Связь человека с Всевышним через выполнение Его заповедей
На языке Каббалы, все заповеди составляют органы Всевышнего, Царя Царей, у каждой заповеди есть доступ ко Всей Сути.
Как говорил Бааль Шем тов «Когда ты хватаешь в каком то месте Суть, то ты хватишь всю Суть, потому что суть представлена в одинаковой степени и везде и всегда. Где бы ты не ухватил, ты одновременно захватываешь всё». Это как мы можем привести пример с генетикой, с молекулами ДНК – не важно от какой части тела ты возьмешь мазок, ты получишь информацию об абсолютно всем наборе хромосом, ты можешь восстановить из волосика человека, это говорит о том, что есть все во всем. В каждой молекуле ДНК есть весь человек. Каждый орган внутри себя содержит тот самый свет, который претендует на то, чтобы поселиться в сотворенном мире.
Мицва (заповедь) – это корень всего. Когда мы говорим о возможности пригласить Всевышнего в этот мир, то есть совершить Его поход «сверху – вниз», а не ограничено «снизу – вверх», мы говорим именно о мицвот. И, конечно, мы знаем, что нет у Всевышнего тела. Тем не менее, известно, что Тора и заповеди называются по имени haАдам, как сказано Тора, которая у нас есть, которая дарована на горе Синай, в которой прячется суть Творца, называется Торат hаАдам – Тора человека, либо Тора о человеке, «вочеловеченная Тора». И еще написано «это заповеди, которые будет совершать hаАдам и жить в них», то есть заповеди и Адам, самый масштабный Адам: Адам Тахтон – это мы (люди живущие в нижнем материальном мире), Адам Эльйон – мир Ацилут, Адам Кадмон – первая семечка – это все называется Адам. Все антропоморфно. Когда мы говорим антропоморфно, мы говорим это в негативном ключе, чтобы сказать, что мы все превращаем и приближаем к понятной нам модели Адама, что человек мерила всех вещей. Мы говорим не об этом, мы говорим о том, что антропоморфность в данном случае это единственное удовлетворительное объяснение тому, почему Тора Всевышнего оказалась в руках Адама, почему заповеди Всевышнего рассчитаны на Адама. И в таком случае, почему именно Адам, проводя через себя заповеди Всевышнего активирует те самые органы, соответствующие в теле Царя, Господина, которые должен делать Адам и жить в них, в том числе Адам Эльйон – Высший человек, мир Ацилут, в котором прописаны все органы Царя: хесед, гвура, тиферет и тд. Почему – потому что в заповедях, тех самых, которые еще находятся внутри Творца они организованны таким образом, что могут быть расписаны по умозрительному человеку. И в них прибывает желание и наслаждение Творца, которые, конечно же, иначе через заповеди, в этом мире не доступны для нас.
Как дорого бы дали все люди на земле, чтобы получить весточку хотя бы издалека напоминающую Тору. Ведь какими бы не были бы воспарения духа людей на земле – им не хватает самого главного – чтобы Б-г сказал бы, что им делать. Ведь только тогда, когда Он говорит, что делать – мы можем узнать, а что Он хочет, мы можем узнать, от чего Его наслаждение. Для евреев – это 613 Заповедей Торы: 248 повелений, всенародных, индивидуальных и общественных и 365 предупреждений, упреждений, чтобы все пошло так, как надо. Для народов мира – это 7 Заповедей, и как оказалось в последних исследованиях, когда начали проводить в жизнь указание Ребе по поводу распространения Заповедей Потомков Ноаха, что эти 7 Заповедей разветвляются на множество законов, которые в некоторых местах буквально вторят еврейскому образу жизни. То есть, есть у всех людей на земле задача. Поэтому мы называем праведниками народов мира тех, кто улавливает связь требований к нему Всевышнего, с тем, что написано именно в Торе.
Как говорит об этом Рамбам и как подчеркивает об этом Ребе – эта связь необходима, потому что только Тора дает человечеству представление о том, что нужно Творцу, как Он решил, что Ему нужно, и как Он наслаждается процессом исполнения.
Все остальные возможные духовные практики могут быть замечательными, каждая из практик, и христианство, и ислам, и буддизм, и веданта, и майя, и греки, все, кто угодно – они упражняются в том, что человеку дано испытывать глубочайшее потрясения духа, это все по настоящему испытывается, но не хватает лишь одного – не хватает потока «Сверху вниз». Во всех этих практиках есть только одно желание – соответствовать абстрактному требованию, подняться от этого мира и жить так, как будто ты над этим миром. Но там не хватает самого главного – они не знают, что делать в этом мире так, чтобы Всевышний получал от этого наслаждение. А для этого есть Тора, а поэтому нет ничего дороже Заповедей Торы, это и есть смыслообразующий слой служения Всевышнему, там есть желание, там есть наслаждение сокрытие в самой сути Творца.
Из маймора Миттелер Ребе.
Адаптированное изложение раввина Йонатана Фельдмана