Для чего Всевышний создал мир?
Вопрос этот волнует очень многих. Однако… Вдумаемся: для чего искать ответ на этот вопрос? Ведь мы все понимаем, что мир сотворен вовсе не для того, чтобы воровали. Или убивали. Или страдали.
Так зачем же мы доставляем страдания нашим близким? Зачем… не воруем, конечно, про себя мы такое сказать не можем… но… подворовываем, что ли: то продали не совсем честно, скрыли недостатки товара, то не вернули одолженное вовремя, то задержали зарплату работнику, и он был вынужден взять кредит под проценты. Как правило мы не убиваем в прямом смысле слова, но в переносном очень даже: гневом, ссорой, изменой.
Думается, не будет ошибкой признать, что все люди более или менее понимают, что есть «хорошо» и что есть «плохо», и чего делать следует, а чего не следует. Так не все ли равно, зачем сотворен мир?
Однако вопрос этот вовсе не праздный. Это видно из того, что каббалисты его исследовали и приоткрыли нам тайну. Видимо, знание этого помогает человеку.
Чем? Как сказано в книге «Тания» (в предисловии), знание этого приносит душевный покой: чем больше человек знает о Всевышнем, тем больше понимает и чувствует, что мир не бесхозный, когда можно есть и топтать слабого, а у мира есть Хозяина, который, к тому же, чего-то от нас хочет.
Итак, в книге Зоѓар мы находим, что Всевышний сотворил мир для того, чтобы творения могли Его знать. Знание Б-жественности есть великое наслаждение, пример которому мы не находим в нашем мире. Мы можем лишь фантазировать, рисуя в уме райские удовольствия, но не способны выйти за рамки известного нам: все, посредством чего мы воображаем про Райский сад, взято нами из окружающего мира.
Еще одно объяснение мы находим в книге «Эц хаим». Там говорится, что природа добра делать добро. Всевышний создал творения, чтобы излить на них благо.
Еще объяснение мы находим в мидраше «Танхума», гл. «Насо»: Всевышний сотворил мир потому, что «возжелал иметь жилище в нижнем мире».
Наш мир называется нижним, потому что присутствие Всевышнего в нем полностью скрыто. Мир выглядит объективной реальностью, не имеющей причины своему существованию.
Более того, в нем имеются все возможности противодействовать Всевышнему и бунтовать против Него (упаси Б-г!), что указывает именно на это: наш мир самый нижний в смысле сокрытия Б-жественности.
Так вот, именно в таком мире Всевышний хочет раскрыться без каких-либо ограничений. Хочет, чтобы мир не препятствовал Ему, а принял таким, каким Он есть. Как человек, который в своем собственном жилище может снять одежду и не быть ничем ограничен.
Достигается это служением человека. Человек должен превратить мир в сосуд, достойный принять в себя Б-жественность. Праведные неевреи (ноахиды) СВОИМ служением Всевышнему наводят в мире порядок, делают его дружелюбным для проживания и обитания, а евреи СВОИМ служением Всевышнему привлекают в мир святость.
Всякий раз, им это удается, природа человека и мира немножечко изменяется, но результат, как частный, так и общий, раскроется и станет явным только в будущем, о котором сказано (Йешаяѓу, 30:20): «…и не будет более скрываться наставник твой, и очи твои будут видеть наставника твоего». Наставник – это Всевышний.
Теперь попробуем соединить все три объяснения в одно, так сказать, нанизать на один шампур: когда человек своим духовным трудом сделает из себя и окружающего мира сосуд, достойный принять в себя Б-жественность, тогда Всевышний сможет раскрыться без ограничений, и человек увидит Всвышнего своими глазами и будет Его знать, а это и есть то величайшее блага, которое Всевышний хочет дать человеку.
Автор: р. Хаим Фильцер