7 заповедей напротив Б-жественнных 7 сфирот
Духовный путь потомков Ноаха. Раскрытие бесконечного
Для того, чтобы стать ноахидом, нееврей прежде всего должен принять на себя исполнение семь заповедей потомков Ноаха. Однако, как и все указания Торы, эти законы содержат бесконечную мудрость. Поэтому исполнение этих предписаний является лишь началом духовного пути, следуя которому, нееврей постепенно углубляет и укрепляет свою связь с Творцом. Чтобы приоткрыть часть этой сокровенной мудрости, мы продолжим анализ соответствия семи законов семи эмоциональным сфирот.
Источником любых духовных поисков и мистических прозрений служит вера. Человек может прожить жизнь, скрупулезно исполняя все законы Творца, и при этом совершенно не верить в Б-га. Это может проявляться как неверие в божественное милосердие, всеведение, или Провидение. Вера и упование являются краеугольными камнями, на которых строятся отношения с Б-гом. Поэтому ноахидам необходимо знать, во что предписывается верить сынам Ноаха и что подразумевается Торой под словами «вера в Б-га».
Здесь мы проанализируем семь законов потомков Ноаха, которые обязан соблюдать каждый нееврей, и попытаемся понять их духовное содержание. Говоря в предисловии о тринадцати принципах веры, составленных Рамбамом, мы пришли к выводу, что их можно свести к семи постулатам. Рамбам составил свой список в контексте еврейского религиозного законодательства. Поскольку по сравнению с чистой духовной «сердцевиной» Торы галахический подход является «внешним», можно сказать, что перечисленные в предисловии семь постулатов веры являются сосудами с более духовным «содержанием».
Использование различных мистических схем для постижения доступных пониманию смыслов заповедей Торы (как 613 «еврейских» заповедей, так и семи заповедей сынам Ноаха) является одним из классических разделов «теоретической» Каббалы[1].
613 заповедей, которые Всевышний дал евреям, можно объяснить через соответствие различным сфирот. Каждый из семи законов потомков Ноаха так же соответствует одной из сфирот. Разумеется, соответствие сфирот 613 заповедям потребует сложных и продолжительных объяснений. Однако что касается семи заповедей потомков Ноаха, то, как мы могли убедиться в предыдущей главе, соответствие каждого из них одной из «нижних»сфирот устанавливается достаточно легко.
Внутреннее содержание законов потомков Ноаха
В этом разделе мы поговорим о духовном, внутреннем содержании каждого из семи законов потомков Ноаха. Для этого нам придется понять внутреннюю составляющую каждой из сфирот, которой соответствуют эти законы.
Каждое из семи духовных начал, возникших в результате эманаций соответствующих сфирот, обладает не только внешними, но и внутренними «параметрами». Если внешние «параметры» соответствуют той роли, которую эта сфира играет в процессе творения, то внутренние «параметры» отражают сокровенную мотивацию, «заставляющую» сфиру играть именно ту, а не иную роль.
Другой аспект соотношения внешних и внутренних «параметров» сфирот, заключается в том, что внешние связаны, главным образом, с «сосудами», т.е. творениями, духовным источником которых являются данные сфирот[2]. А внутренние – с наполняющим эти сосуды светом. Сосуды служат для раскрытия и передачи света. Без сосудов свет остался бы невидимым и/или незамеченным. Сосуд же, лишенный света, подобен телу, в котором нет души, источника жизненности. Поэтому свет и сосуды одинаково необходимы, и взаимно дополняют друг друга. Воля Всевышнего состоит в том, чтобы в нашем служении Творцу свет и сосуды были задействованы одновременно.
Создание сосуда происходит в тот момент, когда мы направляем внешние силы своей души на исполнение какой-либо из Б-жественных заповедей. Как при исполнении заповеди, предполагающей совершение некоего предписанного Всевышним активного действия, так и при несовершении чего-либо запрещенного Вс-евышним. Духовный же, внутренний аспект исполнения заповеди («наполнение сосуда светом») дается большинству людей с великим трудом. Реализация духовной составляющей заповеди может быть достигнута путем постижения, с помощью медитативных практик, специфики духовной природы той формы проявления Б-жественной животворной силы, что отличает ту или иную конкретную заповедь и заключена в ней. Другими словами, света, наполняющего сосуд заповеданного поступка. Этот свет может иметь форму дарующей жизнь любви, страха, трепета или любых других эмоций. Постижение внутреннего аспекта той или иной заповеди позволяет проявиться [связанному с этой заповедью элементу] внутренних параметров Б-жественное души, непосредственно связанной с всеобъемлющей Б-жественной первоосновой всего Творения. Что является залогом подлинного служения Всевышнему, в полном соответствии с Его волей.
Внутренние параметры сфирот, душевные начала, и законы потомков Ноаха соответствуют друг другу следующим образом:
Примечания
[1] Определение «теоретической» или «умозрительной» Каббалы, книга р. Ицхака Гинзбурга «Что вы должны знать о Каббале»», стр. 29.
[2] Подробнее об этом в книге р. Ицхака Гинзбурга «Что вы должны знать о Каббале», глава 7.
Автор: Р. Ицхак Гинзбург
Отрывки из книги “Каббала для народов мира”. Глава 1.
Перевод и редакция А. и Ш. Кочубиевские