Духовное наслаждение
Духовное наслаждение в самой высшей форме человек получает от интеллектуального постижения существующих идей или открытия новых. Духовное наслаждение связано с интеллектуальным постижением в большей степени, чем с какой-либо творческой деятельностью человека.
Это можно представить, если вникнуть в суть дискуссий между мудрецами Талмуда или светскими учеными. Логические обоснования своей точки зрения у каждого из них безукоризненны. Никто из спорящих не допускает ошибки в логических расчетах.
Можно найти все более и более глубокие объяснения сути их позиций. По поводу каждого объяснения задать вопрос: «Почему он так считает?». Более глубокое объяснение даст на него ответ, по поводу этого объяснения можно задать тот же вопрос – и так до бесконечности.
В конце концов мы придем к мысли, что суть позиции каждого не объяснима логикой, а выражает сверхлогическую индивидуальную сущность его личности.
Точно так же, как нельзя объяснить вкусы людей, – почему кому-либо нравится тот или иной человек, произведение искусства и т. п., – невозможно объяснить, почему мудрец понимает какую – либо идею так, а не иначе.
Единственный ответ, который можно дать на подобный вопрос: «Ему так нравится» или «Он получает наслаждение, видя постигаемый объект или идею именно такой, какой она представляется его разуму».
Первичная причина его точки зрения на что-либо и есть “вкус”, отличающий его личность от других индивидуумов. Основное и начальное выражение этого “вкуса”- в интеллекте, и в особенности в сфире Хохма.
Поэтому и наибольшее наслаждение приносит человеку интеллектуальное созерцание и постижение. Вс-вышнему доставляет наслаждение cyсуществование физического мира, в котором люди могут совершать добрые дела.
На вопрос, почему это так, есть один ответ: таков Его “вкус”, выражающий ни с чем не сравнимую сущность Создателя. В сфире Хохма это наслаждение находит свое первичное и основное воплощение, в ней раскрывается идея Творения. Поэтому и сказано выше в этом послании, что Хохма заключает в себе тайный смысл бытия.
Книга Тания. Святое Послание. Глава 5.