Есть ли у Б-га посредник между Ним и человеком?
Вопрос: Можно ли считать, что у Всевышнего есть «компаньон», и он является посредником между Ним и людьми?
Ответ: “Если не я…, то кто…? И если не сейчас, то когда?..” Пиркей Авот.
Разрешено ли потомкам Ноаха заблуждаться, считая, что у Всевышнего есть некий посредник, “компаньон”, самостоятельная сущность наряду с Единым Творцом (“шитуф”)?
Позволю себе небольшое пояснение по этому вопросу, который можно неправильно понять при беглом прочтении первого и единственного, пока что, всеобъемлющего свода законов для потомков Ноаха. Это пояснение я слышал лично от рава Моше Вайнера, собравшего этот свод законов на основании анализа всех наших источников.
Вот мое краткое изложение этого пояснения.
Есть разделение мнений мудрецов, “разрешен ли “шитуф” потомкам Ноаха”. Эти слова многие и понимают как вопрос, является ли это ошибочное мнение запрещенным для потомков Ноаха. Но, как известно, смысл зависит от контекста. Контекст обсуждения этой темы – клятвы.
Запрещено – как евреям, так и потомкам Ноаха – клясться идолами. Запрещено также такую клятву принимать. Более того: проблематично даже вести дела с человеком, если это может привести к разбирательству, и этот человек даст клятву именем идола.
Но – внимание! – если потомок Ноаха клянется Всевышним, имея в виду при этом и «шитуф»: ссылаясь в клятве на Всевышнего и подразумевая (не произнося!) еще и его «компаньона» – такую клятву, по некоторым мнениям, принимать разрешено.
Итак:
Принимать клятву, в которой потомок Ноаха подразумевает «шитуф», не произнося, по некоторым мнениям, разрешено.
Принимать, клятву, в которой еврей или потомок Ноаха произносит, наряду со ссылкой на Всевышнего, ссылку на эту воображаемую сущность, запрещено по всем мнениям.
Мнение, что есть еще какая-то самостоятельная сущность, помимо Всевышнего – пусть даже являющаяся Его помощником и посредником – является заблуждением, и запрещено не только для евреев, но и для потомков Ноаха. Такой потомок Ноаха, хоть и не несет наказания, так как не совершает запрещенного действия, тем не менее, не является праведником народов мира и не имеет удела в Грядущем мире.
Отвечал р.Шевах Златопольский