Любовь и страх – два крыла в служении Б-гу
Говорит пророк (Йешаяѓу, 6:1,2): «Видел я Г-спода… Перед Ним стоят серафимы: шесть крыльев, шесть крыльев у каждого, – двумя прикрывает он лицо свое и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает».
Очевидно, что ангелы – сущности духовные, и летают в духовном смысле, а не в физическом. Тогда возникает вопрос: что у них за крылья такие?
Прежде, чем продолжить, обратимся к каббале.
В каббале говорится, что существует два мира: мир хаоса и мир гармонии. И в том, и в другом имеется десять сфирот. В чем же различие между ними?
В мире гармонии сфирот смешиваются друг с другом, как краски на палитре художника. Ведь Вс-вышний, Он – художник (см. комментарий Раши на Шмуэль 1, 2:2), причем великий художник. Он рисует образы, и они оживают. Он создает мир посредством сфирот – Б-жественных качеств. В мире гармонии сфирот смешиваются, образуя различные, иногда весьма замысловатые структуры.
Почему в мире гармонии сфирот смешиваются, взаимно проникают одна в другую, и в каждой сфире есть от всех? Потому что их цель – выразить Б-жественность. Форма выражения тоже важна, но она подчинена общей идее, главное же, суть, заключает в том, чтобы проявить Б-жественность. Поэтому сфирот сотрудничают друг с другом для достижения общей цели.
В мире же хаоса каждая сфира хочет быть единственной и неповторимой. Для нее важно то, КАК выразить Б-жественность. К примеру: Б-г – Он только любовь, и ни что иное. В примере с палитрой каждая сфира хочет быть единственной краской, попавшей на холст. Представим «Черный квадрат» Малевича так, что квадрат занимает весь холст: на картине только черный цвет, и ничего больше. Или, наоборот, только белый; зато очень чистый, в нем нет ни капли примеси инородного цвета, ни полутона, ни оттенка. Эти цвета борются друг с другом и стремятся избавиться от противника.
Так и в мире: если бы мир создан одним каким-то качеством, например, качеством Хесед, то в мире была бы сплошная любовь без примеси чего-либо иного; но тогда грешники не боялись бы понести наказание, и мир погрузился бы в хаос. Ведь в мире, где любовь царит, не оставляя места ничему иному, нет места строгости, суду и наказанию. В таком мире неизбежно наступит хаос, как сказал гениальный Шварц в «Снежной королеве»: «Чтобы дети выросли настоящими разбойниками, их надо как следует баловать!»
А если бы мир был создан только качеством Гвура, качеством суда и наказания, без вкраплений любви и доброты, то, опять же, наступил бы хаос, ибо без любви и добра мир не может.
Как во втором, так и в первом случае в мире не было бы гармонии, ведь каждое качество стремилось бы подавить все остальные и завладеть миром.
Так же служение человека Всевышнему должно быть гармоничным. Если в основе служения лежит какое-то одно чувство, такое служение ущербно. Служить следует всеми чувствами и качествами, присущими человеку: и любовью, и страхом с трепетом.
Эти два чувства – основные, все другие либо строятся из них, либо проистекают из их смеси. Ведь любовь – это стремление выйти из себя к объекту любви, приблизиться к нему, то есть движение души изнутри-наружу. Страх же, наоборот, является стремлением отдалиться, съежится, сократиться, уйти в себя, – движение души снаружи-внутрь. Понятно, что эти типы движения в духовном мире – основные.
Вернемся к ангелам.
Любовь к Вс-вышнему и трепет перед Ним являются теми крыльями, с помощью которых ангелы летают в духовном пространстве. Также душа человека, чтобы приблизиться к Всевышнему, должна обладать двумя крыльями. С одним крылом вверх не подняться.
А как же, скажете вы, моноплан? И будете неправы. Моноплан поднимает вверх сторонняя сила. Птица же должна иметь два крыла, с одним она летать не может. Только махать им и показывать: смотрите, я – птица!
Автор: р. Хаим Фильцер