Раввин Моше Вайнер о Ноахидстве. Интервью.
Чтобы занять место в Грядущем мире, нееврею не обязательно принимать иудаизм: достаточно соблюдать Семь законов сыновей Ноя (Бней Ноах). Автор основополагающих книг с разъяснениями этих заповедей раввин Моше Вайнер — один из самых компетентных людей во всём, что касается данной темы. Почему в книгах на иврите должны быть сноски, какую заповедь смягчили для англоязычных и зачем министру обороны Израиля писали письмо о ноахидстве. Интервью для Еврейского журнала.
Мир готов к Машиаху
— Вы — раввин синагоги и преподаватель колеля (ешивы для женатых). Почему вас заинтересовало ноахидство?
Я начал заниматься этой темой не по собственной инициативе. В начале 2000-х ко мне обратился раввин Элиягу Таугер. Он публиковал труды Рамбама (Маймонида) на иврите и по-английски: законы, касающиеся еврейских царей, храмовые законы. Вышло где-то пять томов, а затем Таугер дошел до законов о тфилин. Редактор, который работал с раввином, сказал, что слабо знаком с этой темой, и порекомендовал меня в качестве рецензента, проверяющего точность перевода с алахической точки зрения. Мы проработали пару лет, затем Таугер уехал, но по его наводке ко мне обратились два хасида из Питтсбурга, основатели организации Ask Noah International, которая образовалась после того, как Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон призвал рассказать миру о Семи заповедях сыновей Ноя.
— Потом ноахидами стал заниматься раввин Йоэль Шварц, принадлежащий к литовской ветви иудаизма.
Он, насколько помнится, писал статьи и книги теоретического направления, не занимаясь ноахидами лично. Виленский Гаон несколько раз предрекал возвращение евреев в Страну Израиля, считая это началом мессианского Избавления. В 1990-е на фоне Большой алии из бывшего СССР раввин Шварц стал публиковать статьи о приближающемся приходе Машиаха. Думаю, у Любавичского Ребе и раввина Шварца были похожие соображения: раз мир готов к Машиаху, он готов и к концепции ноахидства. При этом речь о каком-то массовом явлении не идет. Многие раввины мне говорили: «Да, это часть Торы, но нам и без того есть чем заниматься». Был американский раввин, который считал, что обучение народов мира Семи заповедям — это закон, применимый только к мессианской эпохе.
Любавичский Ребе предложил составить кодекс законов для ноахидов — собрать законы из разных источников и систематизировать. Ask Noah International обратилась к шести-семи израильским и американским раввинам, чтобы каждый из них взялся за разработку отдельной темы: один раввин напишет про воровство, второй — про прелюбодеяние… Для законов, касающихся идолопоклонства, автора не хватило. И тогда раввин Таугер порекомендовал меня. На черновик ушло пять недель. Через год мне поручили дополнительную часть будущей книги, затем еще две. Скоро инициаторам проекта стало понятно, что лучше взять одного человека вместо коллектива авторов. В итоге на иврите вышла книга «Семь заповедей Б-га» (по-английски, в укороченном виде, — The Divine Code).
— Почему английский вариант укоротили?
На иврите надо приводить ссылки на первоисточники, чтобы читатели из числа религиозных евреев не сказали: «Откуда вы это взяли?» Английский вариант выглядел компактнее, там не было неактуальных в наше время тем: например, рабовладения или жертвоприношения. Смягчили фразу про аборты: согласно Торе, они караются умерщвлением, но неясно, идет ли речь о казни или о наказании свыше.
Ноахид на службе у царя
— Где вы искали информацию о Семи заповедях сыновей Ноя, учитывая, что Талмуд на 99,9 % посвящен внутриеврейским проблемам?
В Талмуде про это действительно говорится мало, но всё же информация есть. Парадоксально, но эта тема нередко поднимается в раввинистической литературе: авторы разбирают некий вопрос, внезапно возникает связь с Семью заповедями, и начинается подробное обсуждение.
«Исторически концепция сыновей Ноя возникла при получении Торы. До этого весь мир был поделен на праведников, которые верили в Б-га, и злодеев-язычников».
Написанное я показывал покойным раввинам Залману Нехемии Гольдбергу и Иммануэлю Шохату, они дали ценные советы. С 2014 года я не пишу книг, но ко мне периодически обращаются представители Ask Noah International и других организаций. Было несколько съездов ноахидов, я читал там лекции о Рамбаме, о подходе Любавичского Ребе.
— А какой у него был подход?
Абсолютно ортодоксальный: как написано в Торе, так и должно быть. Сейчас есть три-четыре основных ортодоксальных ресурса для ноахидов и около пяти, принадлежащих к консервативному ответвлению. У консерваторов, конечно, всё иначе: «Все мы братья, можно делать всё что хочется».
Есть ортодоксальный раввин Ури Шерки, относящийся к религиозному сионизму. У него своя структура работы с ноахидами. Поскольку Шерки вырос на учении раввина Кука, его целью является укрепление Государства Израиль. Он считает, что чем больше ноахидов, тем сильнее будет Израиль. Я с этим согласен: ноахиды по умолчанию относятся к еврейскому государству положительно, видят в нём источник вдохновения.
— Кто он, среднестатистический ноахид?
Одиночка. Общин очень мало. На Филиппинах есть община из сотен семей, вроде бы существует община в Кении. В Алма-Ате действует небольшая община под руководством раввина Шеваха Златопольского, функционируют общины в Днепропетровске и Киеве. В Москве давно существует группа ноахидов и постоянно проходят уроки. В США и Великобритании общин нет, но разрозненные ноахиды организуют виртуальные встречи. Школ, ориентированных на ноахидов, пока нет, это большая проблема.
Исторически концепция сыновей Ноя возникла при получении Торы. До этого разницы между евреями и неевреями не было: весь мир обязан был следовать приказам Творца, весь мир был поделен на праведников, которые верили в Б-га, и злодеев-язычников. Народ Израиля получил Тору, у остальных народов остались Семь заповедей. В Танахе упомянут Хушай Арки, советник царя Давида. Он был ноахидом, в Талмуде рассказывается, как Давид с его помощью хотел нейтрализовать идолопоклонство.
Имеются также исторические свидетельства, что общины ноахидов существовали во времена Второго Храма. До возникновения христианства были неевреи, оставившие языческие верования, они приблизились к постулатам иудаизма, остановившись посередине. У них был статус сыновей Ноя.
Пару лет назад, когда лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман был министром обороны, мы написали ему письмо: у выходцев из СНГ нееврейского происхождения в графе «Религиозная принадлежность» стоит прочерк. Отчего бы не предложить им концепцию сыновей Ноя? Израилю стоит поощрять ноахидство, выделить ресурсы, открывать школы. Ведь ноахид — это не религиозный статус, любой нееврей автоматически является сыном Ноя. Ответа мы не получили.
— Зачем вообще пропагандировать промежуточный вариант вместо перехода в иудаизм?
Гиюр — серьезное духовное усилие, это непросто. Иудаизм не занимается миссионерством. У ноахидов своя важная миссия. Часто считается, что Б-г не интересуется отдельными людьми. В лекциях я повторяю, что Творец говорит каждому из восьми миллиардов жителей Земли: «Я хочу, чтобы ты поступал так-то и так-то, у тебя есть связь со Мной, ты не просто винтик в системе».
Семь заповедей сыновей Ноя
1. Запрет идолопоклонства: вера в единого Б-га.
2. Запрет богохульства: почитание Б-га.
3. Запрет убийства: уважение к человеческой жизни.
4. Запрет прелюбодеяния: уважение к семье.
5. Запрет воровства: уважение к имуществу ближнего.
6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного: уважение к живым существам.
7. Обязанность создать справедливую судебную систему.
***
Израильтянин, не американец
Раввин Моше Вайнер родился в Цинциннати, его предки родом из Литвы и Словакии. Отец раввина впоследствии сблизился с любавическим хасидизмом ХАБАД и преподавал в школе, мать заведовала кошерной кейтеринговой компанией. В качестве хобби Вайнер-старший изучил искусство написания свитков Торы и мезуз. Когда Моше было 10 лет, семья репатриировалась в Израиль. Переезд дался Вайнерам легко: отец и мать были сионистами. Сам раввин считает себя израильтянином, а не американцем.
Религиозное образование мальчик получил в ешивах литовского и любавического направлений. В 1980х годах р. Вайнер возглавил синагогу общины ХАБАДа в иерусалимском микрорайоне Рамот Гимель. Три года он преподавал в колеле для русскоязычных студентов, а после закрытия заведения возглавил общехабадский колель.
Женившись, Моше Вайнер прошел под влиянием отца курсы переписчиков Торы. 30 лет назад опубликовал книгу «Отийот а-рав», посвященную аспектам написания букв, и до сих пор является специалистом в этой области: каждую неделю по электронной почте к нему приходит около сотни вопросов.
Невзирая на важность созданных им трудов, раввин Вайнер считает себя человеком непубличным и за границу, несмотря на многочисленные приглашения, практически не ездит.
Источник: https://jewishmagazine.ru/