Б-г обращается к тебе
Тора рассказывает нам про единственного человека, пережившего Всемирный потоп, праведного Ноаха (Ноя). Б-г обращался к нему с повелениями, и Ноах их исполнял. То есть Ноах был не толком праведным в своем поколении, но и пророком. От него произошло все человечество, и ему были даны семь законов, которых должны придерживаться все люди, потомки Ноаха. Исполняя эти заповеди, каждый человек может стать праведным и получить награду и при жизни, и после смерти. Тщательно их исполняя, каждый человек может достичь истинного духовного величия и внести свой вклад в достижение мировой гармонии.
В иудаизме существует термин “праведник народов мира” означающий человека, сознательно соблюдающего Семь Заповедей потомков Ноаха. По мнению Талмуда, таким людям уготовано место в Грядущем мире.
Рамбам (Маймонид) пишет: «Каждый, кто принял на себя Cемь Заповедей и прилежно их выполняет, относится к праведникам других народов и имеет удел в Грядущем Мире. Это при условии, что он принял их и выполняет потому, что Б-г повелел об этом в Торе, и сообщил нам через нашего учителя Моше что сыновья Ноаха (ранее) получили такой приказ. Но если он это делает по велению своего разума, его нельзя считать ни пришельцем (на иврите — гер тошав), ни праведником из других народов, однако он относится к мудрецам народов мира» (Мишне Тора).
Рамбам в книге “Мишне Тора”, разделе “Законы о царях и войне” (11, 4) пишет, что во времена Мошиаха народы мира станут служить Всевышнему вместе с евреями, как сказал пророк: “Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе” (Цфанья, 3:9). И далее у Рамбама (12, 2): “Сказали мудрецы: “Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями” (Талмуд, трактат Брахот, 34б).”
Евреи и сами часто учатся на хорошем примере праведного поведения других народов. И не всегда термин “праведный” имеет такое значение, как было объяснено выше. Иногда это слово обозначает просто человека, совершившего исключительно примерный поступок или прожившего на редкость праведную жизнь. Так, книга Йоны учит истинному раскаянию, пользуясь историей жителей города Ниневии, который за свою развращенность был приговорен к уничтожению. Когда пророк Йона поведал об этом ее жителям, они испугались и раскаялись в своих делах.
И начал Йона ходить по городу, (сколько можно) пройти в один день, и провозглашал, говоря: “Еще сорок дней — и Ниневия опрокинется!” И поверили жители Ниневии Б-гу, и объявили пост, и оделись в мешковину — от большого до малого. И дошло это слово до царя Ниневии, и встал он с престола своего, и снял с себя царское облачение, и оделся в мешковину, и уселся на пепелище. И повелел провозгласить в Ниневии от имени царя и вельмож его так: чтобы ни люди, ни животные, ни крупный, ни мелкий скот ничего не ели, не ходили на пастбища и не пили воды, И чтобы покрыты были мешковиной люди и скот, и воззвали к Б-гу с силой, и чтобы отошел каждый от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще смилуется Б-г и отвратит ярость гнева Своего, и мы не погибнем! И увидел Б-г дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Б-г о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Йона, 3:4-10).
О том, как высоко мудрецы ставили праведность человека любой нации, можно судить и по следующей притче.
Спросили рава Улу, насколько надо проявлять уважение к отцу и матери. Сказал им: идите и посмотрите, как поступал Дама бен Натина, нееврей, живший в Ашкелоне, по отношению к своему отцу. Однажды мудрецы хотели купить у него что-то за огромную сумму золотых динаров, но ключ от этой вещи лежал под подушкой отца, и он не стал его будить. Сказал рав Иегуда, сказал Шмуэль: спросили раби Элиэзера, до какой степени распространяется уважение к отцу и матери. Ответил он им, идите и посмотрите, как относился другой нееврей в Ашкелоне к своему отцу, которого звали Дома бен Натина. Просили его продать драгоценные камни для эфода (первосвященника) за поражающую воображение сумму золотых динаров, и ключ лежал у отца под подушкой, и он не стал будить отца. На следующий год дал ему Б-г награду – его корова родила красного теленка, и когда мудрецы пришли купить его, сказал он им: “Я знаю, что если спрошу с вас все деньги мира, вы мне их заплатите, но я не попрошу у вас ничего, кроме того убытка, который я понес из-за уважения к отцу” (Талмуд, трактат Кидушин).
В наши дни почитание евреями праведников народов мира приобрело, помимо традиционных, новые формы – в Иерусалиме, в музее “Яд ва-Шем” есть аллея праведников народов мира, они также фигурируют в израильском Законе о памяти Катастрофы. Конечно, сам термин, взятый из раввинистической литературы, здесь имеет совсем другое значение. В честь каждого официально признанного праведником проводится специальная церемония, ему или его наследникам вручают почетный сертификат и памятную медаль, на которой выгравировано “В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир”. Праведники народов мира, проживающие в Израиле, имеют ряд льгот. Во многих европейских странах, например, в Великобритании, Украине, Австрии и Германии живущих там праведников награждают государственными наградами. В России праведники получают ежемесячную материальную помощь от Российского еврейского конгресса.
Пророки посвятили народам мира много вдохновенных Б-гом слов. Судя по их предсказаниям, в мессианскую эпоху весь мир признает своего Творца и между народами будет царить мир и согласие, не будет войн, и все будут служить Всевышнему и выполнять Его волю. Но Всевышний ждет времени, когда все люди признают Его, как Владыку и Царя мира, и станут служить и поклоняться только Ему. И тогда на обитателей земли снизойдут благословения – изобилие, мудрость, здоровье, бессмертие, справедливое правление и совершенство.
Автор: Сима Кориц
Специально для проекта 7 Законов Человечества.