Война между святостью и нечистотой.
Тора рассказывает, что после потопа из всего человечества уцелели только Ноах и три его сына — Шем, Хам и Яфет (и их жены). От сыновей Ноаха и произошли все народы мира. Характеры сыновей Ноаха, Шема и Яфета, были различны, им, как и каждому народу предназначено было играть свою, особую роль в развитии мира.
Яфет был наделен красотой и чувствительностью, стремлением внести в мир гармонию, как бы охватить собою мир, сделать его соответствующим себе. Само имя Яфет образовано от слова «яфэ» (красивый); и этот же корень имеет значение «распространять».
Шему же была дарована святость и ощущение Б-жественного присутствия, его задачей было привнесение духовности в окружающий мир. Особенности каждого из сыновей видны уже в благословении Ноаха: «Благословен Г-сподь, Б-г Шема… Да расширит Б-г Яфета, и да обитает он в шатрах Шема» (Брейшит, 9:26). Благословение Яфета особенно ярко проявилось в греках, благословение Шема — в Израиле.
Яфет, как свидетельствует развитие греческой культуры, связан с искусством, он родоначальник современных форм драмы, поэзии, музыки, ваяния, спорта, философии и т.д.
Но эти дарования должны использоваться, чтобы служить исполнению воли Того, Кто создал и взрастил их в сознании человека. Культура сама по себе не имеет абсолютной, самостоятельной ценности; она обретает смысл лишь тогда, когда помогает человеку обрести цель жизни, которую поставил перед ним Творец, т.е. когда она «обитает в шатрах Шема».
Развитие науки еще не сделало человечество счастливее, но уже угрожает ему уничтожением: греческий культ человека как вершины мироздания без Б-га над ним оборачивается материализмом, считающим человека лишь плодом космической случайности, обесценивающим не только его духовную, но и физическую жизнь; высококультурные и высокоэстетичные немцы — без ущерба для своего мировоззрения наследников греко-римской культуры могли убивать детей «для счастья человечества».
Если красота, культура или наука обожествляются сами по себе, то из благословения они становятся проклятием.
Ноах награждает Яфета способностью чувствовать природу, ощущать и творить красоту в мире, но он тут же указывает своему одаренному, экспансивному и восприимчивому сыну, что его совершенства должны «обитать в шатрах Шема». Иначе произойдет нечто худшее, чем просто потеря даров, — они станут разрушительной, развращающей силой.
Красота может возвысить человека, но может и совратить его. Она способна как вдохновить человека, так и вызвать его деградацию. Таким образом, обитание Яфета «в шатрах Шема» имеет два взаимосвязанных аспекта. Яфет привносит красоту в шатры Шема, Шем же придает духовность красоте Яфета.
Из серии «Книга для чтения -“Ханука”».