Почему Б-г желает обрести жилище в нашем мире?

В данной хасидской беседе, Ребе обсуждает фундаментальную концепцию создания «жилища для Б-га в низшем, то есть в нашем земном мире». Создать такое жилище для Творца – цель нашей жизни, однако есть вопросы, которые требуют ответа, чтобы понять, что нужно сделать, чтобы это получилось.

Первый вопрос: Как мы можем сделать это? Как мы, обычные существа, можем создать жилище для Б-га, и, именно в этом мире? Почему Его жилище не должно быть в каких-либо высших мирах? (А именно, почему не в самом высшем духовном мире Ацилут, который ближе всего к Всевышнему)? Разве духовные миры не самоустраняются перед Б-жественностью как нельзя лучше? Не духовные ли миры наилучшим образом подходят для того, чтобы Создатель проявлял себя там?

Второй вопрос о материальности: Разве может Бесконечный Б-г обустроиться в этом материальном, эгоистичном и ограниченном мире? Как может ограниченный мир удержать и проявить в себе бесконечность Творца?

Отвечая на эти вопросы, Ребе сначала приводит объяснение Рамбама (Маймонида), который определяет «жилище Б-га как раскрытие Его Света, проникающего сквозь материальность этого мира. Он рассматривает две разные концепции «сосуда» и «инструмента»: «сосуд» содержит и пропускает через себя (или вмещает) внутреннее содержимое, а «инструмент» просто позволяет силе проходить через содержимое. Рамбам объясняет, что жилище для Всевышнего, подобно Святому Храму, существовавшему в прошлом, восстановление которого грядет в отстроенном Иерусалиме, является раскрытием Б-жественности, которая приходит через инструмент. Рамбам считает, что мир наш не в состоянии удержать Самого Всевышнего, но он может принять луч Б-жественного Света, при помощи Святого Храма.

Однако Ребе утверждает, что все будет по-другому во времена эры Машиаха, которая скоро наступит. В эти времена понятие «жилище для Б-га» будет означать, что Сущность Б-га будет пребывать в состоянии полного раскрытия здесь в нашем низшем, материальном мире, и не только лишь как луч Его Света или Его Присутствия, а Он Сам будет находиться здесь. Но эта мысль возвращает нас к вопросам: Почему и как этот земной мир был избран для того, чтобы здесь пребывал Сам Творец?

Когда мы называем этот мир «ограниченным», мы имеет в виду его ограниченность во времени и пространстве. Но, при более глубоком подходе, пространство не такое ограниченное, как нам кажется. Пространство можно описать в двух понятиях: (a) пространство, которое окружает предмет или (б) пустота, которую занимает предмет. Согласно первому понятию, пространство существует само по себе, однако, согласно второму понятию, пространство – это название чего-то несуществующего. Интересно, что одно из Имен Б-га – «А-Маком» («Место»), поскольку Он представляет собой Место или Пространство Вселенной; иными словами Его Б-жественность (a) окружает создания и (б) проникает внутрь созданий. Эти два измерения Б-га представляют собой две концепции пространства, которые мы обсудили выше. Б-жественность, трансцендентально окружающая вселенную – это Вечный Свет Б-га; однако аспект Творца, который наполняет эту вселенную изнутри (аспект Б-га, Место, которое занимает Вселенная) и есть Сущность Б-га, а значит и Сам Б-г, проникающий в материальный мир.

Все миры в духовных сферах самоустраняются перед Всевышним. Физическое пространство земного мира имеет дополнительный аспект, согласно которому это пространство не полностью самоустраняется перед Б-гом; но так же пропитано Б-жественностью до такой степени, что сливается с Б-гом! Это означает, что физические тела этого мира могут содержать в себе Самого Б-га, поскольку Он способен заполнять пространство, которое занимают предметы. Он может раскрыть Свою безграничность и бесконечность, будучи облаченным в ограниченное и конечное тело этого мира. Однако, такое возможно только в случае, если ограниченное тело идеально совпадает с Б-жественной волей.

Для примера возьмем Святой Ковчег Завета (Арон А-Кодеш), в котором находились Скрижали с десятью заповедями, установленный в Святом Храме и представляющий собой физический объект, в котором пребывал Творец. Ковчег был помещен в центр самой сокровенной комнаты, называемой «Кодеш-aКедошим» (Святая Святых). Размеры Святого Ковчега составляли два с половиной на полтора локтя, а размеры самой комнаты Святая Святых – двадцать на двадцать локтей. Однако, при измерении от одной стороны Святого Ковчега до его ближайшей стенки, оказывалось, что с каждой стороны по десять локтей.

Таким образом, Святой Ковчег занимал пространство как физическое тело, но в то же время не занимал какого-либо физически ощутимого места в Святая Святых. Если бы Евреи построили Ковчег на горе Синай, который, скажем, был бы на четверть локтя меньше или больше того размера, который предписал сам Г-сподь, это бы противоречило Его воле, и такого чуда бы не произошло, поскольку Ковчег не подходил бы под само понятие Б-жественного жилища в такой степени раскрытия.

Исходя из вышесказанного, мы видим, как наш конечный материальный мир, планета Земля, может стать жилищем для Бесконечного Б-га. Но по какой причине Всевышний изъявляет Свою Волю на то, чтобы ему было место именно в нашем мире, а не в высших духовных сферах? Есть ли у Б-га такое же жилище в духовном пространстве Свыше? Ведь там в Б-жественном Свете всё самоустраняется и степень раскрытия Б-жественного там намного сильнее, так зачем же Б-гу жилище в нашем земном, самом низком из всех миров?

Ребе предлагает три ответа. Он считает, что мы не можем довольствоваться только первыми двумя ответами и поясняет, что третий ответ является истинным:

Первое объяснение заключается в том, что «верхние», духовные миры в большей степени самоустраняются пред Б-жественным Светом, однако в нашем земном мире самоустранение перед Творцом будет означать нечто новое и уникальное. Так же как царь будет охотнее слушать, как говорит попугай, нежели человеческую речь, поскольку речь попугая не столь привычна, как человеческая речь; подобно этому, и Небесный Царь получает удовольствие от той весьма необычной степени самоустранения перед Ним, которой можно достичь лишь в этом материальном и эгоистичном мире. Однако такой ответ не является достаточным для нас: ведь Создатель требует от нас исполнения Своей Воли, для того чтобы посредством этого обрести себе жилище среди нас! Он может наслаждаться самоустранением перед Ним в этом мире, но обрести себе здесь жилище и проживать постоянно ради этого не совсем оправдано, поскольку новизна такого состояния не может длиться вечно.

Второе объяснение Ребе заключается в том, что источник самоустранения в нашем мире недоступен нашему пониманию. Человеческие создания самоустраняются перед Б-гом, вследствие того, что Его Величие настолько выше нас, что недоступно нашему осознанию. Для аналогии: ученый уважает гения и самоустраняется перед ним, поскольку понимает, насколько выше интеллектуальный уровень гения. Однако далекий от науки человек самоустраняется перед гением в еще большей степени, поскольку осознает, что знания его непомерно малы перед знаниями гения, и в этом осознании и заложен источник его самоустранения перед гением.

Подобно этому наше подчинение Б-гу происходит от осознания непостижимости нашим разумом Его величия, если сравнивать с тем, что происходит в высших духовных мирах. Мы готовы на самопожертвование ради Него и Его заповедей, даже если мы не знакомы с интеллектуальными концепциями «Кто» и «Что» есть Б-г. Тем не менее, этот ответ больше подходит для концепции самоустранения, он отвечает на вопрос, почему Творец хочет пребывать в нашем мире.

Третьим и последним ответом Ребе подводит итог. Причина пребывания Всевышнего в нашем земном, эгоистичном мире заключается в том, что наше самоустранение это результат отказа от нашего эго и чувства «я», например, нашего чувства разъединения с Ним. Создание физического «я», которое доставляет человеку чувство разъединения с Б-гом, сила, которая происходит только из Сущности Б-га, в то время как Его трансцендентный Б-жественный Свет настолько сливается с Ним, что не может создать нечто, чувствующее разъединение с Ним. Только Создатель может сделать это. Поэтому физическое создание, происходящее от Его Сущности, едино с Ним, и когда мы, материальные и эгоистичные создания, самоустраняемся пред Творцом, мы демонстрируем – в наивысшей степени раскрытия – что Б-г неотделим от Его созданий. Именно то место, в котором эта неразделимость проявляется в наивысшей степени, и есть наш низший, материальный мир, в котором и желает больше всего пребывать Всевышний.

***

Обзор беседы Любавичского Ребе, Раввина Менахема Мендела Шнеерсона на тему фразы Яакова из книги Берешит 32:11, «Катонти Ми Коль ha-Хасидим» («Мал я против всех милостей»).

Обзор составил: раввин д-р Михаэль Шульман, исполнительный директор Ask Noah International и Asknoah.org, 21 Хешвана 5777 года (21 ноября 2016 г.)