Наука и религия – знания о Б-ге.
Наука изучает откровения Б-жьи, выраженные в сотворении нашего мира и придания ему физических пространственно-временных законов.
Религия основана на Б-жьем откровении, данном нам на горе Синай и в книгах пророков.
Таким образом, и наука, и религия основаны на откровении единого Б-га. Отсюда следует вывод, что между религией и наукой даже теоретически никаких противоречий быть не может. А если таковые, как нам кажется, существуют, то это означает, что наше знание либо неполное, либо неверное.
Возможно ли научное знание без религиозного? Да, возможно. Но такое знание является неполным. Наука не отвечает на целый ряд базовых вопросов. Почему был создан наш мир? Почему мы здесь? Какова наша миссия в этом мире? Как мы должны относиться друг к другу? И так далее.
Возможно ли религиозное знание без научного? Да, возможно. Но и оно будет неполным. В книге «Путеводитель растерянных» Рамбам предлагает следующий путь познания: сначала человек должен изучить логику, геометрию, арифметику, философию, естественные науки, и только потом начинать изучать святые книги. Это особенно актуально сегодня.
В наши дни мудрец Торы, объясняя своим ученикам, как Всевышний устроил этот мир, должен уметь отвечать на вопросы научного характера. На мой взгляд, явный пример этого нам даёт Тора. В главе Берешит (5) сказано: «И назвал его Ноах, и сказал: “Этот принесёт нам утешение от трудов и работы рук наших на земле, которую проклял Б-г”». Имеется в виду, что Ноах, который был праведником, применил научные познания и, очевидно, изобрёл плуг и борону, чем значительно улучшил жизнь людей того поколения.
2. Знания о Б-ге. Как происходит процесс познания?
Из вышесказанного следует, что, изучая науку и святые книги, мы можем получить знания о Б-ге. Хочется подчеркнуть: не знания Б-га, а знания о Б-ге. Нам никогда не будет дано познать сущность Всевышнего. В Торе написано: «Б-г сказал: “Мои пути – не ваши пути, Мои мысли – не ваши мысли”». Однако Всевышний в мудрости своей дал нам огромное количество информации и инструментов, для того чтобы человек мог понять принципы устройства Всевышним нашего мира и Его действия.
Как происходит процесс познания? В «Путеводителе растерянных» Рамбам описывает этот процесс следующим образом: если мастер создал, например, часы, то сначала он задумал часы с помощью своего интеллекта, а потом воплотил их в реальность. Мастер знает предназначения каждых гаечки и винтика этих часов. Если мы будем смотреть на эти часы, то сначала мы увидим их внешнюю сторону, например, то, что они покрыты серебром и у них есть стрелки. Мы можем остановиться на этом. Но если наш ум пытлив, мы будем продолжать изучать часы и в конце концов поймём, как они устроены. Но мы никогда не будем знать часы так, как знает их мастер, создавший их.
Точно так же Всевышний создал этот мир, сначала имея план. Наука состоит из аксиом, на основании которых выводятся теоремы. Первым людям в виде аксиомы было дано то, что они видели вокруг себя: вода, земля, воздух и так далее. Однако, применяя свой интеллект, человек вглядывался в этот мир, находил скрытые причинно-следственные связи, выводил теоремы из аксиом и в результате этого сегодня летают самолёты и ракеты, звонят телефоны, мы заглядываем в атом и устремляемся к границам Вселенной.
Всевышний дал нам Тору и послал нам пророков. И Тора, и пророчества являются для нас аксиомами, не требующими доказательств. Читая их, мы сначала понимаем внешний, простой смысл. Однако, применяя интеллект и углубляя знания, мы можем находить скрытые послания, более глубокие смыслы, обнаруживать причинно-следственные связи и в результате обрести понимание вещей, о которых в Торе и пророчествах прямо не написано.
Например, что такой Б-жий свет и каково его предназначение, почему в мире есть зло, что такое свобода выбора, что такое знание Б-га, как работает Б-жественное провидение, что такое чудеса, что такое душа и интеллект и как они связаны между собой и многое другое.
3. Как мы приобретаем знания?
Выше было написано, что Всевышний дал нам инструмент для познания, – интеллект. В «Путеводителе растерянных», комментируя фразу из Торы о том, что мы сотворены по образу и подобию Б-жьему, Рамбам постулирует, что главным нашим подобием Б-гу является наличие у нас интеллекта. Он объясняет это на примере того, что интеллект был уже у первого человека, благодаря которому он смог дать правильные имена животным. Это объяснение можно расширить.
В своём комментарии к Берешит (1) Рамбан пишет: «После сотворения первоматерии в первое мгновение Всевышний больше ничего не творил. Он только формировал и делал, ибо из неё он извлёк всё существующее и облачил в различные формы, и преобразовал их». Точно так же и человек при помощи интеллекта может придавать материи новые формы (например, глина–>горшок) и преобразовывать их.
Рамбам и ибн Эзра писали, что именно интеллект связывает человека со Всевышним, и, развивая свой интеллект, человек укрепляет свою связь со Всевышним и наоборот.
Всем нам дан различный интеллектуальный потенциал. Шнеур Залман из Ляд в книге «Тания» пишет: «Мудрость и понимание являются подарком Всевышнего». Никто не знает, ограничен ли наш потенциальный интеллект. Моё мнение, что да, ограничен. Не все могут стать Эйнштейнами и не все могут стать мудрецами Торы. Но это не значит, что человек имеет право отказаться от своего интеллектуального развития. Мы должны идти этой дорогой, и где нам остановиться, решает Всевышний.
Самым ярким подтверждающим примером вышесказанного является история рабби Акивы. До сорока лет он был неграмотным пастухом и, очевидно, считал, что его интеллектуальный потенциал очень мал. Но однажды, увидев, как капля воды точит камень, он решил учиться и стал великим мудрецом Торы. Его интеллектуальный потенциал оказался огромен.
4. Зачем нужно знание?
Последний Любавичский Ребе даёт комментарий на пассаж из главы «Ноах»: «На шестисотом году жизни Ноаха все источники великой бездны открылись, и открылись небеса». «Зогар» интерпретирует это следующим образом: «В шестом столетии шестого тысячелетия откроются источники небесной Б-жественной мудрости и откроются источники мудрости земной». Ребе объясняет: «Источник земной мудрости – это наше научное познание. Путём такой двойной революции соединения научного познания и Б-жественной мудрости будет приближена эра Мошиаха».
Таким образом, только верующие, обладающие знанием люди смогут завершить Творение и сделать наш нижний мир домом для Б-га.
Рассмотрим, что писали о знаниях наши мудрецы.
В Тегилим (Псалом 14) написано: «Господь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли разумеющий, есть ли ищущий Б-га». Там же (Псалом 25) написано: «Укажи мне, Господь, пути Твои, научи меня стезям Твоим».
В книге «Когелет» написано (12.14): «Я обратил свой разум, чтобы искать и испытывать мудрость всего того, что происходит под небом – это грустная задача, которую Б-г дал сынам человеческим». Там же написано (13.16): «Глаза мудреца в голове его, а глупец бредёт в темноте». Ибн Эзра комментирует: «Мудрый человек далеко видит путь впереди себя и идёт к цели самым прямым путём, в то время как глупец блуждает в темноте и идёт неведомо куда, потому что мудрый человек воспринимает реальность через свой интеллект – его видение широко. В то же время видение глупца ограниченно и узко». Суть размышлений Когелета, по-моему, заключается в следующем: хотя мудрость и знания «умножают печаль», только мудрый человек может помочь людям, преодолеть свои сомнения, исправить свои недостатки, указать правильный путь в жизни.
Из изречений Когелета мы можем сделать и чисто научные выводы. Например: «И что создал Всевышний, не убавить и не прибавить». Эта фраза указывает нам на фундаментальные законы сохранения материи и энергии. «Нет ничего нового под солнцем». Эта фраза говорит о фундаментальном принципе неизменности законов физики во времени, о том, что закон, приданный Всевышним при сотворении мира, неизменен.
Осмелюсь привести сравнение. Рассмотрим человека, который является истинно верующим, выполняет заповеди, но по каким-то причинам знаниями не обладает. Это, безусловно, хороший человек. Его можно сравнить с хорошим спортсменом. В то же время верующего, соблюдающего заповеди и обладающего знаниями человека можно сравнить с хорошим тренером, который может подготовить тысячи спортсменов и тренеров.
Пророк Йешаягу говорил: Земля будет полна знанием Б-га, как воды покрывают океан».
Пророк Йермеягу говорил: «Сказал Господь: «Пусть мудрый не хвалится мудростью своей, пусть сильный не хвалится силою своей, пусть богатый не хвалится богатством своим, а хвалятся пусть тем, что знают и понимают они Меня».
В своей книге «Верования и мнения» Саадия Гаон задаётся вопросом: «Почему Всевышний создал человека, придав ему сомнения и неопределённость?» Он же отвечает на этот вопрос следующим образом: «Неопределённости и сомнения были приданы человеку по плану Творения, однако при помощи своего интеллекта в течение времени человек очищает свои знания до тех пор, пока сомнения и неопределённости не покинут его». Далее Саадия Гаон пишет: «Благодаря знаниям, человек улучшает своё внутреннее состояние и внешнее поведение, улучшаются отношения между людьми. Они обращаются к мудрости. Всё это становится возможным, когда сомнения и неопределённости удалены. Тогда знание Б-га распространяется повсюду».
В этой же книге Саадия Гаон пишет: «Иногда наше понимание реальности, которую мы наблюдаем, становится возможным только при помощи науки, которая подтверждает её для нас. В нашем изучении реальности мы должны будем обращаться ко многим наукам».
Рамбам в «Путеводителе растерянных», комментируя пассаж из Торы, в котором Моше обращается ко Всевышнему: «Господи, дай мне познать Твои пути, и я обрету милость в Твоих глазах», – делает вывод, что близость к Б-гу и обретение милости в глазах Б-жьих определяется прежде всего тем, как человек знает и понимает Всевышнего. Во втором томе «Путеводителя растерянных» Рамбам приводит следующую аллегорию: «Представим себе город, в центре которого стоит дворец, обнесённый стеной. Во дворце живёт правитель.
Жители города желают попасть во дворец правителя. Однако некоторые не могут даже найти стену, некоторые доходят до стены, немногие попадают во внутренний двор и только избранные проходят во дворец». Согласно Рамбаму, люди, не обладающие знаниями, – это те, кто не могут найти даже стену.
В этой же книге Рамбам, рассматривая один из важнейших вопросов иудаизма о том, как Всевышний управляет миром, утверждает, что Б-жественное провидение тем больше следит за человеком, чем более развитыми знаниями (Б-га) и интеллектом он обладает.
Рассуждая о важнейшем в иудаизме понятии любви ко Всевышнему, Рамбам утверждает, что суть любви к Б-гу заключается в желании понять и познать его.
5. Иудаизм и наука
В процессе своего развития пути иудаизма и науки сходились и расходились. На протяжении почти двух тысяч лет единственными господствующими научными теориями в цивилизованном мире были философии Платона и Аристотеля, геометрия Эвклида, система Птолемея и астрология. Впервые попытки совместить иудаизм и философию и представить иудаизм как веру, основанную на рациональном мышлении, были предприняты вавилонскими Гаонами, самым ярким представителем которых является Саадия Гаон. В книге «Верования и мнения» он провозглашает принцип рационального мышления, философского научного подхода с целью приобрести знания о Б-ге.
С закатом вавилонских общин рационалистическая традиция была блестяще продолжена испанскими евреями, такими как Га Кузари, Рамбам, Рамбан, ибн Эзра. Испанские мудрецы Торы обладали почти полным доступным в то время научным познанием мира. Кульминацией этой традиции является великий труд Рамбама «Путеводитель растерянных», в котором закон Моше объясняется и комментируется как с позиции Торы, так и с позиции греческой и арабской философий.
К сожалению, после испанской катастрофы пути иудаизма и науки разошлись. В последующие века в иудаизме начал превалировать мистицизм. Многие часто противопоставляют мистицизм рационализму. На мой взгляд, это неправильно. Они являются неразрывными частями иудаизма. Так, например, учение Ари о цимцуме во многом совпадает с современными представлениями о сотворении мира.
Однако сейчас, в XX-XXI веках, ситуация в корне изменилась. Бурное развитие науки привело к тому, что сегодня она составляет значительную часть нашей жизни, и больше отворачиваться от неё религия не может. Об этом говорил последний Любавичский Ребе, который обладал блестящим научным образованием.
Говоря о необходимости совмещения науки и религии, он предостерегал нас от упрощенческого подхода, отмечая, что, в то время как религия является абсолютной истиной, то наука является истиной в какой-то части относительной, и применять её для религиозных комментариев мы должны выверено и осторожно. В то же время он отмечал, что наука позволит нам открыть новые смыслы в Торе, взглянуть на содержание священных текстов под другим углом.
6. Примеры научного подхода к комментированию священных текстов
В заключение позвольте мне привести несколько примеров научного подхода к комментированию священных текстов, отображённых в моих статьях.
1. В книге «Путеводитель растерянных» Рамбам говорит о том, что Всевышний взаимодействует с нашим миром через ангелов. В подтверждение этому постулату он приводит сон нашего праотца Иакова, в котором он видел лестницу, что стояла основанием на земле и уходила в небо. По ней спускались и поднимались ангелы, а над ней был Всевышний. Таким же образом комментируют сон Иакова Рамбан и ибн Эзра. В «Берешит Раба» рабби Берехия сказал, что ангелов было четыре: двое спускались, двое поднимались. Далее Рамбам говорит, что все силы – это ангелы, и их четыре. Сегодня мы знаем из науки, что в природе существует четыре силы: гравитация, электромагнитная, сильная и слабая ядерные.
Рамбам пишет, что ангелы – это мессенджеры. Из квантовой механики мы знаем, что силы действуют посредством обмена информацией, которая передаётся бозонами, глюонами, фотонами и, возможно, гравитонами.
Наши мудрецы, светлой памяти, сказали: «Один ангел выполняет одну миссию. Сегодня мы знаем, что каждая сила отвечает только за одно взаимодействие». Мудрецы, светлой памяти, сказали, что два ангела не выполняют одну миссию. Сегодня известно, что две силы не отвечают за одно взаимодействие.
2. При описании процесса сотворения человека в Торе написано (Берешит 1): «И сотворил Б-г человека по Своему образу, по образу Б-га сотворил его, мужчину и женщину – сотворил их». Согласно Агадическому толкованию, которое приводит Раши, было сотворено двуликое существо. Однако здесь может быть намёк. Из науки известно, что ДНК женщины содержит только Х, женскую хромосому, в то время как ДНК мужчины содержит мужскую Y- и женскую Х-хромосомы. Таким образом, по своей ДНК мужчина является одновременно и мужчиной, и женщиной.
3. Из Торы мы знаем, что, когда Всевышний приказал Ноаху построить ковчег, Он определил ему его размеры. Исходя из того, что в Торе нет ничего лишнего, я нарисовал геометрию ковчега согласно размерам, которые определил Всевышний. Оказалось, что форма Ковчега – это усечённая пирамида, построенная по принципу золотого сечения. Углы наклона этой пирамиды совпадают с углами наклона трёх великих египетских пирамид в пределах ошибки измерения. Более того, из науки мы знаем, что пространство внутри пирамиды обладает уникальными свойствами: например, в нём не портятся вода и продукты.
4. Приведу ещё два коротких примера. В Торе написано, что Всевышний сказал: «Мои пути – не ваши пути, Мои мысли – не ваши мысли». Есть огромное количество комментариев на эти слова. С научной точки зрения, один из возможных комментариев следующий: мы живём в конечном мире, и, в отличие от Всевышнего, наш ограниченный разум не может оперировать понятием бесконечного. В XX веке во многих научных уравнениях стали появляться знаки бесконечности. Так, например, Эйнштейн показал, что масса тела, которая стремится к скорости света, стремится к бесконечности. В чёрной дыре плотность вещества и гравитационная сила стремятся к бесконечности. С точки зрения науки, появление бесконечности в формуле означает, что законы физики и математики прекращают действовать. С точки зрения религии, мы можем интерпретировать это так, что по некоторым направлениям научная мысль уже достигает границ нашего мира.
Ещё один важный пример – свет. Мы все знаем, что свет является одной из центральных концепций иудаизма. Но до начала ХХ века мы знали о физическом свете очень мало. Только в ХХ веке мы узнали, что свет – это не материя, потому что фотоны не имеют массы, что скорость света – это абсолютный предел скорости любых частиц нашего мира, что, когда тело движется со скоростью света, останавливается время, что соотношение энергии и материи определяется также скоростью света. Свет одновременно заключает в себе материю и антиматерию. Этот подход позволяет нам по-другому взглянуть на идеи Торы, изложенные в главе Берешит при описании первого дня творения.
Хочется закончить своё статью следующим: научный подход к Торе имеет право на существование, и он необходим. Исповедуя его, можно открыть новые смыслы Торы, приобрести много новых идей. Не менее важно и обратное. В мессианскую эру, эру Мошиаха, все люди должны прийти ко Всевышнему. Но мы знаем, что у каждого своя дорога. Кто-то верит без доказательств, кому-то, наоборот, нужны доказательства.
Сегодня огромное количество людей, вовлечённых в материальный мир, к сожалению, не являются верующими, поскольку считает, что наука опровергает религию и, не дай Б-г, опровергает священные книги. Поэтому, исповедуя научный подход и соединяя науку и религию, можно выполнить величайшую мицву (заповедь): привести огромное количество людей к Б-гу и тем самым ускорить приближение эры Мошиаха.
Автор: Эдуард Шифрин