Рош Ашана / Новолетие
Роша Ашана (1 число месяца Тишрей) – день создания первого человека, шестой день начала сотворения мира.
Сотворение – Б-жественное деяние, вечно существующее и ежедневно возобновляющееся
Почему же Рош Ашана (Начало Года) выпадает именно на шестой день творения, а не на первый его день (25 числа месяца элул)? Причиной тому – сотворение человека, ведь именно человек – венец творения, цель всего того, чтобы было сотворено Всевышним в течение первых пяти дней; по сути, ради человека и был сотворен весь мир! Поэтому началом года принято считать день создания человека.
Основой всеобщего обновления в Рош Ашана является обновление смысла и причины творения. Иными словами, основа такого обновления находится в ведении Всевышнего, причиной же творения является воля Творца и его удовольствие от созданного Им мира. Каков смысл создания мира Всесильным? Смысл в том, что Он, благословенно Его Имя, создавая мир, пожелал стать Царем в этом сотворенном Им мире.
Истинное обновление состоит в том, что появляется совершенно новая субстанция, не существовавшая доселе, ведь то, что уже имело место когда-либо, невозможно назвать новым в полном и истинном смысле этого слова.
Истинная причина сотворения мира – Царствование Всевышнего! А желание и стремление истинного Царя – быть властителем своего народа, при этом, понятие «народ» на уровне Всесильного соответствует понятию «человек», который создан по образу и подобию Творца, который преклоняется пред Ним, трепетно исполняя Его волю в мире, Им сотворенном.
Вот молитва, которую мы возносим к Всевышнему на Рош Ашана:
«Б-г наш! Царствуй над всем миром в славе Твоей и возвышайся над всей землей в величии Своем, и явись в великолепии мощи Своей над всеми обитателями земного мира Твоего. И познает все содеянное, что Ты сделал его, и поймет всякое создание, что Ты создал его, и скажет каждый, чья душа в дыхании ноздрей его: Г-сподь, Б-г Израиля, – Царь, и царство Его – над всем властно».
Молитвы наши и просьбы к Б-гу выражают наше истинное желание того, чтобы власть Всевышнего воцарилась во всем мире, чтобы Он стал Царем всего, и в частности – чтобы Он царствовал над нами, а точнее – над каждым из нас; Царство Его – олицетворение любви и радости, которые в свои очередь являются наивысшей составляющей человека, созданного по образу и подобию Творца, и эта составляющая – духовные силы нашей души.
Мы должны осознавать, что качество, называемое Царствованием Всевышнего, благословенно Его Имя, может проявляться по-разному. Как сказано: «Царство – Б-гу, Он властвует над народами». Всевышний – Царь и одновременно – Властелин! Царь, любящий и получающий удовольствие от подвластного Ему народа; Властелин, правящий силой, крепостью, могуществом!
Царь – правитель, указывающий путь и смысл жизни своему народу, царство – это олицетворение любви царя к народу. Властелин – могущественный повелитель, устанавливающий порядки и законы жизни в своем государстве, однако его не особо интересует, как к этому относится его народ; он не желает разъяснять народу, чем он руководствуется, он никогда не будет указывать народу верный путь и рассказывать о смысле его, народа, жизни… И уж конечно, в рамках своего правления, властелин никогда не пользуется понятием «любовь»…
Наша задача найти самостоятельно, над чем царствует наш Царь?
Мы должны просить у Б-га, чтобы был нам Царем весь следующий год и царствовал над нами с любовью и с удовольствием!
В наших силах накануне Рош Ашана принять решение о том, что в новом году мы возьмем на себя исполнение какого-нибудь нового доброго дела (каждый – по мере своих возможностей и способностей), и в заслугу этого у нас будет основание попросить у Творца, чтобы Он вновь воцарился над миром, стал Новым Царем для обновленного мира!
Автор: Р. Мойше Вайнер