Просвещение. Что, почему и как мы учим.
Давайте воспитание юноше по его уровню, тогда он, даже состарившись, не отвернется от него. – Книга Притчей, 22:6
Мы не можем оставаться, спокойными, пока каждый ребенок, мальчик и девочка, не получит надлежащее моральное просвещение. – Ребе
За четыре с лишним десятилетия своего лидерства Ребе создал более двух тысяч образовательных учреждений во всем мире. В 1976 году, объявленная им «Годом просвещения», Ребе приступил к выполнению специального образовательного проекта. В результате его реализации за этот год появились десятки новых школ и детских лагерей, учебных программ. В 1978 году правительство Соединенных Штатов объявило день рождения Ребе Днем просвещения. С тех пор этот день отмечается ежегодно.
Почему необходимо просвещение?
Если существует фактор, поддающийся нашему регулированию, способный повлиять на нас как на народ, то это просвещение. Просвещение – это фундамент цивилизации. Чтобы вырастить здоровых и высоконравственных людей, которые будут вести подвижническую жизнь, полную смысла, мы должны воспитывать наших детей.
Но что приходит на ум, когда мы произносим это слово – просвещение? Многие из нас представляют себе одну и ту же картину: двадцать или тридцать детей, лица которых вымыты их любящими родителями, склоняются над своими партами или подключаются к компьютеру.
В этой картине нельзя усмотреть ничего плохого, пока мы не станем думать о ней как о единственной картине просвещения, которую мы должны видеть. Просвещение – это обучение не только искусству жить, но и пониманию жизни. Что такое жизнь? Это признание Б-га и той миссии, которую Он поручил нам, – самосовершенствование и возвеличивание нашего мира.
Истинное просвещение – это нечто, проникающее в самые глубины человека, наделяющее его способностью использовать получаемую информацию для того, чтобы стать более плодотворным в мыслях и поступках. Просвещение означает повышение вашей чувствительности, чувствительности вашей семьи, ваших друзей, создание единого мира правды, большую приверженность к добру, чем к своим желаниям.
Только начав внушать ребенку эти идеалы, мы можем продолжать изучение способов выживания. В просвещении вопрос зачем должен предшествовать вопросу как. Мы учим детей математике для того, чтобы они могли логически мыслить и заниматься бизнесом. Мы учим их языкам, чтобы они могли обмениваться своими идеями. Мы учим их различным наукам, чтобы они могли понять физические свойства мира, в котором живут. Все это прекрасно и, несомненно, важно. Но ни одна из этих дисциплин не влечет за собой обязательного воздействия на мораль, которой ребенок руководствуется в повседневной жизни.
Как известно из истории, вполне возможно, что кто-то, став, например, большим специалистом в науке, отдает свой талант достижению разрушительных целей. А когда этот человек сталкивается с осуждением и ему говорят, что он должен поступать в соответствии с волей своего Создателя, он часто может откровенно сказать: «В школе меня учили многим предметам, но никогда не учили, для чего!». Разрешать ребенку выбирать собственную систему ценностей (полагая, что мы не должны подавлять свободу личности) так же смешно, как если бы мы предоставили ему право решать, делать или не делать прививку.
Таким образом, выдача информации является лишь одним и довольно простым компонентом просвещения. Истинное, жизненно важное просвещение заключается в обучении детей тому, что они должны нести ответственность перед Б-гом за соблюдение моральных и этических норм жизни. Это обеспечит им индивидуальную поддержку и будет способствовать созданию лучшего мира для их детей и грядущих поколений.
Просвещение означает и взаимодействие с парадоксом детства. С одной стороны, ребенок не обладает способностью правильно отличить зло от добра. Еще меньше он способен выбрать добро ради самого добра и отвергнуть зло просто потому, что оно зло. С другой стороны, именно в детстве происходит формирование души и характера человека. Поэтому задолго до того как дети пойдут в школу, их следует учить добрым обычаям, умению распознавать добро и зло. Гораздо труднее влиять на уже сформировавшуюся личность, определившую для себя систему ценностей, влиять на ее мировоззрение.
Человек подобен дереву. Поцарапав ветку взрослого дерева, вы повредите только ветку. По если вы нанесете хотя бы маленькую царапину на семя, это отразится на росте всего дерева».
Просвещение – это сама жизнь, и оно не заканчивается, пока жив человек. Формальное образование может прекратиться с окончанием школы, просвещение же становится более интенсивным по мере приобретения нами жизненного опыта и более глубокого осознания своего места в мире. Независимо от того, сколько нам лет или насколько мы продвинулись в интеллектуальном плане, мы всегда должны спрашивать себя: каково мое понимание внутренней, полной смысла жизни, насколько я счастлив? Многие из нас, возможно, будут удивлены, узнав, как трепетно молоды мы в своей духовности, как много еще нам предстоит узнать о своей душе и развитии связей с Б-гом.
Как следует воспитывать?
Вопрос, как воспитывать, аналогичен вопросам, как общаться, как зарабатывать деньги, наконец, как жить? Ответ на эти вопросы всегда будет один и тот же: через любовь. Без любви воспитание в лучшем случае оказывается неполным, а в худшем – разрушительным. Любовь подразумевает восприимчивость, понимание, но несобственных идей, критериев, а идей, критериев ваших учащихся и, главное, – Б-га. Необходимо добиться того, чтобы ребенок осознал, что жизнь важнее, чем он сам, гораздо важнее его внутренних импульсов и желаний, его семьи и друзей, его школы, его игр. Такое воспитание отличается строгостью, требует интеллектуального и эмоционального напряжения. Но когда молодые люди осведомлены о Б-ге и приобретают склонность к духовному, начинают понимать его сущность, они настраиваются на высший смысл жизни. Они становятся детьми, связанными с родителями уважением и любовью. Детьми, которые не претендуют на не принадлежащую им собственность. Детьми, которые протягивают руку помощи другим, щедро отдают им свое время и свою любовь.
Просвещение состоит из нескольких компонентов, и самым важным из них является передача информации. Но следует помнить, что информация – это лишь инструмент, который мы вкладываем в руки ребенка. Подобно тому как при сооружении дома недостаточно иметь только соответствующие инструменты и материалы, для просвещения требуется гораздо больше, чем наличие информации.
Истинный воспитатель – не тот, кто просто сообщает факты, а тот, кто учит ребенка мыслить, находить ответы на свои вопросы в согласии с принципами, которым его научили, и не зависеть целиком от родителей или учителей при решении проблем, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Если на заданные вам вопросы постоянно отвечает кто-то другой, вы, возможно, избежите ответственности за ошибку. Но если вы научитесь мыслить самостоятельно, то получите глубокое удовлетворение, отдавая себе отчет, что действуете по своей инициативе. Это согласуется с причинами, по которым Б-г создал мир. Вспомним, что мир был создан не для того, чтобы марионетки могли разыгрывать заранее заготовленный сценарий, а для того, чтобы каждый человек имел право на собственное мнение и свободу действовать честно и эффективно.
Обучение требует скромности. Учитель в большинстве случаев не источник, а лишь средство передачи информации, поступающей из более обширного хранилища. Он никогда не должен испытывать гордость по тому поводу, что ему выпало распространять знания. Однако возможность приобщать детей к знаниям позволяет ему чувствовать себя счастливым.
Прежде всего необходимо помнить следующее. Слова, идущие из сердца, входят в сердце (Р. Там, Сефер а-Йошор, гл. 13. Р. Ишая Гурвиц, Шало, 69а). Учитель должен думать, что говорить, и служить живым примером того, чему он учит. Дети часто не могут делать различия между идеей и поведением. Учитель, который демонстрирует им, что можно вести себя не так, как он учит, подрывает весь учебный процесс. Действительно, говорить ребенку: «Делай так, как я говорю, а не так, как я поступаю», – это также воспитание. Но воспитание, дающее отрицательные результаты.
В Книге Притчей царя Соломона написано, что мы должны «обучать юношу по его уровню», и, возмужав, «он не отвернется от него». Но почему по его уровню? Разве знание не объективно и можно подогнать его под каждого ребенка? Не станет ли из-за этого образование в определенном смысле произвольным?
Конечно, в той системе ценностей, которую даровал нам Б-г, имеются ценности абсолютные. Но истинное воспитание должно быть чутким. Абсолютные ценности следует применять к каждому ребенку индивидуально, с учетом его уровня, его способностей.
Это особенно справедливо в отношении детей, которые, как считают, имеют «физические недостатки». Воспитание таких детей сопряжено со значительными трудностями. Наш долг – относиться к ним с не меньшей любовью и чуткостью, чем к «полноценным» детям. Если и существует ребенок, который нуждается в особом внимании для раскрытия своего потенциала, это именно ребенок, «имеющий физические недостатки». Отдаваясь всей душой воспитанию таких детей, мы с удовлетворением обнаруживаем у них способности, о которых и не подозревали.
При работе с любым ребенком учитель должен точно определить и развивать его потенциал, не приписывая ему способностей, которыми, по нашему мнению, он должен обладать. Задача состоит в том, чтобы воспитать человека, который сможет стоять на своих, а не на ваших ногах. Мы часто думаем, что абсолютные, догматические ценности человек сохранит с детства на всю жизнь. Это лить половина дела. Да, эти ценности должны быть выражены, выражены на языке ребенка, так, чтобы они стали его частью, слились воедино с его личностью, проникли в его дух.
Разумеется, воспитание требует дисциплины, но даже в рамках этой дисциплины ученик должен чувствовать любовь учителя. В Талмуде сказано: «Правой рукой приближайте, а левой наказывайте» (Талмуд, Сота, 47а). Главная сила, символом которой является доминирующая правая рука, – это всегда любовь.
Если вы чувствуете, что вступаете в соревнование с ребенком, откажитесь от роли учителя. Учитель вы, отец или мать – помните, что Б-г доверил вам ребенка, учите его и хорошо с ним обращайтесь. Уважение и благоговение, которое мы должны испытывать перед ребенком, не должны отличаться от уважения и благоговения, внушаемых нам самой Б-жественносгью.
Почему становятся воспитателем?
Не трудно ли иметь дело с детьми, терпеливо преодолевать их невнимание, решать их проблемы с дисциплиной и разбираться в этой полной неразберихе? Не лучше ли было бы выбрать иную профессию, более спокойную и выгодную? Не интереснее ли было заняться чем-то связанным с развитием личности, например музыкой, изобразительным искусством или литературой?
Если бы просвещение сводилось только к передаче информации, легко можно было бы дать положительный ответ на эти вопросы. Но просвещение – это гораздо шире, чем передача информации, это сама жизнь, и причина, по которой мы становимся учителями, воспитателями, вытекает непосредственно из необходимости жить. Поскольку жизнь есть непрерывное воспитание каждого из нас, обучение остается пожизненной обязанностью и ответственностью каждого из нас. Мы не должны рассматривать это как тяжкое бремя, ибо сам акт обучения является важным компонентом нашего собственного воспитания.
Ваши ученики (к которым относится любой, с кем вы общаетесь) усиливают ваши средства общения и выводят вас на новый уровень, за пределы вашего собственного опыта. Чтобы найти путь к ученику, ум которого менее развит, чем ваш, вы должны глубже проникнуть в свой ум, в собственное сердце. И чем сильнее вы хотите дойти до ученика, тем глубже вам следует проникнуть в самого себя.
И что может быть почетнее и нужнее, чем участие в формировании личности?
Великий мудрец, которого спросили, где он научился столь многому, сказал; «Я научился многому у моих учителей. Еще большему я научился у моих друзей. По больше всего я узнал от своих учеников».
Как воспитывать это поколение?
Дети очень впечатлительны, на них оказывает влияние все, что их окружает. К сожалению, в настоящее время дети подвержены влиянию большого числа отрицательных факторов. Постоянная борьба с современными увлечениями (будь то телевидение или притягательная сила преступления и наркотиков) оставляет слишком мало драгоценного времени и энергии для работы с умом, сердцем и душой ребенка. Воспитание – это обязанность, требующая полной отдачи. Мы всегда должны быть бдительны, всегда начеку, всегда готовы удовлетворять духовные потребности ребенка.
Почему Заповеди, которые включают моральные законы, начинаются словами «Я ваш Б-г»? Потому что без осознания Б-жественного происхождения морали она и, следовательно, воспитание направляются не чем иным, как прихотью и совестью человека. История показывает нам, что общество может быть чрезвычайно образованным, но если оно не руководствуется Б-жьими предписаниями, ему суждено погрязнуть в злобе и враждебности.
Создание системы просвещения, правильной с точки зрения морали, – одна из основных задач общества. Возложение подобной задачи на группу администраторов (даже самой высокой квалификации) является опрометчивым и неэффективным решением. Хотя и должна существовать группа людей, занятых проблемами просвещения, каждый член общества обязан принимать активное участие в этом процессе. Наиболее очевидна эта обязанность для людей, имеющих детей. Подумайте, как бы мы встревожились, если бы узнали, что у каких-то родителей заболел ребенок, а они не желают показать его врачу. Так обстоит дело в случае тела ребенка. Должны ли мы испытывать меньшую тревогу за ум ребенка, за его душу?
Поскольку в наше время многие родители испытывают значительные нагрузки на работе, большую ответственность возложила на себя школа. Раньше основные моральные ценности дети познавали дома, а обучение в школе было направлено главным образом на передачу им знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Теперь многие родители зависят от школы в полном объеме, что и повышает ее ответственность. Эта ответственность возрастает в связи с тем, что дети, как и их родители, стремятся познать высшие ценности. Мы должны обнаружить эту восприимчивость и ответить на нее самой эффективной и наступательной кампанией по воспитанию.
Почему моральный климат в США так сильно ухудшился? Потому что детей не учат больше вере в Б-га. С момента своего зарождения Соединенные Штаты стали убежищем для миллионов людей всех вероисповеданий, которые бежали из родных стран по религиозным мотивам. Именно в таком духе мы воспитывали своих детей. Затем начался медленный, но разрушительный процесс, который часто приводил к размыванию и в конечном счете к ликвидации воспитания, основанного на нашей ответственности перед Б-гом. Старая битва между наукой и Б-гом переросла в битву между просвещением и Б-гом. Это о/хна из основных причин ухудшения современного морального климата. Поэтому у нас нет иного выбора, кроме как вернуться к философии просвещения, в которой мы учим детей важности не только математического уравнения, но и души.
Помните, что именно дети могут лучше всего установить связь с сущностью Б-га. Не переносите своего скептицизма на детей. В отличие от взрослых, дети не пережевывают каждый кусок новой информации до тех пор, пока он не растворится или не разрушится. Они только слушают и впитывают.
Мы должны смотреть на своих детей, то и дело повторяя себе: вот благодатная душа, открытое сердце и ум, которые Б-г поручил мне воспитывать и обучать. Жизнь этого ребенка будет оказывать влияние на жизнь многих других людей, и мне следует обучить его как можно лучше. Будут ли Б-г и общество довольны той работой, которую я проделал?
Однажды по дороге в синагогу Ребе встретил руководителя одной из общин, с которым был знаком.
– Каждый день я иду по этой улице и вижу проходящих по ней девочек и мальчиков, – сказал Ребе этому человеку. – Скажите, пожалуйста, кто думает об этих детях? Кто заботится о тол, чтобы удовлетворить их интеллектуальные и духовные потребности? Вы и все другие, кто пользуется влиянием, должны посвятить себя в первую очередь воспитанию этих молодых людей.
Через несколько лет этот руководитель общины рассказал, что воодушевленный искренней тревогой Ребе, он тотчас же разработал ряд программ по воспитанию и приступил к их внедрению в практику. С течением времени эти программы стали давать результаты, теперь ими пользуются тысячи учащихся.
Адаптированное изложение.
Автор: Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон