Испытание бедностью и богатством.
На святом языке, которым Б-г сотворил мир – мир по сути и есть речь Б-га, и пока Б-г говорит, и речь Его звучит, мир существует [1] – слова хлеб и война имеют один корень.
Хлебом обобщенно называют любую еду [2], из-за нее и происходят войны. Другое объяснение: завоевать врага – это его съесть [3], иногда в самом прямом смысле.
Чтобы вырастить хлеб, нужно немало трудиться, нужно собрать, обмолоть, обработать, хранить, и так далее. Гораздо легче отобрать, захватить, украсть, присвоить еще каким-либо способом. Но мы не об этой войне, мы о той войне, которая с самим собой. Ведь истинный героизм – это победить себя [4].
В этой войне есть два фронта. Вернее один, но условно мы делим его на два вида: «бедняк» и «богач». Да-да, и бедняк, и богач должны воевать внутри себя из-за хлеба, богачу даже труднее в каком-то смысле. Ведь бедняк втянут в эту войну волею обстоятельств, а богачу приходится инициировать ее усилием воли. Богачу нужно проявить больше сознательности, чтобы начать эту войну.
Всю тему заработка можно обобщить в манне небесной. Манна – на святом языке «ман» – хлеб с Неба, который не надо растить, он приходит в готовом виде. Главное, это когда берешь его в рот, представить свою любимую еду, и именно тот вкус и будет ощущаться. Хотя продукт, так сказать, у всех одинаковый.
Сорок лет сыны Израилевы питались этим продуктом. Утром его находили у входа в дом или в поле. Он сгущался из воздуха подобно росе, его собирали, толкли в ступе и жарили в виде лепешек. Каждое утро его было ровно столько, сколько необходимо на сегодняшний день, все остальное червивело и сгнивало. Выпадет ли манна завтра, никто не знал. Задним числом нам известно, что он («ман» мужского рода) падал все сорок лет без перерыва, но тогда этого не мог знать никто. Поэтому наевшись, никто не знал, будет ли он кушать завтра.
Такой стиль жизни очень непрост, ведь неуверенность в завтрашнем дне разрушает личность. Или, наоборот, закаляет. Человек волею обстоятельств учится надеяться на Б-га, учится понимать, что Б-г дает пропитание, учится молиться, просить у Б-га. Ведь, действительно, все, что есть в мире, дается Б-гом, и уж коли просить, так в первую очередь у Него. Потом уже можно просить у людей. Да, просить у людей не есть нарушение веры, ведь люди обладают свободой выбора, и могут помочь или наоборот.
Итак, испытание бедностью не в том, чтобы смириться с тем, что есть (хотя это тоже высокий духовный уровень, но лишь для того, кто идет к нему осознанно, видит в этом служение [5], а не смиряется потому, что воля его сломалась, и нет у него сил бороться), не про это мы говорим. Испытание бедностью в том, чтобы осознать, что все – от Б-га, научиться просить Его, возлагать на него свои надежды. Это не значит, что богатый свободен от этого и может надеяться лишь на себя, вовсе нет, к богачу это относится в той же степени, но условно называем это «испытанием бедностью». Ибо бедняк сталкивается с этим каждый день, он погружен в борьбу за свое существование.
А что за войну должен вести богач? Эта война не менее трудная, хотя проигравший в ней не умирает от голода. Но он проигрывают кое-что другое.
Чтобы быть правильно понятым, для начала расскажу историю. У меня есть приятель, который иногда занимается тем, что собирает деньги на помощь кому-нибудь из знакомых. И вот он приходит ко мне и просит помочь. Он знает, что мне нечего дать, поэтому начинает свою речь так: «Я прошу у тех, у кого нет. Потому, что они чувствуют беду ближнего. Те, у кого есть, не дадут».
Рассказывают, как некий раввин собирал деньги на бедняков, и вот – дело было зимой в Европе, и он собирал деньги, чтобы купить для них дрова – как-то он постучал в дом местного богача. Открыл слуга – проходите – да нет, я здесь подожду. Слуга позвал хозяина, такой почет, сам раввин города пришел. Хозяин заторопился, выскочил налегке встретить гостя и ввести его в дом. А раввин взял его за руку и начал говорить… Про то говорит, про сё говорит… Совсем замерз бедняга богач: «Господин раввин, может… все таки… пройдем внутрь? А? Очень тут холодно…». «Ах, да! – вспомнил раввин. – За этим-то я и пришел! Нужны деньги на дрова беднякам».
Почувствовать боль ближнего, его беду, хотя бы сочувствие – это не очень просто, и это то, что из человека делает Человека. Помогать ближнему не для того, чтобы получить выгоду (мол, сегодня я ему помогу, а завтра он мне, или еще что-то в этом роде), а лишь потому, что ближний нуждается. Ведь Б-г сотворил мир не ради Себя, а из любви к творениям [6]. И тот, кто делает добро ближнему, уподобляется Б-гу.
Откроем книгу «7 заповедей Б-га» [7] раввина Моше Вайнера (да продлит Б-г его дни в здоровье, радости и достатке!):
«…Часть мудрецов считает, что помощь беднякам – это еще одна заповедь ноахидам, кроме известных семи. Каждый в отдельности и все общества в целом обязаны заботиться о бедных и несчастных и помогать им всем, чем возможно.
Но даже те мудрецы, кто не считает это отдельной заповедью, признают наличие этой обязанности из соображений морали и общественной справедливости.
Нет оправдания тому обществу, которое игнорирует бедных и страждущих, и не стремится помочь им. Такое общество подобно жителям Содома и Гоморы, оно погибнет, как погибли те. Ибо, говорят мудрецы, жители Содома и Гоморы погибли не за что иное, кроме как за то, что не помогали тем, кто нуждается, и отменили социальные законы.
Пусть не думает человек, что делает он другим одолжение тем, что помогает им – вовсе нет! – себе он делает одолжение прежде всего и в гораздо большей степени. Ибо всякий, кто жалеет других, Б-г жалее его. Ведь он сам просит у Б-га и достатка, и здоровья, и других вещей, в которых нуждается, и так же, как он сам хочет, чтобы Б-г услышал его молитвы, так же и он сам должен слышать просьбы тех, кто в нуждается. Ибо (как уже сказано) тот, кто жалеет других, жалеют Небеса его самого. А тот, кто запирает свое сердце, пусть не удивляется, что Б-г не слышит его молитвы.
Восемь уровней в помощи тем, кто нуждается.
1) Помочь человеку найти или создать свой собственный источник заработка, чтобы не нуждался он в чужой помощи. Тут лучше дать ссуду на легких условиях, чем просто одарить деньгами, ибо человеку не так стыдно принимать помощь в виде ссуды, чем в виде подарка.
2) Ниже этого: пожертвовать тайно, чтобы тот, кто дает, не знал, кому он дает, а тот, кто получает, не знал бы, от кого.
3) Ниже этого: дающий знает, кому он дает, но бедняк не знает, от кого получает.
4) Ниже этого: бедняк знает, от кого получает, но дающий не знает, кому дает.
5) Еще ниже: бедняк получает в руки еще до того, как попросил.
6) Еще ниже: бедняк получает в руки лишь после того, как попросил.
7) Еще ниже: дал бедняку меньше, чем тому требуется, но ободрил словами и поддержал морально.
8) Еще ниже: дал бедняку с кислой миной, что вызвало у того чувство стыда. Тот же, кто дает в гневе, теряет большую часть заслуги этого доброго дела.
Да не возгордится человек тем, что пожертвовал деньги! А если возгордился, то потерял всю заслугу этого доброго дела, и, паче, достоин наказания за гордыню и тот стыд, который причинил бедняку.»
Излишне говорить, что деление на бедняков и богачей в контексте нашей темы условно. И бедняк должен помогать еще более бедным, и богач обязан молится и надеяться на Б-га в делах своего бизнеса. А если бедняк вообразит себя богачом и начнет жертвовать денег больше, чем ему положено, то может случиться так, что и Небеса сочтут его богачом и начнут к нему относится, как к богачу, и он действительно станет таким. Конечно, в жизни все многофакторно, и много причин тому, почему один беден, а другой богат, но, когда человек уподобляется в своем поведении Б-гу, то в любом случае он только выиграет.
Пожелаем же всем достатка в материальном и духовном, любви к Б-гу и к ближнему. Чтобы никто не нуждался (хотя так не бывает [8], но хочется, чтобы было). Чтобы не выпали испытания на нашу долю [9], а коли такое случится, чтобы прошли мы их с честью и не осрамились [10] Ведь общество состоит из отдельных людей, и когда каждый будет вести себя как человек, то и все общество в целом станет более человечным.
Примечения
[1] Тания, часть 2.
[2] Раши на Берешит, 31:54.
[3] Раши на Бамидбар, 14:9.
[4] Авот, 4:1.
[5] Там же.
[6] Эц Хаим вначале.
[7] Часть 4, гл. 17, с сокращениями, перевод вольный.
[8] Дварим, 15:11.
[9] Сидур. Утренние благословения.
[10] Там же.
Автор: р. Хаим Фильцер