Ради мира на земле
«Ибо так сказал Господь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, а не для пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить. Я – Господь, и нет иного.» – Ишайя, 45:18.
«Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.» – Твардовский, «Василий Теркин».
Дело в том, что помимо самих «Семи заповедей», которые представляют собой конкретные запреты, существует еще общая, коллективная обязанность, которая возложена на все человечество в целом – на все семьдесят народов мира: создать гражданское общество, которое было бы жизнеспособным и смогло сберечь и сохранить человеческую цивилизацию – «ишув олам», как об этом сказано у пророка (45:18): «…Не для пустоты сотворил Он ее, но образовал Он ее, чтобы населить людьми».
Это условие является абсолютно необходимым для того, чтобы мог быть реализован конечный замысел Творца, связанный с двумя высшими ценностями, лежащими в основе всего: народом Израиля (Кнесет Исраэль) и Торой, ради которых был сотворен этот мир. Но чтобы еврейский народ мог осуществить свою миссию, связанную с изучением Тору и исполнением заповедей, необходимо существование человеческого общества, также живущего по законам Торы – соблюдая свои Семь заповедей. Чтобы мир не возвратился (не дай Б-г!) к первозданной пустоте и хаосу (тогу-ва-вогу).
Это включает как заповеди, которые регламентирует отношениями между людьми (запреты убивать, грабить, насиловать), так и заповеди между человеком и Творцом (запрет идолопоклонства, богохульства, а также запрет жесткого обращения с животными). И одним из обязательных условий существования полноценного общества, является взаимопомощь и благотворительные институты, символом которых является помощь нуждающимся (цедака). Другими словами, хотя для Бней Ноах это не является прямой обязанностью (и потому не входит в число семи заповедей), однако это вытекает из необходимости создания гармоничного общества, и потому ,в свою очередь, является составной частью заповеди, предписывающей создания справедливой судебной и правой системы внутри общества. Недаром, про Авраама сказано, что Всевышний избрал его, как «отца всех народов», дабы «творить добро и справедливость/правосудие», как сказано (18:19): «Ибо Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господа, творя добро и правосудие».
Поэтому, когда по «законам» этой местности запретили помогать ближнему, причем до такой степени, что подающий рисковал быть наказанным, вплоть до смертного приговора – это стало явным вызовом самому Творцу, а потому за это были наказаны все жители этих грешных городов, как соучастники массового беззакония. Ведь такое поведение в конечном итоге вело к полному разрушению общественных связей и нарушению всех семи заповедей.
Таки перекуем?
«И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.» – Ишайя, 2:4
Известное изречение из книги пророка Исайи, который призывает «перековать мечи на орала», известно многим. К сожалению, большинство полагает, что это всего лишь утопия, абстрактный призыв, весьма далекий от реальности.
А вот Любавичский Ребе считает иначе. Он всерьез полагает, что Договор об ограничение распространения вооружения (в том числе, ядерного) – ОСВ позволяет освободить значительные средства в госбюджетах ведущих стран мира, которые можно вместо военных пустить на благотворительные цели. Чем не мечи, которые стали мирными орудиями труда?
Автор: раввин Довид Карпов