Дела Мошиаха. Будущее человечества
Идея грядущего Освобождения практически всегда связывается в Торе с великим судом, который учинит Всевышний над народами мира. О нем пророчествует Билам [1], говоря, что Мошиах разрушит сыновей Шета. Об этом же сказано в главе Торы Аазину, где Всевышний обещает отомстить содеявшим зло, а ненавидящим заплатить сполна, «ибо за кровь рабов Своих Он отомстит и воздаст врагам их» [2].
В Торе, в разделе пророчеств, много говорится о великой мести Всевышнего народу Эдома, который порабощал евреев в этом, последнем, изгнании. Но, наверное, наиболее резко об этом высказался пророк Йешаяу [3]. «Кто этот, приходящий из Эдома, в багряных одеждах из Боцры?» – начинает он свои суровые слова. Объясняется [4], что это пророчество описывает будущее крушение Эдома, а того, чьими руками оно совершается, пророк сравнивает с богатырем в одеяниях, багряных от крови. В этом пророчестве Всевышний сообщает: «Ибо день мести в сердце моем, и год Освобождения приходит».
Исправление мира
В отличие от вышеуказанных суровых пророчеств в отношении врага, другие повествуют об исправлении народов, которые объединяются для служения Всевышнему, начинают поддерживать еврейский народ и оказывать всякую помощь в его святом деле: «И будет в конце дней установлен Храм Б-га… и потекут к нему все народы» [5], «тогда я обращу язык народов в язык ясный, чтобы они смогли обращаться к Б-гу и служить ему разом» [6], «и будут строить сыновья чужеземцев стены твои» [7], «и будут цари воспитателями твоими» [8], «и будут иноземцы пасти стада ваши» [9] и пр.
Мы видим, что с приходом Мошиаха народы мира также достигнут своего совершенства. Общее исправление мира, согласно Рамбаму [10], является одной из задач Мошиаха – «Исправит весь мир, чтобы все служили Б-гу совместно».
Непонятно только, как именно исправление народов соседствует в пророчествах с великой местью им и даже уничтожением? И вообще, Эра Мошиаха – такое возвышенное время, когда зло исчезает с земли, и абсолютно во всем мироздании проявляется его Б-жественный источник. Как же возможно, чтобы в такое святое время имели место смерть, месть, страдания и разрушения – пусть даже и для врагов еврейского народа?!
Будут уничтожены враги
Здесь важно понимать различие между обычными людьми и злодеями-антисемитами, восстающими против Б-га. Первые достигнут своего совершенства с приходом Мошиаха и начнут жить достойно, выполняя Б-жественную волю в обновленном мире Освобождения; последних же настигнет месть высшего правосудия, и они сгинут из этого мира.
В мидраше «Учение Элияу» [11] сказано: «Все иноверцы и все царства, мучившие народ Израиля и притесняющие его, станут свидетелями нашей радости; они испытают страдания и досаду в сердце своем и пойдут помешать этому, но больше уже в мир не вернутся… Народы же и все царства, не мучившие евреев, и не притеснявшие их, когда увидят радость евреев, станут помогать им возделывать землю и виноградники».
Объясняется, что месть Всевышнего Эдому не будет сведением «старого счета». Она произойдет сама собой, естественным образом. Окажется, что народы, которым будет полагаться расплата, сами начнут мешать Освобождению евреев – они будут прилагать все старания, чтобы не дать им предстать перед Всевышним и его Мошиахом. За это они будут наказаны в процессе самого Освобождения, но этим также будет осуществлена обещанная им месть за прошлые злодеяния.
Важно подчеркнуть, что происходящее будет не просто наказанием. С приходом Мошиаха у народов мира появится особое высшее предназначение, ради которого они были сотворены, и те из них, кто будет отказываться от него и строить козни евреям, просто потеряют право на существование, и, как следствие, совсем исчезнут. Ведь только в нынешнее время, когда Б-жественный свет сокрыт и утаен, человек может действовать против источника своего существования, отрывать себя от него, но при этом, как ни в чем не бывало, продолжать жить. Хотя при этом он будто рубит под собой сук и спокойно висит в воздухе. Таким устройством Всевышний сокрыл от мира очевидность Б-жественной истины. Но во время Освобождения суть каждой вещи раскроется, и все станет занимать в мире положенное ему место. Поэтому, тому, кто и после Освобождения попытается направить свои усилия против источника жизни, места в жизни просто не найдется. Так сгинут все злодеи – все враги Всевышнего. Но те народы, которые воодушевятся идеями Освобождения и включатся в его процессы, станут полноценными участниками будущего обновленного исправленного – мира.
Миссия народов мира
И так, Мошиах должен принести Освобождение не только еврейскому народу, но и всему миру целиком. Он приводит мир к совершенству и раскрывает в каждой детали мироздания ее истинное предназначение. В этом обновленном мире народ Торы займет положенное ему место: всем станет очевидно его значение и особая роль. Также и народы мира достигнут своего полного совершенства и гармонии в жизни, выполняя то назначение, ради которого были сотворены.
Иудаизм, в отличие от многих религий, не стремится навязать всему человечеству еврейское служение Б-гу. Наоборот, того, кто желает пройти обряд перехода в иудаизм – «гиюр» всячески отговаривают от такого, возможно, опрометчивого, шага. Только тот, кто категорически настаивает на этом свое желании, а также ни в коем случае не согласен продолжать прежнюю жизнь, становится евреем. Другим же советуют оставаться теми, кем они, по воле Творца, родились, и стараться наилучшим образом выполнять возложенную на них уникальную миссию. Это предпочтительней, чем поднять планку в служении Б-гу, перейти от 7-ми заповедей к 613-ти, но не справляться со взятой на себя ответственностью.
В чем же эта Б-жественная миссия человечества и каждого человека в отдельности? Согласно иудаизму, она заключается в том, чтобы продвигать творение к совершенству, делать так, чтобы в этом мире всем жилось хорошо и дышалось легко. Наполнять мир верой в Творца и устанавливать в нем законы справедливости и милосердия. Вся эта миссия, в общем, сводится к соблюдению семи заповедей, которые Б-г заповедал Ною (Ноаху) и его потомкам. Эти заповеди являются тем фундаментом, на котором действительно можно построить здоровое (во всех отношениях) человеческое общество.
Евреям же Всевышний повелел на горе Синай передать эти заповеди всем людям на земле.
Священники Б-га
Разным евреям дана разная миссия. Внутри еврейского народа Б-г избрал священников-коэнов, которым поручил уникальную роль – находиться в Храме, в непосредственной близости от эпицентра Б-жественного раскрытия, и распространять эту святость на весь еврейский народ. Такую же роль священников внутри всего человечества Всевышний определил еврейскому народу. Когда Всевышний избрал его, чтобы поручить исполнение Торы, то сказал: «И вы станете мне народом священников, народом святости». Таким образом, народ Израиля избран играть в мире роль священников – распространять истинные ценности милосердия, веры и святости.
Конечно, такое положение вещей, когда народ уважает и почитает своих священников, давая им возможность полноценно исполнять свою общественно важную миссию, является естественным и ожидаемым. Так бы и было, если бы не Изгнание, в которое был ввергнут еврейский народ, а с ним и весь мир. С тех пор все ценности спутались: не заслуживающее внимания рвется наверх, а достойное попирается. Люди, разумеется, ощущали, что в евреях заложена некая особенность и исключительность, но вместо того, чтобы по достоинству оценить это их качество и использовать его в поисках собственной гармоничной жизни с Б-гом, они зачастую лишь наполнялись злобой и неприязнью.
Исправит эту ситуацию Король Мошиах. С наступлением Освобождения народы мира станут помогать евреям исполнять свою миссию. Исполнится пророчество [12]: «Вас станут называть священниками Б-га, слугами Всесильного нашего, будут говорить о вас».
Два этапа исправления
Согласно порядку наступления Освобождения, описанному у Рамбама [13], похоже, что в исправлении мира будет два этапа. На первом Мошиах будет вынужден противостоять враждебным народам: «и будет вести войны Б-га… и победит все народы вокруг». Своим сопротивлением эти народы сами исключат себя из обновленного мира, в котором будет править помазанник Б-га – «мошиах». На втором этапе остальные народы примут и осознают все, чему будет учить их Король Мошиах – «исправит весь мир и направит его служить Б-гу совместно».
Это исправление мира и достижение им совершенства (согласно порядку этапов, у Рамбама) наступит только в конце процесса Освобождения, после строительства Третьего Храма в Иерусалиме и после того, как все рассеянные евреи соберутся на Святой Земле.
В некотором роде, исправление мира является главным признаком совершенства и уникальности Мошиаха. Ведь совершенство самого народа Израиля, когда все евреи исполняют Тору в состоянии мира и покоя, по большому счету уже было в истории, причем не единожды: во времена правления короля Шломо и во времена правления короля Хизкияу. Но вот в отношении народов мира еще никогда ничего подобного не происходило. Именно в их исправлении проявится великая сила Мошиаха, когда он станет «знаменем для народов к нему обратятся народы, и придет к нему покой и слава» [14].
Примечания
[1] Балак 24:17.
[2] Аазину 32:43.
[3] «12-ый принцип», глава 63
[4] Радак.
[5] Йешаяу 2:2.
[6] Цфанья 3:9.
[7] Йешаяу 60:10.
[8] Там же, 49:23.
[9] Там же, 61:5.
[10] Мишнэ Тора, раздел. «Законы о королях», гл. 11, конец.
[11] «Тана Двэй Элияу Раба», глава 24, п. 4.[12] Ишаяу 61:6.
[13] Мишна Тора, разд. «Законы о королях», глава 11, закон 4.
[14] Йешаяу 11:10.
Автор: р. Менахем Брод из книги “12-ый принцип. Вера в Мошиха и мессианская эпоха в источниках иудаизма”.