Запрет создавать новую религию
Вопрос: Не противоречит ли существование религии ноахидов запрету из Торы создавать новые религии? Не обесценивает ли 7 Законов Ноаха тот факт, что ноахиды – просто ещё одна группа верующих среди множества религий и сект?
Ответ: Давая ответ на эти вопросы, сразу обговорим тот момент, что спрашивающий не до конца понимает смысл запрета из Торы. Мое объяснение основано на части 10:9 «Мишне Торы», части «Законы Царей», написанной Рамбамом. С тех пор, как началось современное движение по распространению 7 Законов, некоторые люди недопонимают, переоценивают, забегают в другую сторону и неправильно их преподносят.
Принятая раввинами традициям (ставшая, таким образом, законом Торы), вытекающая из упомянутого отрывка, говорит, что она относится ко народам мира, и раввин Моше Вайнер, авторитет по распространению 7 Заповедей Ноаха по всему миру, базирует свои курсы именно на этом. (Главы 9 и 10 в Законах Царей – основное место, в котором Рамбам кодифицирует законы Торы для неевреев, пришедшие к нам из Устной Торы: Мишна, Талмуда и от мудрецов более поздних эпох).
В отрывке 10:9 Рамбам делает следующее:
(а) в первую очередь даёт примеры деятельности, запрещённой неевреям, поскольку они все равно запрещены по одной причине. (здесь мы проигнорирует мнение тех, кто пытается пересмотреть, на кого эти законы распространяются, с целью их облегчить);
(б) объясняет основные принципы, проходящие через все примеры;
(в) объясняет меры ответственности, которые несут неевреи, нарушающие правила, используя приведённые выше примеры.
Если пункты (а), (б) и (в) понятны, то ясен и смысл слов «законы Торы – «религия» для неевреев». Всё это объясняется в первом томе “7 Б-женственных законов” и в книге “Б-жественный кодекс”.
Мы прокомментируем отрывок 10:9 так:
(а) Рамбам указывает на то, что нееврей, глубоко погружающийся в изучение Торы – грешник, за одним исключением – если он погружается (а это, к тому же, его обязанность) в изучение 7 Законов, которые подразделяются на множество ветвей. Он может изучать и другие части Торы, но не вникая в них. Так же Рамбам отмечает, что нееврей грешит, соблюдая Шабат так же, как это обязан делать еврей. Это относится и к еврейским праздникам.
(б) Рамбам продолжает:
10:9. … * אין מניחין אותן לחדש דת * …
«Им не позволено создавать религию или заповеди, основанные на их собственных решениях и выводах. Они могут стать праведными прозелитами (герами) и принять все еврейские заповеди, или ограничиться своей частью Торы, ничего к ней не прибавляя”.
Речь не о том, что неевреям запрещено иметь свою религию, а о том, что им не допускается устанавливать религию, изобретённую ими самими. Закон Торы даёт им на выбор два пути: идти по жизни с частью Торы, данной евреям через Моше или данной через Моше нееевреям. Путями, оба из которых основаны на истинном Б-жественном откровении.
Можно называть иудаизм Торанической религией для евреев (определяемую их заповедями и 13 фундаментальными принципами веры), так же можно назвать его Торанической религией и для неевреев, так же определяемую их заповедями и принципами веры. Если кто-то предпочитает называть иудаизм не религией, а “верой”, тогда он – “вера” в Тору для евреев и для неевреев.
Некоторые могут поспорить, отмечая, что слово «религия» в своём полном значении сформировалось в 17 веке, и оно сильно ограничивает то, что евреи получили у горы Синай. Михаэль Шульман опровергает этот аргумент, утверждая, что современная коннотация слова «религия» как нельзя лучше описывает суть иудаизма – отношение между человеком и Творцом.
Процетируем раввина Самсона Рафаэля Гирша, утверждающего, что термин «религия» усложняет понимание сути Торы (рав. Самсон Рафаэль Гирш, «Собрание сочинений, том 1, 184). Неевреям крайне сложно принять эту идею. (с.404). Важно отметить, что рав Гирш нигде не пишет о том, что неевреям запрещено иметь свою религию, если она не относится к Торе. Речь о том, что слово «религия» часто используется вне Израиля, когда речь заходит об учениях, основанных не на Торе, и именно этот факт и затрудняет понимание смысла Торы. Поскольку смысл Торы – не только религия. У евреев тоже существует понятие религии, основанное на Торе, но оно не охватывает суть Торы целиком.
В своих респонсах я не раз подчёркиваю тот факт, что навыдуманная, не «усовершенствованная» после Синайского откровения, а являющаяся верой в Единого Творца и Торы – разрешённая по Рамбаму религия для неевреев.
Рав Гирш объясняет, почему неевреям, воспитанным в других культурах, сложно принять понятие 7 Законов. Любая религия в их глазах – нечто очень святое. По Торе же, как пишет Рамбам, существование любой дополнительной религии считается восстанием против Творца и является смертным грехом. В другом месте Рамбам объясняет, что если нееврей вырос в культуре, соблюдающей неправильные традиции на протяжении многих веков в силу привычки или ошибочного восприятия, навязанного окружающей культурой, он освобождён от наказания.
Саму Тору назвать «религией» или «верой» так же нельзя. Тора существовала до создания мира, и будет существовать всегда, она находится выше любых понятий, поэтому по-другому её назвать нельзя. Только «Тора».
Понятие «вера» же исходит из Торы. В Торе есть понятие «эмуна», который университет изучения иврита переводит, как «вера». Об «эмуне», как о «вере», говорится в бесчисленном множестве книг, включая труды авторитетных мудрецов прошлых поколений. (Вторая книга Тании называется «Врата единства и веры», например).
Мудрецы Талмуда (Макот, 24а) пишут: «Израилю были даны 613 заповедей…Хавакук изложил всю Тору одной фразой (Хавакук, 2:4): «Праведный человек в вере своей жить будет). В главе 33 книги Тания объясняется, что тот, кто живёт с полной верой, будет неминуемо соблюдат 613 заповедей.
Кроме того Моше назван в Зоаре «Райя Мэ`эмна» – «верные пастух», но значение этих слов «пастух веры».
Всё вышеперчисленное разделяет понятие веры, основанной на Торе и вечной душе, от веры, как принято в других религиях, основанной лишь на самом понятии «вера».
Если кто-то считает, что слово “религия” преуменьшает значение того, что народы получили от Всевышнего у горы Синай, говорите “религия, основанная на Торе”. Это разграничит понятие от других существующих религий. Так же можно назвать иудаизм “истинной религией”, что отличает её от любой другой, созданной после Синайского откровения.
(с) Рамбам подводит итоги, используя три примера (один общий и два частных), запрещённой для неевреев деятельности, основывая на вышеперечисленных принципах, и Бейт Дин (Раввинский суд) должен рассматривать их, как смертные грехи:
1. Глубокое погружение в изучение частей Торы, не связанных с 7 Законами
2. Соблюдение Шабата
3. “Усовершенствование” или изменение любых Заповедей, или изобретение новых.
Выводы, к которым мы приходит, таковы:
1. Определение “новая религия” ( חדש דת ) запрещено только в том случае, если речь идёт о религии, созданной человеком, а не когда мы говорим о частях Торы, полученной через Моше. Так же, если ноахид следует правильной религии – соблюдению 7 Законов Ноаха – ему запрещено создавать новый религиозный праздник самостоятельно и считать его частью 7 Законов. Пример, данный в этой книге – установление дня празднования окончания Потопа;
2. Выражение «религия евреев» или «религия неевреев, основанная на Торе» допустимо. Приветствуется уточнение «истинная» религия, подчёркивающее неизменность понятий со времён Синайского откровения.
3. Тора – это не только религия и вера. Она существует вне времени и пространства. Понятие «вера» – «эмуна» – имеет свои корни в Торе.
Отвечал: Д-р раввин Михаэль Шульман, исполнительный директор Ask Noah International и Asknoah.org
Перевод: Штерна Сара Сегаль
Источник: asknoah.org