Каким ты будешь, завтрашний день?
В последние годы мы часто слышим о том, что время Машиаха уже наступило, что мы с вами уже сегодня живем в эпоху Третьего Храма. Христиане называют этот период «концом света». А что говорит об этом иудаизм?
Конца света не будет
Время прихода Машиаха – «конец дней» – «сокрыто и запечатано». Причём «сокрыто» от людей, а «запечатано» в мыслях Всевышнего! Он скрывает этот срок «в сердце Cвоем», не сообщая его. Хотя сама идея Геулы (Избавления) задумана Творцом ещё до создания мира, и именно приход Машиаха является конечной целью мироздания.
Такой уровень сокрытия, когда лишь в «конечном действии» проявляется «начальная мысль», по мнению каббалистических книг, является наивысшим. . То есть «конечное действие сокрыто в начальной мысли». Именно таким образом обстоит дело с приходом Машиаха.
В этом состоит одно из величайших достоинств дней Машиаха: дней полного и истинного Избавления, наших дней! Сейчас открываются самые сокровенные тайны Всевышнего, рушатся преграды, разделявшие известное от сокрытого. Ведь даже в сфере материального за последние десять лет людьми изобретено и открыто в тысячи раз больше, чем за всю историю человечества вместе взятую! Те же процессы происходят и в сфере духовности. Мы живём в уникальное время, и сейчас глупо ожидать «конца света» – на наших глазах зарождается Новый мир.
Просто ты умела ждать
Природа Геулы (Избавления) тройственна. С одной стороны, это дело будущего. С другой стороны, мы ждем прихода Машиаха изо дня в день, и, таким образом, Геула для нас всегда находится в настоящем времени. Мы верим в приход Машиаха полной и неоспоримой верой, поэтому нет сомнения в том, что однажды это станет прошедшим.
Другими словами, приход Машиаха, будучи «сокрытым и запечатанным», стоит выше всех преград и границ, в том числе границ времени – прошлого, настоящего и будущего.
Попытаемся перевести это на простой человеческий язык.
Человек по-разному относится и по-разному воспринимает события будущего. Ведь само «будущее» бывает разным.
Есть события, срок наступления которых известен. То, что произойдет в известный срок, не влияет на повседневную жизнь человека. Например, получение зарплаты – момент весьма волнительный и ожидаемый, но всё же неспособный заставить человека постоянно, в течение месяца, думать лишь об этом.
Но есть события, которые хотя, безусловно, произойдут, но никому точно неизвестно, когда именно. Рассмотрим пример с роженицей: дата родов определена и (вроде бы!) известна, но на последних неделях беременности ни она сама, ни её родные и близкие не могут отвлечься от мысли ожидания заветного момента, так как этот момент может наступить в любое время! То, чего можно ожидать с равной вероятностью в любой момент, становится ежедневным будущим, которое влияет на каждое мгновение жизни.
Именно таким является наше ожидание Машиаха.
Скажи мне своё будущее – и я скажу, кто ты!
Выходит, наше сегодняшнее поведение и мировосприятие определяется будущим. Если бы срок прихода Машиаха был известен нам заранее, мы относились бы к нему как к делу будущего, не влияющему (в существенной мере) на нашу жизнь сегодня. Но двойственность Избавления – будущего, но в то же время ежедневного – заставляет быть готовым к Избавлению в каждое мгновение жизни.
Как об этом пишет еврейский мыслитель средневековья Раби Мойше бан Маймон (РаМбаМ): «Я верю полной мерой в приход Машиаха и изо дня в день жду Его…».
Происходит удивительное соединение несоединимых реальностей: Голут (изгнание) переходит в Геулу (освобождение). Голут еще здесь, Геула уже здесь! И поэтому все сегодня зависит лишь от тебя:
Где, – в рабстве или на свободе, – хочешь жить ты?
Чего ты ожидаешь на стыке двух времён?
С чем ты собираешься встречать Машиаха?
Само Время говорит тебе: «Скажи мне своё будущее, и я скажу, кто ты!»
По материалам беседы Ребе
Составитель: р. Дов-Бер Байтман