Исправление мира ноахидами.

«Хвалите Г-спода, все народы, славьте Его, все племена…» – Книга Псалмов, 117:1

«Раббан Шимон бен Гамлиэль говорил: «Человеческое общество существует благодаря трем добродетелям (ценностям): правосудию (Закон), истине (Тора) и добрососедским отношениям (Мир)» – «Поучения Отцов» или «Пиркей Авот», 1:18

Стройка века

Для многих представителей Бней Ноах (БН) камнем преткновения является отсутствие видимой цели в служении, которая могла бы наполнить их жизнь внутренним содержанием и смыслом. Ведь практически все семь Заповедей БН носят не созидательный, а запретительный характер. Конечно, есть рекомендация Ноахидам от еврейских мудрецов, помимо соблюдения собственно семи заповедей, следовать также некоторым предписаниям общего характера: проявлять уважение по отношению к родителям (кибуд-ав-ва-эм), а также заниматься благотворительностью и добрыми делами (маасим-товим), но вряд ли все это может составить «смысл жизни».

В то время, как у «старших братьев» – иудеев есть понятие «тикун-олам», которое означает искомую цель нашего служения: исправить и изменить окружающий мир (и прежде всего, человеческое общество), сделав его более совершенным и гармоничным, и подчинить его воле Творца. Но эта цель достигается исключительно путем исполнения 613 заповедей и изучения Торы. А между 613 заповедями, адресованными Израилю, и семью заповедями БН (даже в тех случаях, когда их формулировки совпадают), существует, как известно, принципиальное различие [1].

И все же, несмотря на существенные различия, есть и нечто общее, что их объединяет, а именно: и те, и другие заповеди являются частью Торы, и все они были дарованы Творцом на горе Синай. Более того, согласно устному преданию (мидраш), вначале Всевышний предлагал Тору всем народам мира [2], а потом уже Израилю. И хотя в дальнейшем все народы мира отвергли это предложение, тем не менее, сам факт такого обращения со стороны Творца, делает их причастными к судьбам мира, и в известной степени наделяет их святостью, что дает им внутренние силы для выполнения и соблюдения своих семь заповедей.

Из этого следует, что соблюдение семи Заповедей БН, несмотря на их запретительный характер, все носит сугубо позитивный, и тоже по-своему меняет этот мир, делая его более справедливым и совершенным. Хотя главная работа, безусловно, возложена Творцом на сынов Израиля, которые является народом-священником среди народов мира. Те же из числа народов, которые соблюдают свои заповеди – Ноахиды, подобны левитам, которые помогали священнослужителям в Храме, при том, что сами не имели право вести храмовую службу.

Почти вольные каменщики

Функцию Ноахидов можно сравнить с расчисткой и подготовкой «стройплощадки» для будущего «строительства» – созидания общества будущего, а также активной помощи в процессе самого строительства. Но когда «площадка» будет расчищена и «огорожена»: человечество начнет следовать семи Заповедям, – тогда начнется собственно само «строительство» – создание и формование Мира грядущего. И тут уже вся ответственность за «строительство» возлагается «Заказчиком» – Всевышним, на «профессиональных строителей» – еврейский народ, владеющий «законами» – Торой, и соблюдающих «технологию» – заповеди Торы в полном объеме.

Словарь

Кибуд-ав-ва-эм – заповедь почитания отца и матери.
Маасим-товим – и добрые дела, благотворительность.
Тикун-олам (досл.: «исправление мира») – духовное исправление окружающего мира (в том числе, своего животного начала) путем служения Творцу и соблюдения Торы
Эмет – истина, иногда означает Тору, как источник истины для нас.
Шалом – мир в широком смысле этого слова, как всеобщая гармония, исключающая любые конфликты, а тем более, войну, в принципе.
Бней-Ноах (досл.: «сыны Ноаха/Ноя», они же «Ноахиды») – представители народов мира, которые приняли на себя соблюдение семи Общечеловеческих заповедей, дарованных вместе с Торой единым Творцом на горе Синай.

Примечания

[1]  613 и 7 заповедей. Заповеди, дарованные Израилю во время Синайского откровения (613 + 7, установленных мудрецами), являются раскрытием сокровенной воли Творца, конечной целью сотворения нашего мира, поскольку мир был создан ради Израиля и Торы. В то время, как Семь общечеловеческих заповедей является носят вспомогательный характер, по сути, являются «инструментом» и предназначены для сохранения человеческого общества от самоуничтожения, как сказано БН («Поучения Отцов», 1:18): «Раббан Шимон бен Гамлиэль говорил: «Человеческое общество существует благодаря трем добродетелям (ценностям): правосудию (Закон), истине (Тора) и добрососедским отношениям (Мир)», как сказано (Зхарья, 8:16): «Честно и справедливо судите ради мира между вами во вратах ваших»».

[2]  Можно было бы предположить, что это был лишь «символический жест», чтобы сохранить видимость паритета. Поскольку на самом деле, Творце с самого начала предполагал даровать Тору исключительно европейскому народу, однако это не совсем верно. Исходя из принципа, согласно которому «Г-сподь не обманывает свои создания», мы должны признать, что это «предложение» были в известной мере реальным. Другое дело, что никто из семидесяти нардов так и не принял его, и лишь народ Израиля сразу изъявил свое согласие, заяви: «исполним и будем послушны», как сказано («Шмот» или «Исход», 24:7): « И взял Книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что говорил Г-сподь, исполним и будем послушны».

Автор: р. Довид Карпов