Хасидские истории эпохи Катастрофы».
Автор: Р. Хаим Фильцер