Почему время прихода Машиаха сокрыто?
Вопрос: Почему время прихода Машиаха “сокрыто от людей”? Почему идея избавления и от чего задумана Творцом “до создания мира”? Если мир ещё не был создан, то от чего его нужно было бы избавлять?
Ответ: Разделим вопрос на два: 1) Почему время прихода Машиаха сокрыто от людей? 2) Пока мир ещё не создан, от чего его нужно его избавлять?
На первый вопрос ответ таков: если бы нам была известна дата окончательного Избавления, то наше отношение к Избавлению было бы как к далекому будущему, не имеющему прямого отношения к настоящему. Но когда дата Избавления неизвестна, и вместе с тем мы уверены, что оно наступит в любой момент, и с нетерпением его ожидаем, то наше отношение к Избавлению меняется, ибо Избавление имеет непосредственное отношение к настоящему. Тогда и наше поведение в настоящем будет таким, как будто Избавление уже наступило [1].
Ответ на второй вопрос более сложен и требует некоторых рассуждений. Дело вот в чем. Если мы посмотрим на все, что есть в мире, то все состоит из как бы материала и из идеи, в этот материал заложенную.
Несколько примеров. Мы берем пластилин, чтобы слепить из него фигурку. Идея возникла еще до того, как мы взяли пластилин в руки. Даже еще до того, как мы о пластилине подумали. Нам захотелось создать фигурку, а потом уже мы выбрали материал, подходящий для нашей цели. Но когда мы стали идею воплощать в действии, все наоборот, вначале появился кусок пластилина, а потому уже мы придали ему форму.
Также и человек, вначале образуется его тело, а потом в тело входит душа (как идея в кусок пластилина). Душа меняет тело, делает его более одухотворенным. Когда мы общаемся с другим человеком, мы общаемся с его душой: с его разумом и сердцем, а не с языком, который произносит слова, и так далее.
Так же и весь мир. «Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет мир» говорится в Талмуде [2]. Б‑г создал мир, а потом (через человека) наполняет его духовностью. Когда мир наполнится, тогда и будет Освобождение.
Здесь следует спросить: «Освобождение от чего?». Здесь мы снова должны прибегнуть к аллегориям. Тора описывает сотворение мира, как речь, исходящую из уст Б‑га [3]. Понятно, это не речь в наших понятиях, это какой-то Б‑жественный процесс, который аллегорически описывается понятием речи [4]. Но если так, следует признать, что между этим процессом и нашей речью есть какое-то подобие. Какое же? Подобие в том, что то, что было скрыто, стало явным [5].
До сотворения мира творений не существовало, они, образно выражаясь, были как бы в мыслях Б‑га и сами себя не ощущали. Акт творения вывел их в явное состояние, они стали ощущать сами себя. Все стало с ног на голову: в мыслях Б‑га ощущалась реальность Б‑га, а реальность творений не ощущалась. Теперь же все стало наоборот: творения ощущают себя, а Б‑га не ощущают. Получается, что эти два состояния противоположны и даже отрицают одно другое: либо то, либо это [6].
Для чего Б‑г сделал такое? А вот для чего: чтобы творения в своей сотворенной реальности сделали явной также реальность Б‑га, и эти две реальности существовали бы вместе и стали бы одним целым.
Выходит, Освобождение состоит из двух этапов: 1) сотворение мира и необходимое для этого сокрытие Б‑га, 2) служением человека происходит раскрытие Б‑га в мире.
Может ли Б‑г сотворить мир сразу таким, каким Он его задумал, без того, чтобы сделать половину работы и половину работы оставить человеку? Может. Но Б‑г захотел, чтобы человек работал духовно, возвышался над природой и, в конце концов, возвысился до уровня Б‑га в том, что стал соучастником творения, так сказать, компаньоном.
Вернемся к примеру с куском пластилина (хотя все примеры одинаковы, но на этом примере видно лучше). Мы сказали, что взяли пластилин после того, как у нас уже была идея слепить фигурку. Также и здесь: идея Освобождения предшествовала сотворению мира. Собственно, именно ради этой идеи мир был сотворен, и сотворен именно таким, чтобы эта идея могла в нем воплотиться. Ведь мы специально берем пластилин бесформенный, так и мир сотворен бесформенным. Да, в отношении Б-жественности мир бесформен, форму ему придает человек.
Отсюда вытекает одно приятное следствие. Потому, что мир создан таким, чтобы в нем могла воплотиться идея Освобождения, то мир не может воплощению этой идеи препятствовать [7]. Не нужно преодолевать сопротивление мира, чтобы Освобождение наступило. Поэтому не нужно с миром воевать, нужно взять его в союзники, и вместе с ним быть человеком и выполнять собственное предназначение [8].
Примечания
[1] Сефер ѓа-сихот 5750, том 2, стр. 398.
[2] Брахот, 10:2. Мидраш Теѓилим, гл. 103.
[3] Берешит, в начале.
[4] Шаар ѓа-ихуд ве-ѓа-эмуна.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Ѓитваадует 5751, т. 1, стр. 380.
[8] Сефер ѓа-сихот 5752, т. 1, стр. 155.
Автор: р. Хаим Фильцер