Солнце, звезды и луна
Одной из заповедей, о которых сказано, что лучше умереть, чем нарушить, является многобожие (язычество, поклонение идолам) [1]. В чем его сущность? Существует ли оно сегодня? На первый взгляд, оно осталось в далеком прошлом. Но, по сути, не так уж далеко от нас и нашей повседневной жизни.
Маймонид в начале Законов об идолопоклонстве весьма подробно описывает процесс, в результате которого люди пришли к многобожию:
«В дни Эноша [2] люди совершили большую ошибку… решили, что раз Г-сподь создал звезды и небесные сферы для управления миром и поместил их в небесах, и наделил их почетом, и это верные слуги Его, приближенные к Нему — они достойны восхваления и возвеличивания, и воздаяния им почестей… И начали строить звездам храмы и приносить им жертвы, восхвалять и возвеличивать их словами, простираться ниц в их сторону». Стали создавать скульптурные и иные изображения так, и с течением времени настолько погрузились в служение идолам, что полностью забыли Всевышнего.
На практике многобожие делится на два уровня: язычество в общепринятом значении этого слова и язычество более тонкое, называемое «шитуф». По мнению большинства законодателей Торы народам мира запрещен только первый вид язычества, а второй разрешен. И только в отношении народа Израиля шитуф является многобожием в буквальном смысле слова и запрещен в абсолютной степени так, что еврей обязан соблюдать этот запрет даже ценой своей жизни.
Простое язычество ‒ это не только отрицание Всевышнего и замена Его на того или иного идола. Тот, кто верит в идола может верить и во Всевышнего. Но Всевышний в его глазах далек и оторван от реальности, не вмешивается в дела земные. Мир отдан под власть других сил ‒ выдуманных богов, реальных звезд и различных духовных сил, ‒ поэтому человек их почитает и им служит. Такое запрещено всем, как народу Израиля, так и другим народам.
Шитуф (שיתוף) ‒ букв. компаньонство, соучастие. Речь идет о том, что различным силам приписывается соучастие в управлении миром наряду со Всевышним. Верящий в шитуф верит во Всевышнего и Его власть над миром и вместе с тем считает, что и другие силы имеют влияние. Например, считает, что особым влиянием обладают звезды. Речь идет не о том влиянии, которое Всевышний оказывает на мир посредством звезд, а о том, что сами звезды могут влиять на мир помимо Всевышнего, самостоятельно. Такая мысль является тонкой разновидностью язычества и называется «шитуф».
Итак, простое язычество ‒ это когда считают, что некая сила управляет миром самостоятельно вместо Всевышнего, шитуф ‒ когда управляет миром вместе или наряду со Всевышним. В отношении еврея обе разновидности являются многобожием в полном объеме. Еврей обязан верить в то, что только Всевышний имеет власть над миром, Он единственный, кто управляет миром и определяет, что произойдет.
Эта вера говорит, что если какие-то силы и влияют на происходящее, то это Всевышний действует через них. Влияние звезд и духовных сил, если и есть, то не исходит от них самих, а проходит через них, они служат средством, через которое Всевышний изливает в мир свое благо.
Более того, даже человек, обладая свободой выбора, например, хозяин, выплачивая работнику зарплату, служит всего лишь передатчиком Б-жественного блага на пути от Всевышнего к тому работнику. Из-за того, что хозяин обладает свободой выбора и мог бы не стать передатчиком, ему полагается благодарность от работника. Но истинная благодарность полагается Всевышнему, ведь хозяин только передает работнику то, что ему самому было дано Всевышним.
Но, по сути дела, как может возникнуть идея шитуфа?
Когда евреи вышли из Египта и перешли посуху море Суф, они спели Всевышнему гимн. В нем, в частности, есть такие слова: «Кто, как Ты, между Б-гами, Г-сподь!? Кто, как Ты, славен святостью!?». Их можно понять так: нет таких славных святостью, как Г-сподь, но без этого есть подобные (упаси Б-г!). То есть, существуют другие боги или силы, которые не славны святостью, но тоже участвуют в сотворении мира и влияют на его управление.
Почему можно вообразить, что некие силы, например, солнце, луна и звезды, хотя и в подчиненном состоянии, соучаствуют со Всевышним в управлении миром? Потому что по ним не видно, что они всего лишь передатчики. Они, как и все творения, состоят из души и тела, и то, что видно, это излияние блага из их тела. Они принимают духовное благо и трансформируют его в материальное. Поэтому, когда человек видит, что живет «дарованием плодов от солнца и дарованием плодов от луны» (Дварим, 33:12), то есть видит, что солнце изливает свет и тепло, от которого растет и зреет урожай, и так далее, то может подумать, что урожай зависит именно от свойств солнца и именно свойства солнца подходят для выращивания урожая. Хотя верит, что миром управляет только Всевышний и Он единственный источник жизненности, но приписывает солнцу (или чему-то еще) важную роль в этом процессе, ведь именно в нем духовное благо становится материальным. Следующим шагом становится приписывание солнцу права выбора ‒ передавать влияние или не передавать. Выходит, что изначально (сразу после сотворения мира) все понимали, что Всевышний единолично управляет миром, но со временем стали верить в его компаньонов, а потом и в самостоятельных богов.
Звезды действительно передают влияние Всевышнего в мир. С точки зрения науки в звездах энергия трансформируется в материю, обладающую массой. Также образуются все элементы, из которых состоит Вселенная: элементы легче железа образуются в обычных звездах, элементы тяжелее железа образуются при взрыве сверхновой. То есть все, включая нас самих, является следствием процессов, происходящих в звездах. В хасидских книгах говорится, что Всевышний, сотворив мир, продолжает питать его все время. Жизненность, исходящая от Него, проходит много трансформаций, пока из духовной становится материальной. Одним из главных трансформаторов являются звезды, именно они получают энергию духовную, а излучают материальную. Главную роль здесь играют солнце и луна. [3]
Какое практическое значение имеет отрицание шитуфа? Например такое: источник заработка, будь то бизнес или любая другая работа, является всего лишь сосудом, который Всевышний наполняет своим благословением. Главным должно быть служение Всевышнему, и если оно делается как следует, то Всевышний благословляет человека через его бизнес. И сам бизнес должен был сосудом, чистым от всякого нарушения законов Торы: обмана, лукавства, лжи, и так далее.
В беседе на тему главы Берешит 5729 (1969) года Любавический Ребе сказал, что, отрицая шитуф, евреи могут повлиять на сознание народов мира, чтобы и они изменили свое мнение на этот счет. Хотя народам мира такая вера не запрещена, но в последнее время, сказал Ребе, они больше открыты для восприятия еврейских идей.
Примечания
[1] Санѓедрин, 74а.
[2] Энош ‒ внук Адама, см.: Берешит, 4:26: «У Шэта также родился сын, и он нарек ему имя Энош; тогда начали называть Именем Г-спода». То есть стали называть Именем Г-спода различные силы и звезды.
[3] Сефер ѓа-мицвот Цемаха Цедека (Дерех мицвотеха), гл. Заповедь обрезания.
Автор: р. Хаим Фильцер