Фатализм или есть ли у неевреев воля?
Вопрос: Я читал, что у евреев есть две части души: Б-жественная и животная. В течение жизни евреи делают волевые выборы, истоком которых является одна из двух частей души. У неевреев же нет Б-жественной души, а только животная. Тогда выходит, что жизнь нееврея – это полный фатализм. Есть ли у неевреев воля?
Ответ: Вы задали очень глубокий вопрос. Проблема свободы выбора занимает центральное место в иудаизме. Рамбам категорически отвергает идею фатализма, отрицающую способность человека что-то изменить в своей судьбе.”Каждому человеку дана возможность идти по его желанию в сторону добра, и быть праведником, или в сторону зла, и быть злодеем,” – пишет он. Этот принцип Рамбам называет важным принципом и основой всей Торы и заповедей. Ведь отрицание свободы воли лишает смысла представление о награде и наказании, полагающемуся человеку за его поступки. А вера в награду и наказание является одной из основ веры по мнению даже тех мудрецов, которые не согласны с Рамбамом (в вопросе количества основ веры) и ограничивают сформулированные им тринадцать принципов веры до трех.
Нет сомнений, что обязанность свободного выбора добра относится ко всем людям. Это и есть важнейшее свойство человеческой природы, заложенное в нем Творцом. Поскольку свобода выбора вытекает из воздаяния за заповеди, то можно говорить о различии в природе свободы выбора. Евреям заповеданы 613 заповедей, и божественная душа выражает эту связь со Всевышним. В Тании душа сравнивается с канатом, сплетенным из 613 нитей. Но и у еврея выбор относится к животной душе, точнее к ее интеллектуальной части, иногда называемой “разумной душой”. Ведь самоидентификация человека – это его животная душа, та часть сознания, которая воспринимает окружающий материальный мир, размышляет и принимает решения.
Ко всему остальному человечеству Всевышний предъявляет менее строгие требования – семь заповедей. Они носят иной характер, чем 613 заповедей, и в этом смысле свобода выбора, которая дана потомкам Ноаха, иная.
Суть Семи Заповедей – это совершенствование мира, созданного Всевышним, реализация слов пророка Ишаяу (Иса́йя): “Ибо так сказал Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить. Я – Г-сподь, и нет иного.” Заповеди эти постижимы для человеческого разума по своей сути, и поэтому предоставляют возможность влиять и на мир и на самого себя. Человек, соблюдающий Семь Заповедей, которые были даны Ноаху, а затем стали часть
ю Синайского откровения, влияет и на собственную душу, в том числе и на свою способность выбора. Рамбам иллюстрирует это влияние на примере египетского фараона времен десяти египетских казней. Хотя изначально он обладал полнотой свободы выбора, решение противодействовать воле Всевышнего огрубило его сердце, что в результате и лишило его свободы выбора. Поэтому в последних казнях сказано, что Всевышний ожесточил его сердце.
То есть лишь принципиальный выбор зла может лишить человека свободы выбора между добром и злом. С другой стороны, строго соблюдающий семь заповедей нееврей называется праведником народов мира и удостаивается будущего мира, возвышая собственную душу. Его свобода выбора достигает наиболее возвышенной ступени.
Автор: раввин Михаэль Кориц
Благодарю за ответ.
Семь заповедей даны всему человечеству или только той части которая исповедует христианство и ислам? То, есть что тогда происходит с душой буддиста? И еще насколько я понимаю, евреем можно стать по желанию пройдя соответствующий ритуал, означает ли он, что качество души возрастает? Или возрастают только обязанности?