Человек – дерево полевое
В Торе и в словах наших учителей, мудрецов Торы, мы находим сравнение человека с «деревом полевым».
Так, в книге «Дварим» (20:19) сказано: «Если будешь осаждать город много дней, ведя с ним войну, чтоб захватить его, – не губи деревья вокруг него, поднимая на них топор; ибо плоды с них ты будешь есть, и их не срубай: разве человек – дерево полевое, чтобы в крепость уйти от тебя?».
А в Мишне, в трактате «Авот» (3:17) мудрецы наши сравнивают человека, у которого много знаний, но мало добрых дел, с деревом, у которого крона очень велика, а корни – слабые (и потому оно неустойчиво); зато если человек богат добрыми делами, то, даже не обладая большим умом, он уподобляется дереву с небольшой кроной, но с многочисленными и крепкими корнями, которое способно противостоять «всем ветрам в мире».
Мудрецы упоминают не раз, что человек многому может поучиться у дерева: его строение и свойства дают нам немало ценных уроков, касающихся и нашей души, и нашего тела, и нашего поведения в мире. Так, дерево состоит из трех основных частей: корней, ствола (с ветками и листвой) и плодов.
Главным образом от корней зависит существование дерева и его жизнь, но они скрыты в земле и не видны глазу. Чем крепче корни и чем глубже они проникают в землю, тем устойчивей дерево и здоровей.
В той части дерева, которая поднимается на землей, которая доступна глазу и осязанию, главное – это ствол дерева, от которого отходят ветви, покрытые листьями. Чем старше дерево – тем выше и толще его ствол, и по кольцам, видным на его срезе, легко узнать возраст дерева.
Но цель, ради которой сажают дерево, – это его плоды. Если дерево не приносит плодов, ценность его невелика. Плоды – это достоинство и красота дерева, а, кроме того, именно плоды обеспечивают продолжение рода деревьев: из семечек, находящихся в плодах, вырастает новое поколение деревьев. И у человека есть все то же самое – только в ином, духовном смысле. А именно: корень жизни человека – это его вера.
Она незаметна постороннему глазу, но именно она – источник существования и жизни человека. Даже тот, кто прожил уже много лет и накопил много мудрости и знаний, все еще нуждается в вере, связывающей его с Всевышним – источником всякой жизни.
Изучение Торы и исполнение заповедей – то, что у человека аналогично стволу дерева. Это – основа его личности, свойств его характера. И именно с этой стороны воспринимают его окружающие. С течением лет человек накапливает знания и добрые дела, и они служат мерой для определения его духовного состояния. А конечная цель, ради которой живет человек, и главное его достоинство – это те плоды, которые он приносит.
Ум, вера, добрые дела – очень важны, конечно, однако не они увенчивают существование человека.
Лишь тогда, когда жизнь человека «приносит плоды» – то есть, когда он оказывает влияние на окружающих, когда он приводит их к вере, изучению Торы и исполнению заповедей – вот тогда и он сам достигает совершенства.
Эту мысль Талмуд (Гемара, Таанит, 5б) выражает в следующей притче.
Человек шел по пустыне, голодный и страдающий от жажды, и нашел дерево со сладкими плодами, с широкой кроной, дающей густую тень, а под ним – ручей. Напившись чистой воды, насладившись вкусными плодами и отдохнув в прохладной тени, человек захотел высказать какое-нибудь доброе пожелание этому дереву. Но какое? Все было у него – всем благословил его Всевышний!
И сказал человек: «Дай Б-г, чтобы все саженцы, которые вырастут от тебя, будут подобны тебе во всем!»
Из бесед Любавичского Ребе