Разрешена ли эвтаназия?

Вопрос: Разрешена ли по Законам Бней Ноах эвтаназия?

Ответ: Вначале требуется определить термин, сегодня он употребляется в различных смыслах, включая усыпление животных. Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь)[1].

Это большая тема для целой книги, мы же ограничимся чем-то одним: можно ли ускорить смерть больного, если не прямым вмешательством, то действием, которое смерть ускорит?

Важное замечание! В каждом конкретном случае следует спросить мнение раввина, который уполномочен решать такие вопросы. Не дай Б-г ошибиться в таком деле, убийство это очень большой грех, если не самый большой. Поэтому мы рассмотрим тему вообще в целом, никаких практических выводов из наших слов делать нельзя.

Как запрещено убивать (прямое убийство), также запрещено совершать действия, которые сами по себе не приводят к смерти, но являются причиной того, смерть придет (косвенное убийство). К примеру, связать человека и поместить его перед львом, или в таком месте, где он замерзнет или испечется на солнце, даже если сейчас он в тени и солнце придет туда через какое-то время.

В чем между ними разница? Если прямое убийство не привело к немедленной смерти, и пришел другой человек и добил жертву, грех на обоих. Но если один лишь создал причину для смерти, а второй ее ускорил, то первый от греха освобождается.

Ближе к нашему дню (хотя за последние десять лет, даже меньше, мир так изменился, что непонятно, что к нашему дню ближе).

Итак.

Запрещено трогать умирающего. Каждый, кто до него дотронется, приравнивается к убийце, ибо это ускоряет выход души. Однако, те, кто ухаживают за больным, чтобы его вылечить или даже просто облегчить его состояние, очевидно, что могут пытаться его спасти. И даже в том случае, когда не могут спасти саму жизнь, а только облегчить боль. И не только могут, но обязаны. Однако, если врач постановил, что больному ничем не поможешь ни в продлении жизни, ни в облегчении боли, трогать его запрещено.

Если больной не может терпеть болей и просит помочь ему умереть, запрещено его убивать, даже если ясно, что из болезни он не выйдет. Это прямое убийство. Даже косвенное убийство запрещено. Однако пассивная эвтаназия, т.е. удержание от действий, направленных на продление жизни, не запрещена. Такого больного разрешается не подключать к приборам и оставить умирать естественным образом в том случае, если он сам не хочет жить. Все это о больном, находящемся в здравом сознании, понимающем свое состояние и не желающем жить по причине физических страданий. Но если видно, что сознание больного не ясно, все вышесказанное к нему не относится. Кажется нам, что в этом случае обязаны его лечить, как всякого другого человека.

Больной без сознания, и родственники хотят прекратить его жизнь. Кажется нам, что это запрещено в любом случае: как прекращение жизни, так и воздержание от действий, ее продлевающих. Но того, кто находится в состоянии клинической смерти и его легкие не действуют сами, а лишь через приборы, отключить от приборов не запрещено [опять же: в каждом конкретном случае обязательно спросить раввина!].

Умирающий, который хочет пожертвовать свои жизненные органы другим больным, чтобы спасти хотя бы их. Хотя сам он умрет все равно, запрещено брать от него органы, пока он жив.

Да не будет ни у кого нужды использовать эти знания! В любом случае надо помнить, что человек не рождается по своей воле, и не по своей воле умирает [2]. Все, что с человеком происходит, нужно для него самого и для его блага. Человек создан для определенной цели, и все, что происходит с ним, призвано его к этой цели приблизить. Хотя иногда нам кажется по-другому, и кажется, что то, что происходит, противоречит Б-жественному замыслу. Но как сам Б-г прост и не состоит из частей, так и его воля, которой Он создал мир, проста и не состоит из частей. И когда мы попадаем в ситуацию (или просто видим ее у других), которая в нашем понимании противоречит тому, как Б-г должен управлять миром, надо помнить, что это все та же простая Б-жественная воля без всякого изменения[3].

Примечания

[1]  Эта статья основана на книге раввина Моше Вайнера «Шева мицвот Ѓашем», гл. 5.
[2]  Авот, 4:22.
[3]  При ѓа-арец, гл. Ваешев.

Автор: р. Хаим Фильцер